Миграция из Ближнего Востока в Восточную Европу в медном веке

Oct 20, 2024 20:00




Реконструкция человека медного века из Предкавказских степей (ancestralwhispers.org)

История производящего хозяйства связана, в основном, с Плодородным Полумесяцем и людьми, которые мигрировали оттуда. Для Северного Кавказа первой земледельческой группой была культура Дарквети-Мешоко (5000-3500/3000 гг. до н.э.), но ее взаимосвязь с соседями остается дискуссионной.

Важным памятником, который может раскрыть этот вопрос, является Нальчикский могильник - энеолитическое кладбище, в котором прослеживаются археологические связи с хвалынской культурой на Средней Волге.  Об изучении генома человека из Нальчикского могильника рассказывает новая статья под названием "Human DNA from the oldest Eneolithic cemetery in Nalchik points the spread of farming from the Caucasus to the Eastern European steppes", выполненная командой отечесвтенных генетиков и археологов (Егор Прохорчук, Кристина Жур, Виктор Трифонов и др.)


В конце VII - начале VI тысячелетий до н.э. волна неолитизации из Западной Азии дошла до Южного Кавказа и связана с группой памятников Шулавери-Шумотепе-Араташен. Она распространилась в долинах Куры и Аракса. Однако археологических следов преодоления этой культурой Кавказского хребта и появления ее на Северном Кавказе в это время нет.

При этом стоит сделать скидку на то, что в то время население Северного Кавказа было крайне низким и вероятно, найти археологические следы редкого населения  очень трудно.  Поэтому когда когда в V тысячелетии до н.э. на Северо-Западном Кавказе появляются памятники типа Дарквети-Мешоко, это выглядит как демографический взрыв. Причем эти люди впервые приносят сюда земледелие и скотоводство. Их генетическое происхождение должно раскрыть вопросы важности преобразований, которые принесла эта культура. Тем не менее, несмотря на достаточно большое количество археологических памятников, захоронений для Дарквети-Мешоко, пригодных для генетического или антропологического анализа крайне мало. Таких захоронений всего три на три десятка памятников, из которых только для одного был проведен генетический анализ (Унакозовская пещера).




Учтенные в статье образцы древних людей

В текущей статье изучен геном с Нальчикского могильника, являющегося самым первым коллективным кладбищем энеолита на Северном Кавказе (121 погребение). Этот могильник примечателен тем, что несмотря на то, что его можно отнести к группе Дарквети-Мешоко, в нем прослеживаются связи с Хвалынским могильником на Волге. Нальчикское кладбище датируется 5000/4800 гг. до н.э. В это время на Северном Кавказе фиксируются следы земледелия, а в Нижнем Поволжье и на Нижнем Дону - скотоводства.  Авторы статьи считают, что именно население Дарквети-Мешоко было передатчиком производящего хозяйства на Кавказ и в понтийские степи, что в дальнейшем привело и к формированию земледельческой майкопской, а также скотоводческих степных (включая ямную) групп.




Временная шкала с археологическими культурами Кавказа и Северного Междуречья

Чтобы прояснить генетическое происхождение образца из Нальчикского могильника, сначала было использовано два метода - PCA и ADMIXTURE. Первый спроецировал древний образец (с набором других древних образцов) поверх современного населения, расположенного в пространстве двух компонентов (PC1 и PC2).  Условно говоря, очень условно можно сказать, что их расположили на графике. При этом оси компонент частично совпали с географическими направлениями запад-восток, север-юг.




РСА (кликабельно).

Нальчикский образец (NL1) разместился в одном кластере с предкавказскими энеолитическими образцами Вонючка и Прогресс, а также одним из хвалынцев. Образцы Дарквети-Мешоко из Унакозовской пещеры при этом разместились далеко, в кавказском кластере.

ADMIXTURE разложила древние образцы на шесть компонентов, связанных с древними популяциями, такими как кавказские охотники-собиратели, европейские охотники-собиратели, закавказское население энеолита (Арслантепе) и т.д.  Анализ примесей показал, что древние особи из Унакозовской пещеры связаны с анатолийским неолитом (фиолетовый), кавказскими охотниками/ неолитом Ирана (темно-зеленый) и европейскими охотниками(оранжевый). Это подтверждает выводы одной из прошлых статей, в котором предположили наличие этого смешанного происхождения к северу от Кавказа еще ~6500 лет назад. Подобные профили предков были обнаружены для древних образцов  армянского энеолита (пещера Арени-1) [9]. По сравнению с особями из Унакозовской пещеры у нальчикского человека наблюдается повышение оранжевого компонента, связанного с европейскими охотниками. Это ожидаемо, поскольку в приграничном регионе взаимодействие со степью было бы большим, чем с горной зоной (Унакозовская пещера).




Результаты Admixture. Нальчикский образец слева. В нем три компонента - анатолийские земледельцы, европейские охотники-собиратели и кавказские охотники/неолит Ирана.

