Экономика доистории

Sep 15, 2017 10:59



"Мы можем понять, как жили наши предки, с помощью археологии и изучения современных племен, которые все еще ведут первобытный образ жизни.

Большую часть своей истории человечество провело в каменном веке, занимаясь охотой и собирательством.

Люди не сидели все время в одной пещере. В течение года они посещали разные места, где появлялась пища - созревали плоды, заводились животные. Поэтому археологи называют места обитания первобытного человека стоянками: это были временные лагеря, в которых жили по нескольку недель или месяцев в году. Двигаться людей заставлял не столько голод, сколько желание поменьше трудиться. На добычу пропитания и связанные с этим занятия (создание орудий, приготовление пищи) уходило всего 2-6 часов в день. В оставшееся время люди общались или просто спали. Высокая продуктивность труда достигалась за счет низкой плотности населения - 1 человек на несколько десятков км2, поэтому люди могли себе позволить, образно выражаясь, срывать только низко висящие плоды. У африканских бушменов собирательство давало 15 калорий на одну затраченную, охота - 5. Для сравнения, традиционное земледелие дает всего 1.7-5 калорий на одну затраченную, и требует более 9 часов труда в день. При этом рацион охотников-собирателей разнообразнее и богаче.

Движение между лагерями не было организованным. Решения о том когда и куда идти принимались на уровне отдельных семей, и люди рассредотачивались по территории, что обеспечивало её эффективное использование. В одном лагере одновременно могло проживать несколько семей. Охотник, принося добычу в лагерь, делился с остальными. Это обеспечивало стабильность потребления мясной пищи, распределяя риски между несколькими добытчиками. Собирательство было более предсказуемым, но его продуктами также могли делиться при случае с отдаленными общинами, если засуха или другое бедствие лишало людей пропитания, или, наоборот, дары природы в какой-то местности оказывались слишком обильными. В общем, подарки и угощения служили для выравнивания потребления, а соседи были в большей степени помощниками, чем конкурентами, поэтому насилие в палеолите было редкостью. Конфликтные люди подвергались остракизму.

Делились не только едой, но и другими благами - шкурами, орудиями, украшениями. За пределами круга близких родственников подарки не были безвозмездными - предполагалось, что одаренный сделает ответный и равноценный дар в будущем. Поэтому по сути это была торговля. Между мало знакомыми людьми она принимала форму бартера. Но большинство "сделок" совершалось с проверенными партнерами, в этом случае "отдаривать" подарок сразу считалось оскорблением. Дарообмен создавал региональную специализацию труда. Редкие блага передавались по цепочке из одних мест в другие, где в них была большая потребность. Существование этих цепочек лучше всего отслеживается по находкам изделий из обсидиана - вулканического стекла, на каждом месторождении он имеет уникальный химический состав. Передариваемые предметы преодолевали сотни и даже тысячи километров. Торговля была деликатным делом, ведь ценность предметов субъективна: сохранялся риск оскорбить партнера никудышным с его точки зрения подарком. В этом случае дружеская связь обрывалась и могло дойти даже до кровопролития.

Хотя в среднем охота и собирательство были высокопродуктивными, в зависимости от сезона ситуация могла меняться. Часть года приходилось даже голодать, но обычно не сильно. Пережить голодное время помогали жировые запасы. Например, бушмены сбрасывали до 5 килограмм за зиму, и снова набирали вес летом. На время люди могли собираться в местах концентрации ресурсов. Американские шошоны зимой собирались в сосновых рощах, где питались семенами шишек. Бушмены собирались у источников воды. Таким образом в зимнем лагере, или нескольких близко расположенных лагерях, скапливалось несколько десятков человек. Это представляло отличную возможность для установления дружеских связей, заключения браков и т.п. В базовом лагере могли также делаться запасы еды и воды.

Кроме того, наличие большого количества людей позволяло проводить загонные охоты. Шошоны громким шумом пугали зайцев, которые выскакивали из нор и попадали в сети. Австралийцы поджигали траву в нескольких местах, так что многочисленные мелкие животные оказывались в огнненной ловушке. Такие охоты могли проводиться время от времени, но наибольшее значение имели охоты на крупных животных во время сезонных миграций весной и осенью, когда они сбиваются в большие стада. Броды, овраги и специально построенные загоны на пути миграции использовались для их массового забоя. Наиболее известно лошадиное кладбище Солютре во Франции, где под обрывом найдены десятки тысяч лошадиных костей. В Костенках (Россия) охота на мамонтов принимала такие масштабы, что из их костей строились жилища. Засушивая или замораживая мясо в погребах, вырубленных в вечной мерзлоте, как это делают эскимосы, древние люди могли долго питаться им. Возможно, лагеря в удачных местах были постоянно населены и насчитывали сотни жителей.

Эти первые постоянные поселения были предвестниками возникновения цивилизации. Загонная охота начинает практиковаться в позднем палеолите, с "культурной революцией", которая отслеживается по возникновению наскальной живописи и скультптуры. Вероятно, общие культурные нормы, закрепленные в ритуалах и искусстве - необходимое условие для совместного проживания и деятельности более пары десятков людей. Формальная власть в таких коллективах все еще отсутствовала, а группы легко распадались вследствие внутренних конфликтов. Но людям все чаще приходилось жить вместе ради защиты в условиях увеличивающейся конкуренции за пищевые ресурсы, по мере того, как росло население планеты. В мезолите появляются изображения военных действий, полностью отсутствовавшие в палеолите, а также свидетельства геноцида - массовые захоронения убитых мужчин, женщин и детей.

В отсутствие дополнительных стимулов возможность создавать избыточный продукт не приводила к появлению цивилизации. Так, садоводы Мачигуенга в Перу жили еще более обособленно, чем охотники-собиратели. Подсечно-огневое земледелие позволяло им стабильно получать по 20 калорий на 1 затраченную, поэтому они всегда имели достаточно пищи и не нуждались во внешних контактах, живя отдельными семьями. А в Мезоамерике 5 тысяч лет прошло между возникновением земледелия и первых крупных поселений. По некоторым данным, люди имели представление о земледелии уже 40 тысяч лет назад. Но в условиях окружающего изобилия природы эта технология долго не была востребована, а после того, как она все же начала практиковаться - долгое время играла вспомогательную роль по отношению к охоте и собирательству."

The Evolution of Human Societies From Foraging Group to Agrarian State.

Sahlins_Stone_age_economics.pdf

Взято отсюда
https://vk.com/cliometrics?w=wall-127478502_595

мезолит, палеолит, реконструкции, работы и материалы, книги, доистория

Previous post Next post
Up