Скорее шутливая иллюстрация. Какой-то поляк создал в Мазурах свою
маленькую Галиндию. Мне больше напомнило клипы Finntrol из далеких нулевых
Летом 2022 года я решил
обобщить кое-какие мысли про голядь. С тех пор мое мнение не изменилось. Так или иначе этот вопрос затрагивает мощинскую культуру.
Сейчас больше всего ее проблематику разрабатывает А.М. Воронцов, у которого достаточно много материалов об этом явлении. В целом, вопрос о тождестве голяди и мощинской культуры он особенно не затрагивал. Но в конце прошлого года вышел замечательный сборник тезисов конференциии с 100-летию Седова. Сборник интересный и наверное, один из постов в будущем посвящу его краткому пересказу. Так вот, в этом сборнике есть статья Воронцова о взглядах Седова на мощинскую культуру и современное состояние вопроса. Отчасти эти взгляды затрагивают проблему голяди. Пожалуй, запощу себе эту статью.
А. М. Воронцов
МОЩИНСКАЯ КУЛЬТУРА В РАБОТАХ В. В. СЕДОВА
И СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
"Мощинская культура занимала заметное место в исследованиях Валентина Васильевича Седова и неоднократно рассматривалась им в обобщающих работах, посвященных славянскому этногенезу (Седов, 1970. С. 42-48; 1982. С. 41-45; 1994. С. 216-219, 306-309). Под его научным руководством Г. А. Массалитиной была подготовлена и защищена кандидатская диссертация по теме «Мощинская культура», к сожалению, оставшаяся неопубликованной (Массалитина, 1994). В ней были собраны все имеющиеся на тот период материалы исследований мощинских памятников, которые, конечно, были известны и ее руководителю. С тех пор основные исследования проводились на правобережье Верхней Оки, состояние изученности памятников на левом берегу практически осталось на том же уровне.
Более всего В. В. Седова интересовало место мощинской культуры в системе славянских и балтских народов. В сжатом виде приведенную им концепцию можно изложить следующим образом (наиболее поздняя версия - Седов, 1994. С. 216-219, 306-309). Во II-III вв. носители позднезарубинецкой культуры из Подесенья (памятники типа Почепа) расселяются в бассейне Верхней Оки. В ходе смешения пришлого населения с местным, принадлежащим к днепровской группе балтов (верхнеокская культура), формируется мощинская культура, носители которой отождествляются с Coldas Иордана (один из перечней северных народов, покоренных готским вождем Германарихом) и голядью русских летописей (упоминается в XI-XII вв.). Оставшееся в Подесенье население памятников типа Почепа вошло в состав носителей киевской культуры.
Необходимо отметить, что В. В. Седов основывался на выдвинутом им предположении, что носители зарубинецкой (и, соответственно, позднезарубинецкой) культуры в языковом отношении составляли отдельную диалектную группу, занимавшую промежуточное положение между праславянским языком и окраинными западнобалтскими говорами. Потомки этого населения, в зависимости от «исторических обстоятельств», приняли участие в этногенезе и славян и балтов. На территории Верхнего Поочья они, смешавшись с балтским населением - носителями верхнеокской культуры, - «пополнили массив племен днепровских балтов». Значительные культурные изменения на Верхней Оке связывались с миграцией сюда крупной группы черняховского населения «под угрозой гуннского разорения» в конце IV - начале V в. (Седов, 1994. С. 306-309). С этим влиянием связывались изменения в керамическом наборе (формы горшков и мисок, схожие с черняховскими), системе расселения (широкое распространение неукрепленных поселений) и распространении двучленных прогнутых подвязных фибул с узкой ножкой. Далее «черняховское», или «мощинско-черняховское», население продвигается на Среднюю Оку, оказывая влияние на культуру рязано-окских финнов.
Современное понимание культурно-хронологических групп памятников раннего железного века позволяет полностью исключить возможность участия носителей верхнеокской культуры в происхождении мощинских древностей. Собственно верхнеокская культура известна только в левобережье Верхней Оки и прекращает свое существование в III в. до н. э. (Столяров, 2022. С. 103-104). Таким образом, до момента формирования мощинской культуры в III в. н.э. остается очень большой временной промежуток, последовательно заполненный памятниками типа Упа 2 (II в. до н. э. - I в. н. э.), родственными памятникам типа Полужье и среднего слоя Тушемли; и типа Ново-Клеймёново (II - середина III в.), возникшими при активном участии лесостепного населения Верхнего Подонья, находившегося под сильным влиянием сарматского мира (Столяров, 2022. С. 104-106; Воронцов, 2022. С. 143-146). Они никак генетически не связаны с верхнеокской культурой.
