Leave a comment

3seemingmonkeys November 20 2019, 04:23:56 UTC
по графику 2 периода сокращения: -4500..-4000 и -2500..-2000

в первом случае сокращение и на БВ и в Европе, так что скорее всего это климат, наверное. были там какие-то катаклизмы? в этот период в европе судя по последнему графику народ мигрировал из южной в центральную

во втором случае наоборот из центральной в южную? на бв стагнация перед спадом в -2 тысячелетии (в египте второй переходный период, в месопотамии закат шумерской цивилизации). в -2500..-2000 тоже может климат?

ps картинка немного не в тему, это дзёмон)

интересно как получили эти цифры

Reply

andvari5 November 20 2019, 07:51:31 UTC
Да, картинка и правда не та. Ну да ладно, все ж тоже неолит ( ... )

Reply

3seemingmonkeys November 20 2019, 08:30:36 UTC
>А на север наоборот повалили
если на юге была засуха, естественно все ломанулись на север
в общем в те районы которые меньше пострадали

обеднение населения не обязательно ведет к снижению рождаемости, хотя в принципе может и такое быть..

между 1913 и 1950 население западной европы увеличилось на 44 млн или 17%, несмотря на две мировых войны. мне кажется войны особо не влияют на демографию.

кроме климата (голода) еще может эпидемии, у вас вроде про чуму бронзового века был материал?

Reply

andvari5 November 20 2019, 09:29:12 UTC
"если на юге была засуха, естественно все ломанулись на север
в общем в те районы которые меньше пострадали"

Возможно, но это нужно знать точно, что такое действительно произошло.

"кроме климата (голода) еще может эпидемии, у вас вроде про чуму бронзового века был материал?"
Да, но не совсем ясно, когда эта эпидемия должна была произойти. Толи в энеолите, толи в начале бронзового века.

"мне кажется войны особо не влияют на демографию.

Ну ведь помимо войн было еще много факторов, повлиявших на население Западной Европы, да и Западная Европа - широкое понятия. А насчет влияют\не влияют, все же заметно на графике для Франции, к примеру.


... )

Reply

3seemingmonkeys November 21 2019, 04:52:29 UTC
на графике франции видно, что после войны рост сильно ускорился -- компенсаторные механизмы действуют. например женщины в трудные времена откладывают заведение детей, и после окончания войны или кризиса случается бейби бум. так же в обратную сторону -- если условия улучшились и все бросились рожать, то через некоторое время идет спад, т.к. все кто хотел уже родили и им больше детей не нужно. так в 80е был всплеск рождаемости и в 90е провал -- не столько из-за экономических трудностей сколько из-за тайминга. по графику когортной рождаемости видно что число детей на женщину не сильно снизилось в это время.

в целом война это кратковременный эпизод, убивают там в основном мужчин так что численность населения быстро восстанавливается, и на большом масштабе этот кризис будет не заметен.

Reply

andvari5 November 21 2019, 09:18:50 UTC
Да, я помню, что мы уже обсуждали это, увеличение рождаемости после войн.
Кстати, а может эти проседания графика - наоборот следствие благоприятных условий?

Reply

3seemingmonkeys November 21 2019, 16:36:52 UTC
интересная мысль
а что может в пользу этого говорить?

Reply

andvari5 November 21 2019, 17:39:59 UTC
Да это просто предположение. Я не настаиваю на нем, но почему бы и нет? Возможно более благополучные условия в обществе вели к увеличению роли женщин в обществе, наделению их теми или иными правами - например, имущественными. Или правом развода. Вот, например, занятно:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Брак_в_Древнем_Риме#Уклонение_от_брака_и_законы_Августа

Reply

3seemingmonkeys November 22 2019, 04:14:48 UTC
я читал что "Women were then tax-exempt. By 169 B.C. so much property had passed into the hands of women that the law forbade a man to will as much as half his property to women."

поэтому женщины могли избегать браков

дети нужны для ухода в старости, но их могли замещать домашние рабы -- если с ними хорошо обращались то им было выгодно чтобы хозяин прожил подольше. правда это только к малочисленным обеспеченным слоям относится.

в принципе для крестьян европейского бронзового века роль страховки могла играть община

в поздней римской империи депопуляция шла одновременно с ухудшением жизненных условий крестьян. многие видимо не могли содержать семью

Reply

andvari5 November 22 2019, 09:50:52 UTC
Вероятно, для разных слоев населения и демография могла быть разная. Вообще, складывается такое впечатление, что лучше не сводить все эти спады и увеличения рождаемости к какому-то одному фактору. Наверное были также как краткосрочные, так и долговременные причины. Но благоприятные условия тоже следует иметь в виду как возможный фактор спада.

Reply


Leave a comment

Up