Наверное, погребения аварского времени одни из самых исследованных палеогенетиками. Конечно, в основном, это заслуга венгров, которые тестируют все и вся. Но в этот раз речь идет об австрийских образцах, собранных коллективом ученых (Wang et al) под руководством института Макса Планка.
Наконец-то опубликована статья "Ancient DNA reveals reproductive barrier despite shared Avar-period culture". Сырые геномы из неё были выложены в открытый доступ уже достаточно давно. Наверное большинство любителей уже успели прокрутить их в G25, поспорить на форумах и всё такое. Но не было четкого контекста и выводов авторов. Сейчас с этим можно ознакомиться.
Исследователи изучили несколько могильников позднего аварского времени (VII-VIII вв.), расположенных к югу от Вены. В первую очередь, речь идет о могильниках Мёдлинг и Лёберсдорф.
Кладбище в Лёберсдорфе ( LEO) функционировало с VII по IX век. Там было изучено 155 образцов. Могильник у Мёдлинга (MGS) датируется тем же периодом, и выборка там существенно больше (485 образцов). Кроме того, авторы изучили и могильники более раннего периода в Мёдлинге - Лерхенгассе (MLS), датирующийся второй половиной IV века (два образца), а также Лейриннен (MLE), датирующийся второй половиной VI в. (пять образцов). Также были взяты 83 образца с могильника Чокоргассе (VII-IX вв.).
Все эти могильники находятся в радиусе 20 км и датируются, кроме ранних, концом среднего - поздним аварским периодами. Тем не менее, несмотря на близость этих кладбищ, на них обнаружены люди с очень разным происхождением. Если в Мёдлинге покоились люди западноевразийского происхождения (разве, что в некоторых случаях с небольшой восточноазиатской добавкой), то Лёберсдорф показал преобладание восточноазиатского вклада (хотя есть и несколько европейских образцов). Однако в среднем разница между ними очень велика. Тем удивительней, что Лёберсдорф - это поздний могильник, находящийся на окраине державы аваров. Его генетический профиль можно свести к трем источникам, которые схожи с группами железного века из бассейна Амура, Северного Кавказа VII века, а также доаварского населения Венгрии VI в (в меньшей степени). Интересно, что средняя доля восточноазиатского происхождения на протяжении 150 лет составляет ок. 70% и гомогенизации не происходит. Стоит также отметить, что примесь восточноазиатского компонента смещена по полу в этом могильнике. Он связан в большей степени с мужчинами.
Географическое расположение могильников. Коричневые линии на карте показывают связи родства (IBD) между разными аварскими кладбищами, упомянутыми в статье. Чем линия толще - тем ближе связи. На изображении b - РСА для Мёдлинга, Чокоргассе и Лёберсдорфа на фоне современных народов.
Мёдлинг демонстрирует иную картину. Здесь доля восточноазиатского происхождения менее 5%. Похороненные здесь индивиды отчасти похожи на доаварское население (два ранних кладбища в Мёдлинге), оно обнаруживает с ним некоторые IBD-пересечения, хотя видимо это не означает прямой преемственности. По крайней мере, смоделировать их только с помощью доаварских кладбищ нельзя - требуются дополнительные компоненты. В конечном итоге, представить историю популяции из Мёдлинга аварского времени можно так. Самые ранние компоненты связаны с популяциями римского времени, где к группам железного века прибавилась восточносредиземноморская примесь, а затем и северо-восточноевропейское влияние (в качестве источника взяты выборки бронзового века Литвы и Поганско из Чехии раннего средневековья). Восточноазиатская примесь появилась где-то за 200 лет до Мёдлинга, вероятно, во время раннего правления авар. Конечно, наиболее интересное здесь - северо-восточноевропейское происхождение, которое отражают Литва и Поганско. Оно в значительной степени отсутствовало в пятом-шестом веках в Карпатском и Венском бассейна, появляясь в значительных масштабах в VII-VIII вв., по крайней мере, в ингумациях. Этот компонент также показывает близость к древнерусской выборке из Волго-Окского междуречья и в общем-то схож с современными восточноевропейцами. Касательно этого компонента авторы отмечают:
"Вероятно, это связано с тем, что современники с середины VI века н. э. воспринимали как приток славян. Однако это не означает, что людей в Мёдлинге нужно считать славянами. Они являются результатом длительного процесса смешения, который, вероятно, включал позднеримские и доаварские группы из Карпатского бассейна, а также пленников, массово переправленных аварами из римских провинций на Балканском полуострове в Паннонию. Напротив, люди североевропейского происхождения, видные в Карпатском бассейне в V-VI вв. н. э., и группы из евразийских степей играли второстепенную роль в родословной Мёдлинга".
