Первый случай политической археологии

Sep 22, 2017 20:06

Так уж случается, что люди вступают в конфликты. При этом в ход часто идет наука. Про переписывание истории всем известно. Или про искажение фактов в свою пользу, про перенос современных реалий в отдаленные эпохи, когда слишком близко принимают к сердцу известную цитату Покровского про историю как опрокинутую в прошлое политику. Немного меньше известно про политическую археологию. Когда что-нибудь откопанное сразу стремятся объявить исконным, местным, не имеющим аналогов в мире. Ну и так далее. Уж на постсоветском пространстве таких историй можно найти кучу. Да чего уж - в одной только России, в одном примечательном регионе с богатой историей их очень много.

Однако, стоит вспомнить как все начиналось. Кажется это первый случай, когда археология использовалась как обоснование для политических решений или политической позиции.
Случилось во времена архонта Солона городам Афины и Мегара спорить за остров Саламин. Солон, который был, конечно, известный мудрец, старался доказать, что остров должен принадлежать Афинам. В ход шло все - и прорицания оракула, и туманные отрывки из Гомера. Мне примечателен такой аргумент:

"...чтобы стало ясно, что Саламин приобретен не только силою, но и по праву, он раскопал там несколько могил и показал, что мертвые лежат в них головою на восток, по афинскому обычаю, и сами гробницы обращены на восток, и надписи на них высечены с упоминанием демов, как водится у афинян."

Диоген Лаэртский. I, 47-48.

античность, археология

Previous post Next post
Up