Запрет на смешанные браки между германцами и римлянами в Варварских правдах.

Jun 30, 2016 14:11

В свое время наткнулся на такой интересный римский закон.
«Пусть никто из римлян не намеревается иметь варварскую жену какого угодно племени, и римские женщины пусть не соединяются брачными узами с варварами»

Valentinianus et Valens aa. ad Theodosium magistrum equitum. Nulli provincialium, cuiuscumque* ordinis aut loci fuerit, cum barbara sit uxore coniugium, nec ulli gentilium provincialis femina copuletur. Quod si quae inter provinciales atque gentiles affinitates ex huiusmodi nuptiis exstiterint, quod in iis suspectum vel noxium detegitur, capitaliter expietur. Dat. v. kal. iun. Valentinianus et Valente aa. coss.
Interpretatio. Nullus Romanorum barbaram cuiuslibet gentis uxorem habere praesumat, neque barbarorum coniugiis mulieres Romanae in matrimonio coniungantur. Quod si fecerint, noverint se capitali sententiae subiacere.
CTh.3.14.0. De nuptiis gentilium IMPERATORIS THEODOSII CODEX

http://ancientrome.ru/ius/library/codex/theod/liber03.htm#14



обложка выпуска испанского журнала Desperta Ferro, посвященного битве при Каталаунских полях

Так звучал строжайший запрет императоров Валентиниана I и Валента II, изданный около 370 года. Можно много говорить о стремительной «варваризации» Империи того времени, о попытках римской власти противостоять ей, выливавшихся даже в запрет на германскую моду и о причинах такого противостояния. Но в данном контексте представляет интерес каким образом и по каким причинам запрет на смешанные браки между римлянами и варварами продолжил существовать.

К 4 веку указы римских императоров, первые два века империи(принципата) не имевшие определяющего влияния на правоотношения, стали значимым источником права. Остро вставала необходимость кодификации законов(в том числе и императорских эдиктов) и к 5 веку их было проведено три. Третья кодификация привела к созданию в 437 г. т.н. Кодекса Феодосия , который и стал официально общепринятым. Интересно, что и эдикт Валентиниана и Валента туда тоже вошел. Кодекс был составлен в Константинополе и отражал реалии Восточной Империи, которая в ту пору среди других проблем имела и проблемы религиозные, в частности борьбу с арианами и другими еретиками. Пройдет век и при Юстиниане проведут новую и самую известную кодификацию римских законов, куда запрет на смешанные браки уже не войдет , но продолжит жить в т.н. Варварских правдах, созданных на основе Кодекса Феодосия.
Чтобы понять почему это произошло, какими причинами обусловлено и как долго существовало, следует вспомнить, что германские племена-составители Варварских правд имели совсем не одинаковые взаимоотношения не только с римской империей, но и с римской церковью.
Значительная часть германских племен, от которых дошли Варварские правды, была крещена еще в пору т.н. арианских императоров, а впоследствии избежала бушевавших в Империи религиозных страстей, приведших в итоге к объявлению арианства еретическим учением. В первую очередь это готы (вестготы и остготы), а также бургунды. Стоит заметить, что именно готская проблема была в Империи особенно острой и именно она послужила причиной создания запрета на смешанные браки при Валенте. Затем именно арианство готов и борьба с арианством вообще послужило причиной наличия этого запрета в Кодексе Феодосия, ибо в V веке гот(шире варвар, германец, gentis) равнялось арианин.
После создания готских королевств на их территориях сложилась ситуация, когда германское меньшинство(например вестготов было, по разным оценкам от 3 до 5%) правило романским большинством. При этом различия были не только религиозные ( готы были ариане, романское население нет), правовые, но и даже стадии исторического развития народов отличались . И если в дальнейшем можно проследить этакую комбинацию римского и варварского(например те же Варварские правды, сочетавшие римские и германские общинные законы, а иной раз и разделявшиеся на свод для германцев и свод для римлян; или совмещение рабовладельческих и варварских общинных институтов, приведших к появлению классического европейского феодализма), то религиозные противоречия по понятным причинам такого не демонстрируют. Забегая вперед, хочется заметить, что в городах Италии римские и варварские кварталы разграничивались достаточно четко. В готскую эпоху, как и в эпоху лангобардов, ариане жили вокруг своих церквей и королевских дворцов. Готская Равенна имела civitas barbarica (варварский квартал) и 6 арианских церквей (называвшихся ecclesiae legis Gothorum (церкви готского права) или legis sanctae (святого права)). На о. Градо и в Салоне было по два центра притяжения в виде ортодоксального и арианского кафедральных ансамблей. В Цивидале дель Фриули, важном гарнизонном городе, лангобардский квартал вокруг церкви Св. Иоанна был отделен от знаменитого в истории искусства Темпьетто и основного квартала маленькой оградой между римской стеной и рекой Натисоне. Такие кварталы образовывались вокруг арианских церквей, которые законодательство Империи выносило за стены, поэтому большинство германских кварталов находилось за стенами.
Возвращаясь к различиям между местным населением и варварами, хочется добавить, что настолько маленькая группа инородного и инорелигиозного населения имела не так много рычагов управления основной массой. В первую очередь, это армия. Но и тут можно увидеть, что войско формировалось из германцев, а не римлян. Эта обязанность была прописана в законе. Конечно же, малочисленная арианская верхушка была заинтересована в том, чтобы и войско проводило ее политику, в том числе и религиозную. Для этого и оно должно быть арианским. Благо, на слуху были все те же религиозные страсти и осуждение арианства в Империи. Был необходим инструмент, не допускающий отхода готов от арианства. Тут и пригодились эдикты римских императоров о смешанных браков. Изначально направленные против ариан, они послужили на пользу еретикам. Религиозная сущность запрета на смешанные браки, отраженного в Варварских правдах совершенно очевидна, если заметить, что он был отражен именно в законах тех народов, которые исповедовали арианство.
Другая часть германцев (к примеру франки, бавары,) приняли христианство в ортодоксальном никейском варианте и в их сводах законов такого запрета закономерно нет.
Показательна судьба таких запретов и связь их с религиозными трениями:

В Вестготском королевстве малое число ариан, правившее местными католиками долго не смогло бы удерживать свою власть. В таких условиях это означало либо гражданскую войну, либо арианские короли должны были пойти на уступки. С 579 по 585 г. в Толедском королевстве велась гражданская война. Сын короля Герменгильд - правитель Бетики, который перешел в католичество, поднял восстание и объявил себя королем. Ему оказывали поддержку византийцы и свевы.

Арианский король вестготов Леовитильд издал новый кодекс законов, который был предназначен для готов и для решения смешанных дел между варварами и испано-римлянами. Этот кодекс отменил закон, запрещавший смешанные браки. В 580 г. Леовигильд созвал арианский церковный собор, который облегчил условия перехода в арианство. Король отправил в ссылку некоторых непокорных католических епископов, но не проявил враждебности к католическому клиру в целом. Восстание было подавлено. При Рекареде (586-601) политика религиозной унификации проявилась в принятии королем католичества. Отдельные восстания арианских епископов в Септимании и Лузитании были подавлены властями. А после Толедского Собора с арианским периодом в истории испанских вестготов было покончено.
В королевстве остготов закон о смешанных браках существовал до самого конца. Ну то есть все 64 года его существования.
В сменившем его королевстве лангобардов не было законодательно прописанного запрета на смешанные браки, но они явно не поощрялись. Можно понять отсутствие этого закона в лангобардской правовой системе, если учесть, что история лангобардских королей это и история взаимоотношений с папской властью и череда сменяющих друг друга католических и арианских королей и изначальное существование католического лангобардского меньшинства, во всяком случае в 458 г. лангобардские послы при византийском дворе аргументировали необходимость совместных действий против ариан-гепидов тем, что лангобарды, как и византийцы, исповедуют католическую веру .
Королевство бургундов, пожалуй, самое романизированное из рассмотренных. Сидоний Аполлинарий пишет, что в момент поселения на римской территории бургунды представляли собой наивных и свирепых варваров. Однако их короли были полностью романизированы. Гундобад, правивший с 480 по 516 г., при котором Бургундское королевство достигло вершины своего могущества, в 472 г. был назначен высшим военачальником Западной Римской империи. При дворе бургундских королей было множество поэтов и риторов. Бургундский король Сигизмунд с гордостью говорил о том, что он является солдатом империи, а его королевство - ее частью. У королей бургундов, по подобию римских императоров, был квестор священного дворца (главный королевский советник) и личная стража. Сигизмунд был практически инструментом влияния Византии; в качестве награды за верную службу он получил титул патриция от императора Анастасия. Бургунды как солдаты императора сражались на стороне римлян против единоверцев-вестготов.Таким образом, бургундские короли называли себя и свое королевство частью империи. Датой начала своего правления они считали дату присвоения звания консула, означавшего предоставление римским императором права на управление от имени императора в качестве военачальника. Должностными лицами в окружении короля были в основном римляне.
А самое главное, что германцы здесь были юридически равными с римлянами и даже могли нести военную службу. Это привело к тому, что запрет на смешанные браки довольно быстро был отменен , а затем бургунды были покорены франками и приняли католичество.

В итоге очевидно, что уже изначально использованный для ограничения религиозного влияния(созданный в эпоху, когда если варвар-христианин это прежде всего арианин) , этот запрет по своей формулировке очень удачно совпал с объективными реалиями варварских арианских королевств и прекрасно был использован использован для разграничения двух религиозных групп, отличавшихся и этнически и юридически и даже мировоззренчески.

Все это позволяет сказать, что изначально составленный против ариан закон о браках с варварами, был умело использован в ряде арианских королевств в качестве инструмента религиозной сегрегации. В германских королевствах, население которых исповедовало католичество т.е. не было религиозных трений, он вовсе не включался в правовую систему. Прежде всего речь о франках, а также о народах, которые приняли составили свои законы на основе Салической Правды или приняли христианство в католической форме довольно поздно. По мере усиления взаимодействия германского меньшинства и подвластных римлян происходила отмена запрета, причем чем интенсивнее была романизация(бургунды) или взаимодействие с католическим большинством(лангобарды) тем скорее запрет отменялся и население переходило в католичество. Дольше всего он продержался у вестготов. Учитывая, что он был принят при короле Эврихе(466-484), а отменен при Леовигильде в 580, в рамках нового кодекса.

Источники и литература
- IMPERATORIS THEODOSII CODEX
- Lex Visigothorum
- Breviarium Alaricianum
- А. Р. Корсунский, Р. Гюнтер.Упадок и гибель Западной Римской Империи
и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М.1984
- Пирен А. - Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира. М.2011
-Мюссе Л.Варварские нашествия на Европу:германский натиск. Спб.2008
- Античные и средневековые источники по истории Испании. СПб. СПбГУ. 2006
- Ермолова И. Е. Отражение «варварской проблемы» в римских правовых памятниках. М.2004

варвары, германцы, античность, эпоха переселения народов, рим, история

Previous post Next post
Up