Чтобы проверить наличие у нальчикского человека избытка аллелей, общих с европейскими охотниками EHG/WHG, по сравнению с особями из Унакозовской пещеры, был также проведен f4-statistic анализ. Это показало реальное завышение европейского охотничьего компонента. Аналогичные результаты были получены при проверке избытка аллелей, общих с EHG/WHG, между нальчикцем и особями из пещеры Арени-1 (армянский энеолит).

Другой метод, f3-statistic, позволил выяснить, что геном человека из Нальчика можно представить как смесь трех компонентов (EHG, кавказские охотники-собиратели и докерамический неолит Анатолии). Взаимодействие с докерамическим неолитом Анатолии (его генетическим профилем) показали и степные группы, такие как Хвалынск. Более того, у образца из Лебяжинки, на 500 лет более раннего, чем Хвалынск, показатель вклада анатолийцев (Mardin_PPN) был еще больше. Это говорит о том, что южные группы взаимодействовали с древними охотниками Восточной Европы, но их вклад постепенно размывался.

Учитывая археологические параллели Нальчикского и Хвалынских могильников, была оценена возможность генетических контактов как основы такой близости.  При этом была показана гетерогенность хвалынских образцов. Часть из них действительно могла иметь близкое родство с предкавказскими образцами, часть с древними группами восточноевропейских охотников, а третья часть была смесью между ними.  Таким образом, хвалынские группы были созданы переселенцами с Кавказа и вступившими с ним во взаимодействие местными охотниками.

Чтобы проверить родственные связи нальчикца и хвалынцев, был проведен IBD-анализ, который показал общие участки хромосом у NL1 и хвалынца I0434, что говорит о том, что они были далекими родственниками. Для двух других хвалынских образцов (I0122 и 10433) такого родства установить не удалось.

В итоге древняя ДНК из Нальчикского могильника позволяет предположить, что западноазиатская примесь достигла Евразийской степи как минимум к началу V тысячелетия до н.э.




На карте изображен маршрут миграции сначала из Западного Ирана через Закавказье в предкавказские степи, а затем обратная миграция (красная стрелка) в Закавказье.

Заключение хотелось бы процитировать:

"Анализ последовательности ДНК нальчикского человека с использованием ряда методов, включая PCA, Admixture, статистику F3 и F4, qpAdm и тесты IBD с вмененными геномами, предоставляет статистические доказательства возникновения первой волны степной неолитизации в период 5000-4500 гг. до н. э. Традиционная модель предсказывала, что происхождение Нальчика можно смоделировать с помощью трех источников - CHG, EHG и неолита. Однако мы обнаружили, что популяции докерамического неолита (PPN), в отличие от популяций анатолийского неолита, оказали наиболее значительное влияние на геном. Мы специально сосредоточились на наличии компонента PPN, а также проанализировали другие известные геномы представителей кавказской и степной культур, которые могут быть тесно связаны с культурой Дарквети-Мешоко.
Результаты палеогенетического анализа образца человека из энеолитического могильника в Нальчике предлагают новый взгляд на популяцию, которая уже достигла неолитического образа жизни, и поток этой популяции на северные склоны Кавказа, а затем на север в предгорные степи Кавказа и бассейн Нижней Волги, который произошел в первой половине пятого тысячелетия до н. э. (рис. 7).Вопреки ожиданиям, нальчикский индивид генетически ближе к более раннему населению Северной Месопотамии и Загроса (восьмое-седьмое тысячелетия до н. э.), которое проживало далеко от Кавказа (PPN/N), чем к составу предков соседнего неолитического населения Южного Кавказа в шестом тысячелетии до н. э. (стоянки типа Шулаверы-Шомутепе-Араташен).

Культурный и исторический контекст этого генетического ландшафта пока не полностью изучен, и траектория потока генов из Северной Месопотамии на Северный Кавказ и далее в Восточноевропейскую степь теперь может быть показана только пунктирной линией. Значительные пробелы в археологическом материале представляют собой ключевой вопрос в реконструкции траектории этого движения в период между восьмым тысячелетием до н. э. и пятым тысячелетием до н. э. Археологические связи между энеолитическим населением Северного Кавказа и докерамическими неолитическими обществами Северной Месопотамии иллюзорны. Единственное, что объединяет эти популяции, - это традиции изготовления каменных браслетов [20], которые в настоящее время вряд ли можно считать взаимосвязанными, учитывая значительный хронологический разрыв. Реальные культурные связи между Северным Кавказом, Южным Кавказом и Северной Месопотамией можно проследить только начиная с периода между Убейдом и Уруком согласно месопотамской хронологии (пост-Убейдский период), который в регионах к северу от Верхней Месопотамии соответствует позднему халколиту (ок. 4500 - 3800/3500 гг. до н. э.) [21] (рис. 8).