Еще интересно, что в отличие от Лёберсдорфа, здесь нет смещения по полу. И восточноазиатский, и северо-восточноевропейский компонент связан с обоими полами.
В общем, это очень смешанное население, где были все действующие лица - доаварское население, славяне, авары и вероятно, аварские пленники. Причем все они интенсивно смешивались и говорить об идентичности этого смешанного населения сложно. А вот северные европейцы со скандинавским профилем здесь почти не прослеживаются, хотя были заметны в Карпатском бассейне в V-VI вв.
Эти генетически очень различные сообщества, оставившие могильники Мёдлинг и Лёберсдорф, несмотря на то, что находились близко друг к другу, почти не смешивались. При этом археологически такое разделение не улавливается. Оба могильника демонстрируют одну и ту же позднеаварскую культуру и особенный погребальный обряд, отличающийся как от западного, распространенного у франков и лангобардов, так и от восточного, распространенного у славян и характеризовавшегося кремациями, зачастую безынвентарными. Как пишут авторы, несмотря на то, что значительная часть погребенных в Мёдлинге людей явно была связана со славянами, они разделяли аварский, а не славянский образ жизни того времени.
Стоит отметить, что при этом генетические различия двух могильников не связаны с различиями в статусе. На обоих кладбищах было похоронено рядовое население аварского каганата. Здесь мало боевого оружия, нет конского снаряжения и мало травм на костях, а показатели статуса слабо отличаются в Лёберсдорфе и Мёдлинге.
В могильнике Чокоргассе ситуация похожая на Мёдлинг. Здесь восточноазиатское происхождение также невелико - ок. 6,6%. Этот могильник был интересен тем, что позволял проверить археологическую теорию. Исходя из артефактов, предполагалось, что сюда проникал восточный генетический поток в VIII веке. Однако генетические данные это не подтвердили, что служит наглядной иллюстрацией распространения культурных объектов без миграции населения.
В конечном итоге, полученные данные, похоже, говорят о достаточно сложной социальной структуре родства на этой окраине Аварского каганата. Например, в Мёдлинге и Лёберсдорфе удалось выявить, что по 90% индивидов внутри каждого могильника являлись родственниками пятой-шестой степеней. И лишь очень немногие лица были вообще ни с кем не связаны, при этом, как правило, это женщины репродуктивного возраста. Биологическое родство в обоих сооществах было ключевым фактором социальной сплоченности.
Несмотря на то, что большинство индивидов связаны родственными связями, люди, оставившие эти могильники, избегали инбридинга. Кровное родство строго избегалось на протяжении шести поколений. Это достигалось за счет экзогамии. Девяносто процентов матерей Лёберсдорфа, захороненных на могильниках, не имело предков среди исследованных индивидов. В более крупном Мёдлинге этот показатель 78%. При этом среди взрослых практически не осталось женщин, рожденных на месте.
а) Граф, показывающий IBD-кластеризацию на основе родственных связей. Заметно, что Мёдлинг и Чокоргассе группируются вместе. b)Археологические и антропологические корреляты IBD-связей. c) Демографический профиль по каждому поколению. d) процент патрилинейных и матрилинейных связей для каждого из могильников. e) Соотношение обычных браков против многоженства и левирата.
