Надеюсь, что этим постом не оскорблю религиозные чувства кого бы то ни было. Умысла такого у меня нет, и все написанное - не более чем субъективное мнение. Так уж вышло, что тема жертвоприношений так или иначе проскальзывает во многих постах этого ЖЖ. И как тут не обратиться к самому объемному из источников по истории Древнего Мира - Библии? Без превеличения, она клад для историков. В Ветхом Завете очень много упоминаний о человеческих жертвоприношениях Связаны они, в основном, с народами, окружавшими потомков Иакова. Местами преувеличены, местами преуменьшены, но в данном посте речь пойдет не о Молохе, тофетах и иже с ними. Там все понятно и ясно. Мне бы хотелось отметить некоторые места, где жертва приносится не Баалу, Ашере и прочим, а Яхве.
Самое известное - жертвоприношение Исаака, точнее его попытка. Бог таким образом проверял преданность Авраама и не позволил принести ему в жертву собственного сына, заменив его на жертвенное животное. Это все понятно, и об этом много всего написано. Гораздо интересней малоизвестные широкому кругу случаи. Как принято было у древних народов (например у германцев, да и у славян), войны зачастую становились сакральным действом и войско противника или его поселение посвящалось богам. В этом случае противники приносились в жертву посредством убийства, хорошие вещи, которые могли бы стать достойными трофеями, ломались, гнулись, выбрасывались в болото, реку и т.д. Тацит пишет в "Анналах": " Война для гермундуров была удачной, для хаттов - гибельною, так как обе стороны заранее посвятили, если они победят, Марсу и Меркурию войско противника, а по этому обету подлежат истреблению у побежденных кони, люди и все живое"
А это о славянах Прокопий Кесарийский:
"Впрочем, вначале они не щадили никакого возраста, но и сами, и другой отряд убивали всех поголовно, кто попадался на пути, с того момента как они пришли в страну ромеев, так что вся земля, составляющая Иллирик и Фракию, наполнилась трупами, по большей части погребенными. Убивали же они тех, кто их попадался, не мечом, не копьем и не каким-либо другим привычным способом , но очень крепко вбив в землю колья и сделав их весьма острыми, с большой силой насаживали на них несчастных, направляя острие кола между ягодицами и вгоняя вплоть до внутренностей человека - вот на какую смерть они их обрекали. Кроме того, вкопав в землю на значительную глучину четыре толстых столба, привязывая к ним руки и ноги пленных, а потом непрерывно колотя их дубинами по голове, варвары этих убивали наподобие собак, змей или другого какого животного. А иных они, запирая в сараях вместе с быками и овцами, которых не могли угнать в родные места, безо всякой жалости сжигали."
В общем, жестокость и агрессия по отношению к противнику была не вещью в себе, а сакральным действием, актом соглашения с богами. И никак уж не стоит говорить о какой-то особой ближневосточной жестокости или рассуждать о живущих аки агнцы европейцах. Однако, вернемся к евреям.
После захвата Иерихона его жителей ждала следующая судьба:
"16. город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали;
17. но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан сынов Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды;
18. и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню. "
(Книга Иисуса Навина 6:16-18)
Как видно, жители города, их имущество и скот подлежали уничтожению, лишь металлические сосуды и золото с серебром должны были стать культовыми предметами.
"20. И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом".
(Книга Иисуса Навина 6:20)
Однако, Ахан, сын Хармия, нарушил завет и взял из заклятого. Израильтяне потерпели поражение в битве. Яхве ответил им "...и обличенного в похищении заклятого пусть сожгут огнем, его и все, что у него, за то, что он преступил завет Господень и сделал беззаконие среди Израиля"
Способ предания казни не случаен. Именно в огнем сгорали обычно жертвенные животные, а людей казнили другими способами. Но Ахан взяв заклятое сам стал жертвой. Его сначала умертвили, побив камнями, а затем сожгли вместе со всем имуществом.
В Ветхом Завете неоднократно подчеркивается, что сожженная жертва приятна Яхве. В этом случае он наделяется человеческим обонянием.
"17 А за первородных из быков, или первородных из баранов, или первородных из козлов не бери выкупа; | святыня они; их кровь побрызгай на жертвенник, а их жир воскури в жертву, в приятный запах Яхве."
Исход 13:17.
Следующий случай - персонаж Агаг, царь амелекитян. Первый царь Саул был выбран Яхве, но заветы его нарушил. Одно из таких нарушений произошло во время войны с амалекитянами.
"3. теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла."
(Первая книга Царств 15:3)
Амалик здесь - амалекитяне. Саул исполнил предначертанное, но не полностью. Царя Агага он захватил живым, а лучшее из вещей не сломал, а оставил, лучших животных из стад тоже оставил. Яхве через пророка Самуила выразил недовольство Саулом и тому пришлось смириться. Привели Агага, тот решив, что теперь-то ему ничто не грозит, но смутившись непонятной ему ситуации, сказал: "Конечно, горечь смерти миновалась?". Но в своих надеждах Агаг ошибся. Самуил разрубил его. Так исполнилось предначертанное и жертвенный стал жертвой.
Пожалуй, самый явный случай жертвоприношения связан с Иеффаем, девятым из судей Израилевых. Во время противостояния с аммонитами он дал обет Яхве:
"...если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моём с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение."
(Суд. 11:30,31)
Дальнейшая история перекликается с известным сюжетом европейских сказок. После победы первым, кого встретил Иеффай у ворот дома была его дочь.
"По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа"
Тут, однако, различные толкователи почему-то сделают упор на то, что мужа она не познала (т.е. осталась девственницей, только и всего), а в жертву не была принесена. Но почему-то они забывают, что черным по белому написано, что обет свой Иеффай все-таки исполнил. А перед этим дочь его попросила времени, чтобы оплакать свое девство с подругами в горах. Это перекликается с подготовкой в жертвоприношению, когда жертва должна была поститься, молиться и т.д. в течение некоторого времени перед смертью.
Другие примеры тоже есть, но они не столь красочны. В конечном итоге они отражают не какую-то особую кровожадность верховного божества иудаизма, а скорее его эволюцию, развитие. Эти примеры указывают на архаику, которая благодаря Ветхому Завету до нас дошла, указывают на то время, когда Яхве (или Эл, как часто его называют в ВЗ) был лишь одним божеством из множества, не сильно выделялся на их фоне, в том числе и своим культом. Можно предположить и практику принесения в жертву первенцев, которая затем была прекрещана. Уже в Книге Исхода содержится информация о том, что первенцы принадлежат Яхве и их следует выкупать. Т.е. наблюдается тенденция к сокращению и отказу от подобной практики.
Интересующимся тематикой могу порекомендовать замечательную книгу И.Ш. Шиффмана "Ветхий Завет и его мир". Ну и конечно, сам первоисточник.