В это время на энеолитических поселениях на Северном Кавказе (Мешоко, Мысхако) появляется своеобразная гребенчато-штампованная керамика [22], известная на поселениях позднего халколита (LC1) в долине Аракса (Овчулар Тепеси) и в Верхнем Евфрате (Норшунтепе) [23,24]. Кроме того, поселения, датируемые первой половиной пятого тысячелетия до н. э., расположенные на Южном и Северном Кавказе, связаны керамикой типа Сиони (Замок, Воронцовская пещера, Ментеш Тепе) [25,26]. Пещерный памятник Арени в Армении также относят к этой позднехалколитической традиции [27,28], этот факт объясняет генетическое сходство между захороненными в Арени и из Нальчикского могильника. Что еще более важно, наличие компонента степной родословной (EHG) в генетическом профиле людей Арени может быть использовано в качестве индикатора двухгенного потока с обратным движением генов с Южного Кавказа на Северный Кавказ и затем обратно. Учитывая датировку Нальчикского могильника, возникновение транскавказского пути географического распределения населения, имеющего навыки производящего хозяйства, должно предшествовать памятникам типа Арени и должно быть датировано не позднее начала пятого тысячелетия до н. э. Однако археологический контекст конца шестого - первой половины пятого тысячелетия до н. э. на Южном Кавказе, в частности, в горных районах, остается в значительной степени неизученным. Справедливо предположить, что после мезолитической паузы движение на север постнеолитических групп было в основном реоккупацией, адаптированной к различным ландшафтам [29,30].

Одним из результатов этого процесса является запоздалая неолитизация Северного Кавказа в первой половине пятого тысячелетия до н. э., за которой последовала неолитизация прилегающей степи вплоть до Нижней Волги в энеолите. Генетическая гетерогенность хвалынских индивидов, представляющих различные комбинации базовой
степной генетической родословной (EHG) в сочетании с кавказскими (CHG) и западноазиатскими земледельческими компонентами, демонстрирует относительно низкую интенсивность брачных связей между северокавказскими и степными сообществами. Тем не менее, эти контакты были достаточны для передачи навыков скотоводства и привели к необратимым изменениям в образе жизни в степи. Генетическая инфильтрация кавказского населения в степь в первой половине пятого тысячелетия до н. э. была, скорее всего, не первой и, что более важно, не единственной. Судя по сочетанию степного (EHG) и кавказского (CHG) компонентов у некоторых хвалынских индивидов, последний компонент мог попасть в степь с группами палеолитических и мезолитических популяций Кавказа гораздо раньше [31,32]. Если это так, то похороненные на могильнике Нальчика и население Дарквети-Мешоко представляют собой, по крайней мере, вторую волну южного населения на Западный и Северный Кавказ и в степь в
первой половине V тыс. до н. э.
Наиболее близкие аналогии керамике Дарквети_Мешоко имеются на памятниках типа Сиони на Южном Кавказе (первая половина V тыс. до н. э. - начало IV тыс. до н. э.) [33], но у них отсутствуют каменные браслеты - символический тип для всех памятников Дарквети-Мешоко. Можно предположить, что помимо маршрута через территорию памятников типа Сиони, существовал еще один, пока неизвестный нам, маршрут культурного влияния на Западный и Северный Кавказ, проходивший через прибрежные районы Черного моря (Трапезунд - Аджария). Для эпохи халколита эти территории по-прежнему остаются археологическим белым пятном [34]. В конце пятого тысячелетия до н. э. - начале четвертого тысячелетия до н. э. за этой волной следует еще одна (комплекс керамических изделий Chaff-face) [35], которая в конечном итоге связана с возникновением майкопской культуры на Северном Кавказе. С археологической точки зрения наиболее поздние памятники Дарквети-Мешоко связаны с майкопской культурой на Северном Кавказе и поздними памятниками типа Сиони на Южном Кавказе [36], однако пока невозможно сказать, в какой степени перекрываются транскавказские маршруты пятого и четвертого тысячелетий до н. э. Наконец, мы не можем исключить, что в начале третьего тысячелетия до н. э., когда майкопская культура прекратила свое существование, на Западном Кавказе и майкопская культура (новосвободненский
вариант), и памятники Дарквети-Мешоко сменились дольменной культурой, а на Северном Кавказе - новой популяцией, вероятно, южного происхождения, т. е. северокавказской
культурой. Именно влияние последней культуры на ямное население в соседней степи, а не влияние майкопской культуры, проявляется в археологических
находках более ярко. Из этого анализа можно сделать вывод, что история появления на Северном Кавказе и в степи населения, имевшего компоненты кавказского и переднеазиатского происхождения, гораздо сложнее, чем это сейчас считается [9,37]. Учитывая этот контекст, генетический профиль человека из Нальчикского могильника является важным элементом головоломки, которую необходимо решить, чтобы получить полную палеогенетическую картину на Кавказе и прилегающих регионах к северу и югу от Кавказа в начале пятого тысячелетия до н. э."

Human DNA from the oldest Eneolithic cemetery in Nalchik points the spread of farming from the Caucasus to the Eastern European steppes

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2589004224021886

Ну и бонусом. Из недавно появившегося. G25 координаты для образца из Нальчикского могильника.




Я в телеге

https://t.me/Andvari5

хвалынская культура, энеолит

Previous post Next post
Up