Это подтверждается и однородительскими маркерами. 62 из 77 мужчин Лёберсдорфа принадлежат к гаплогруппе C2b, тогда как разнообразие женских митохондриальных гаплогрупп гораздо выше. В Мёдлинге доминируют несколько ветвей гаплогрупп R1a и R1b. Все это означает, что население обоих могильников придерживалось патрилокальности и патрилинейности (88% в LEO и 70 в MGS). Для сравнения, в Ракоцифальве, в сердце Аварского каганата этот процент - 98. Соответственно, социальные практики были более разнообразны на окраинах державы.
Друг с другом жители поселений у Мёдлинга и Лёберсдорфа смешивались очень ограниченно на протяжени и 150 лет соместного существования могильников. Это пять пар второй степени родства. Тогда как Чокоргассе имел заметно более тесные свяжи с Мёдлингом (17 пар). Зато у LEO было больше связей с могильниками Затисья, расположенными в 400 км. Видимо, эти группы предпочитали родниться с сообещствами схожего происхождения. Поэтому уровень восточноазиатского компонента остается стабильно высоким в LEO на протяжении шести поколений и даже подрастает со временем.
В обоих могильниках отмечены случаи многоженства и левирата. Причем, как отмечают авторы, эти явления в центре каганата были более выраженны, чем здесь, на его периферии.
Учитывая генетический контраст между LEO и MGS, исследовали изучили фенотипиские признаки. Один из генов европейской светлокожести отмечен в 100% случаев в Мёдлинге и только в 50% в Лёбесрдорфе, при это в Восточной Азии его частота приближается к нулю. Ген, отвечающий за лопатообразный резец (один из монголоидных признаков) найден в 60% в LEO и не отмечен в MGS. Впрочем, стоит учесть, что лопатообразного резца нет у одного из погребенных с высоким процентом восточноазиатского происхождения. Был изучен и ген "азиатского румянца", связанный с неблагоприятными реакциями на алкоголь у жителей Восточной Азии. Но его частота примерно одинаково низка на обоих могильниках. Сырое молоко могли усваивать больше людей в Мёдлинге, чем в Лёберсдорфе, но стоит отметить, что процент толерантных к лактозе у первых всё равно пониже, чем у современных центральных европейцев. Голубоглазых в MGS тоже было заметно больше.
Рассчитанная демографическая история двух поселений, оставивших могильники, показывает, что оба были основаны небольшими группами, которые достигли пика численности в 4-5 поколениях (примерно в середине VIII в.). Примерно 65% захоронений связано с ними. В шестом поколении количество могил резко снизилось, они в основном детские. Взрослые были либо переселены, либо были похоронены в других местах. Это скорее всего связано с франкским завоеванием.
В заключение авторы приходят к таким выводам:
"На трех археологических раскопках VII и VIII веков н.э. на западной периферии Аварской империи в Венском бассейне мы обнаружили сильный контраст между очень разнообразными генетическими предками, общим культурным габитусом и схожей социальной структурой. В то время как Лёберсдорф демонстрирует восточноазиатское происхождение с незначительной примесью понтийской степи и европейцами, которая произошла в течение последних 200 лет, особи в Мёдлинге показали смесь европейских компонентов, которые были приобретены несколько раз в прошлом, с незначительными элементами более поздней восточноазиатской примеси. С помощью метода выборки всего кладбища, реконструкции родословных до 356 человек и более точной датировки, мы показали, что генетический барьер между двумя близлежащими стоянками длился несколько поколений. Всесторонний анализ родословных и сетей IBD на разных участках и в регионах показал, что этот генетический барьер поддерживался преднамеренными репродуктивными стратегиями сообществ, которые, несмотря на их различное генетическое происхождение, сохраняли очень схожие практики патрилинейности, левиратных союзов и женской экзогамии. Как показывают связи IBD, между Лёберсдорфом и основным регионом Аварской империи происходило больше генетических взаимодействий, чем с соседними городищами Мёдлинг и Чокоргассе. Распространенность патрилинейности и число множественных и левиратных репродуктивных союзов в Леоберсдорфе, хорошо засвидетельствованные среди степного населения, ниже, чем в районе Тисы, но выше, чем в Мёдлинге. Это показывает диапазон вариаций социальных практик в аварской сфере, которые, однако, были в основном общими для разных аварских общин, несмотря на их различное происхождение.