Таким образом, сейчас можно говорить о том, что мощинская культура формируется на Верхней Оке около середины III в. переселившимися из Подесенья носителями позднезарубинецких традиций (население памятников типа Почепа) (рис. 1: II) (Воронцов, 2013. С. 26-28). Никакого «местного», верхнеокского компонента в мощинских комплексах на сегодняшний день выделить не удалось.
Отождествление носителей мощинской культуры с Coldas Иордана основано было на созвучии этого названия с голядью русских летописей, которая упоминается в XI-XII вв. на р. Протва. Сейчас появился аргумент, который, возможно, подтверждает это археологически. Для городищ мощинской культуры правобережья Верхней Оки выделяется горизонт пожаров и штурмов, датирующийся около середины IV в., - временем, когда, весьма вероятно, и произошел поход Германариха против «северных народов» (Воронцов, 2013. С. 29-33). Но
при рассмотрении современного понимания процесса взаимодействия носителей мощинской и черняховской культур это предположение вызывает некоторые сомнения. Недавно в юго-восточной части ареала мощинской культуры была открыта группа памятников, возникающих около середины III в. и обладающих культурным своеобразием, - на них присутствуют массовые находки, связанные с черняховской культурой (рис. 1: а) (Воронцов, 2022. С. 148-150). Это небольшие селища, расположенные вдоль южной границы лесной зоны. На большинстве из них есть следы железоделательного и бронзолитейного производств, на двух найдены следы существования мастерских, занимавшихся производством фибул, относящихся к группе Альмгрен-VII. С селищами связаны два грунтовых могильника с погребениями по обряду кремации. Памятники этой группы продолжают свое существование, по крайней мере, до конца IV в.
Рис. 1. Этнокультурная ситуация на Верхней Оке в позднеримское время и в начале
эпохи Великого переселения народов.
I - ареал позднедьяковских памятников, II - ареал мощинских памятников, III - ареал
памятников типа Криволучье. а - группа памятников, расположенных вдоль границы лесо-
степной зоны и обладающих культурным своеобразием.
Таким образом, контакты с носителями черняховской культуры, а возможно, и их присутствие на Верхней Оке относятся уже к этапу формирования мощинской культуры. На собственно мощинских городищах, в первую очередь на территории правобережья Верхней Оки, начиная с рубежа III/IV вв. фиксируется горизонт, характеризующийся наличием массового черняховского импорта (Воронцов, 2013. С. 29-32). Около середины IV в. на лесостепной территории, непосредственно примыкающей к ареалу мощинской культуры, возникает группа памятников типа Криволучье, изучение которой находится пока в начальной стадии (рис. 1: III) (Воронцов, 2022. С. 153-154). Их население было смешанным. В составе материальной культуры прослеживаются черняховские, мощинские и раннеславянские традиции, наиболее близкие киевской культуре сейминско-донецкого варианта. Период их существования можно определить в рамках середины IV - V в. При такой интенсивности и длительной истории контактов между носителями мощинской и черняховской культур весьма сомнительна необходимость их завоевания Германарихом.
С голядью XI-XII вв. на Верхней Оке и ее интерпретацией как потомков носителей мощинской культуры все гораздо сложнее. Мы располагаем следующими данными. Известные на сегодняшний день наиболее поздние комплексы мощинской культуры датируются серединой VII в. (Воронцов, 2022. С. 154). В VIII в. здесь известны пока немногочисленные памятники типа Сахновка, а в начале IX в. территория Верхнего Поочья массово заселяется носителями роменской культуры (Колоколов, 2022. С. 185-187). В нескольких комплексах IX в. зафиксировано наличие керамических сосудов мощинской традиции. Таким образом, носители мощинской культуры сохраняются в регионе вплоть до этого времени, но, судя по всему, в небольшом количестве. В более позднее время говорить о каком-либо их присутствии невозможно. С середины XI в. на территории Верхнего Поочья роменская культура полностью замещается древнерусской (Колоколов, 2022. С. 196-197)".
МОЩИНСКАЯ КУЛЬТУРА В РАБОТАХ В. В. СЕДОВА И СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
https://archaeolog.ru/media/books_2024/Sedov_sb_2024.pdf Дублирую (и не только) посты в телегу. Присоединяйтесь.
t.me/Andvari5