Прибытие группы центральноазиатских «аваров» в Венский бассейн и в другие части Центрально-Восточной Европы в шестом-седьмом веках представляет собой весьма подходящий пример для изучения влияния крупной миграции. Восточноазиатские корни присутствовали в Венском бассейне до восьмого века, но позже исчезли, что требует дальнейшего изучения. Процесс смешения с региональными популяциями был сложным: он не следовал строго замкнутой модели, исключающей воспроизводственные союзы между различными группами, и не приводил к устойчивому процессу смешения. Вместо этого возникло множество местных или региональных сценариев, в которых общая культурная, политическая и этническая система координат сосуществовала с местной изменчивостью и значительным генетическим разнообразием. Восприятие людей как «аваров» в текстах, унификация культурного габитуса и генетического смешения не следовали аналогичным ритмам, и эти сдвиги привели к довольно разнообразной генетической родословной в разных местных сообществах.
Взаимодействие сообществ с совершенно разными траекториями прошлого, с разным происхождением и культурным габитусом было ключевым вопросом как в прошлом человечества, так и в настоящем. Часто используются простые сценарии замещения, аккультурации или устойчивой примеси. Классические популяционные генетические модели предполагают, что размножение является равномерным случайным процессом. Недавние исследования уже показали, что мы должны учитывать больше региональных и местных вариаций. Подобные условия могут привести к совершенно разным результатам. Не в последнюю очередь это касалось родства и размножения. Деторождение человека осуществляется через целый набор систем родства, брачных правил, отношений между отдельными людьми и социальных значений рождения. Наши данные показывают, что выбор партнерства вряд ли был случайным. Репродуктивные практики и модели поведения, общие для групп разного происхождения, могут парадоксальным образом увековечить их генетические различия".
Ancient DNA reveals reproductive barrier despite shared Avar-period culture
https://www.nature.com/articles/s41586-024-08418-5 Игреки можно тут посмотреть
https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2F6AeSlD3su9KVqWeB3Rqu2bTeedY8nogQAH6Wf2TWHhXnL48hA80Lb4cJNVggbaIrq%2FJ6bpmRyOJonT3VoXnDag%3D%3D&name=2024_Wang_ViennaBasinAvarPeriod%20(1).xlsx&nosw=1 Что ж, после пересказа самой статьи самое время посмотреть на образцы в G25. Начнем с доаварских, про которые в самой статье сказано очень мало.
Образцы из Лейриннен (MLE) датируются второй половиной VI века. Нам доступно четыре из пяти. Как можно увидеть, они, в основном, связаны с германцами.
В среднем они выглядят вот так.
Лерхенгассе (MLS) датирован второй половиной IV в. Там тоже два образца и они также связаны с германцами, но выглядят несколько более континентально.
В среднем они вот такие.
Учитывая, что это более раннее население, чем люди из Лейриннена, можно предполагать какой-то дополнительный приток северных европейцев скандинавского облика.
Аварское кладбище у Лёберсдорфа (VIII - IX вв) выглядит очень восточноазиатским. Это можно увидеть, если мы рассмотрим всю эту огромную выборку в среднем. Рассмотрение каждого отдельного образца заняло бы слишком много места.
Тем не менее, это неоднородная выборка, что можно увидеть на РСА. Кликабельно.
Заметно, что основной кластер тяготеет к восточноазиатским группам, но есть и меньшее число смешанные европейско-азиатских образцов, а также несколько вполне себе европейских. Рассмотрим пять образцов, наиболее близких к европейцам.
Что ж, славян среди них нет, но вероятно, присутствует слабая славянская примесь у некоторых образцов.
Мёдлинг показывает совсем иную картину. В среднем выборка всех этих образцов выглядит вот так.
Если на прошлое РСА с Лёберсдорфом добавить образцы из Мёдлинга, это будет выглядеть вот так. Кликабельно.
Заметно, что два могильника сильно отличаются. В Мёдлинге нет восточноазиатских образцов, но есть небольшое количество смешанных. Из-за них основная клинальная изменчивость также направлена по линии Европа-Азия, но достаточно заметно смещена, а для чисто европейских образцов я бы сказал, что важнее линия север-юг.
К примеру, здесь присутствуют образцы, похожие на современных литовцев. Такой генетический профиль, как мы знаем, присутствует среди ранних славян. Четыре образца для примера.
Но я бы не сказал, что их много. Есть немного похожих на скандинавов. Для примера.
А южане выглядят вот так. Для примера.
Как можно догадаться, таких южан и смешанных с ними - больше всего, благодаря чему в среднем выборка и выглядит так, как я показал выше. Это очень смешанное население, где между всеми тремя полюсами изменчивости (славяне, германцы и южане) существует масса переходных образцов. В общем, здесь смешивались все и вся под аварской идентичностью, по крайней мере, материальной точно.
Могильник Чокоргассе весьма похож на Мёдлинг в среднем.
И при наложении образцов из Чокоргассе на РСА тоже видно, что они с Мёдлингом очень похожи.
Единственное, при рассмотрении образцов индивидуально, здесь, кажется, все усреднились еще больше. Меньше германцев, а вот литовскоподобных вообще нет. Самый близкий к ним образец выглядит так.
С другой стороны и выборка из Чокоргассе поменьше, чем в Мёдлинге, но все равно, население, кажется, больше усреднилось.
Теперь мы можем рассмотреть все эти выборки в моем калькуляторе компонентов бронзового века.
Это выглядит вот так.
Что можно сказать? Две доаварские выборки (Лейриннен и Лерхенгассе) действительно выглядят как германцы. Только более ранняя выборка, похоже, смешанная - шведской бронзы там сильно меньше, зато южного вклада больше. Об этом уже говорилось.
Леберсдорф плохо моделируется этими компонентами из-за своей восточноазиатской примеси (калькулятор то для европейцев). Однако интересен довольно большой вклад компонента кура-аракской культуры. Видимо, он маркирует кавказский вклад, который увидели авторы статьи. Но на индивидуальном уровне там нет ни одного образца, близкого к кавказцам. Это всё очень размытый вклад.
Мёдлинг показывает преобладание балканского компонента греческого бронзового века, а вот то, что можно связать с Северной и Восточной Европой куда меньше. То же самое и в Чокоргассе. Правда там, восточноевропейский компонент заметно меньше выражен, а балканский - больше.
Такие дела. По всей видимости, люди, оставившие могильники Мёдлинг и Чокоргассе были частью аварского сообщества, также как и Лёберсдорф, несмотря на явные генетические различия. Выражалось ли это как-то в идентичности этих людей - сложно сказать. Тут скорее речь может идти о какой-то клановости, чем об этнических различиях, учитывая весь негенетический бэкграунд.
Кстати, на кладбище в Мёдлинге есть интересные субклады Y-хромосомы. Тут и I2a-динарик, и R1a-L1029. Сначала это вызвало ажиотаж и споры о том, какие популяции отражали эти субклады до того, как были вобраны славянами. Однако учитывая сильную смешанность Мёдлинга, а также археологические особенности, он не способен дать ответы на эти вопросы.
Дублирую (и не только) посты в телегу. Присоединяйтесь.
t.me/Andvari5