Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Dec 19, 2016 23:03



Скинули мне замечательную вещь. Настолько замечательную, что не могу ей не поделиться.
Это аналитический каталог мифологических мотивов. Данные о распределении около 2200 мотивов на основании обработки более 50 тыс. текстов из Старого и Нового Света. Интерфейс простой: слева - список мотивов с разбивкой на тематические группы; кликнув тот или иной мотив, в правом поле можно увидеть, где в мире он распространён, и прочитать резюме соответствующих записей.

http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/

Вот, к примеру мифологический мотив подземных карликов\ гномов по этой базе включает в себя

Бантуязычная Африка. Луба [вечером Солнце погружается в воды озера Endelende далеко на западе; на его берегах в пустых термитниках обитают маленькие большеголовые люди с большой бородой; их зовут Tumandwa twa maseba ("маленькие побежденные с голого плоскогорья")]: Colle 1913: 715; ламба [там, где купол небес касается земли, карлики ("маленькие пожиратели облаков" отрезают куски облаков, приносят домой, готовят и питаются ими, это их основаная еда; либо куски облаков сами отваливаются, когда облака трутся об острый край земли, а карлики их подбирают, сушат на солнце, толкут и делают кашу]: Dome 1931: 222-223.

Судан - Восточная Африка. Шиллук [ночью Солнце проходит с запада на восток по дну Нила; тот, кому посчастливится утром быть там, где оно выныривает из вод, увидит маленьких красных людей; чтобы заручиться их благосклонностью, у реки для них хорошо зарыть бусы и обожженную курительную трубку (gebrannter Pfeifenkopf)]: Hofmayr 1925: 364.

Северная Африка. Берберы Марокко (Риф) [под землей живут карлики ростом с двухлетних детей, старые от рождения, нагие, горбатые; каждый день роют выход на землю, чтобы уничтожить людей и жить на земле вместо них; каждый вечер говорят, что осталось немного, надо отдохнуть; за ночь ход засыпает землей; это потому, что они не говорят In sh'a Allah; если догадаются сказать, закончат работу, уничтожат людей]: Coon 1931: 155-156.

Меланезия. Бартл Бей [карлики Yoyo поддерживают землю; когда отдыхают или перекладывают свою ношу, происходят сейсмические явления]: Seligmann 1910: 649.

Южная Азия. Бондо [Gulong Sisa заболел; к нему в облике простой старухи пришел Jam Raja, пригласил посетить нижний мир, где умершие; если не понравится, он может вернуться; они спустились, там дома вдоль улиц отдельно для бондо, дом и гадаба; все люди лишь два фута ростом; ГС узнал своих покойных родителей; юноша принес голову козы, это на земле козу принесли в жертву; мальчик сидит поодаль от других - он умер недавно и его еще не приняли в общество; (очевидно, ГС вернулся домой)]: Elwin 1950: 204-205.

Малайзия - Индонезия. Никобарцы [люди Малакки нашли в земле отверстие, зажгли факелы, спустились, пришли в селение подземных карликов, нашли много яиц тех птиц, которых карлики разводили, стали воровать яйца; карлики обнаружили воров, начали возмущаться; малаккцы предложили соревнование в танцах, если победят, сохранят право забирать яйца; проиграли на землю; карлики посадили перед входом в их мир дерево, завалили вход камнями, больше малаккцы этот вход не нашли]: Roy 2001, 8: 20-21.

Тайвань, Филиппины. Сайся [духи хавен живут в подземном мире, питаются жабами; попавший к хавен охотник попробовал вина, узнал способ его приготовления с помощью травы или; неудачно пытается унести ее в ухе, между пальцами ног; когда прячет за крайней полотью, хавен не находят или, дают на дорогу еды, отпускают]: Рифтин 1998: 54; бунун [человек спустился по отверстию в нижний мир; там живот карлики 2-3 фута ростом; они угостили человека вареным рисом, просом и бобами, отказались дать их с собой; он спрятал боб в пенисе, принес на землю]: Mabuchi 1969: 28; маранао [есть шесть ярусов земли, включая наш верхний; на первом живут длинноволосые карлики, обычно они невидимы]: Eugenio 1994, № 89.

Китай. Чуань мяо: Graham 1954: 166 [человек спустился через пещеру в подземный мир; там другая земля и другое небо; дома местных жителей высотой 1 фут; люди маленькие, но их много больше, чем людей на земле; человек вернулся на землю], 245-246 [юноша женился на дочери императора; наступив на запретный ковер, провалился в нижний мир; там карлики ростом с метлу (2 фута); их сосуды размером с яичную скорлупу; они целый день рубят стебель травы топорами размером с ноготь; юноша помогает им вскопать землю, случайно сносит межи, против него посылают солдат, он их легко убивает; через три года выходит наземлю по трещине, образовавшейся во время засухи]; 1961 [под землей живут карлики, которых называют broom people, поскольку они ростом с китайскую метлу (2 фута)]: 74; Schotter 1911 [небо было низко, за него задевали ношей хвороста, пестом рисорушки; прадед поднял его, установив по четырем углам опоры из благовонного дерева; растянул цветные холсты, из них получились разноцветные облака и разноцветные камни; сделал солнце из золота, луну из серебра, звезды из цветных камней; под землей живут карлики, которым скорлупки яиц служат сосудами; на небе живут великаны]: 326.

Китай. Лису [астролог всем помогает; его два сына хотят его убить, т.е. им никакой помощи; астролог велит им идти на рассвете на перекресток дорог; мимо проскакал желтый всадник на желтом коне, затем белый, затем черный; они убили черного - он и конь из железа; они поняли, что те были из золота и серебра; стали кузнецами; дракон недоволен, что они у строили кузницу рядом с его озером; послал рыбу (они схватили ее клещами за хвост, с тех пор рыбий хвост плоский), лягушку (оторвали хвост); дракон пошел сам, они схватили его за ноздри, стали бить,; он вынужден отдать нож, который все разделяет, и арбалет, стрела из которого все поражает; младший случайно направил неправильно нож, оказался отделенным от старшего; пришел в страну, где огромные змей и сокол всех истребили; убил одного ножом, другого стрелой, забрал двух девушек; привел к брату; младшей красивой намазал сажей лицо, старший брат выбрал старшую; поняв обман, решил избавиться от младшего; замаскировал дыру, из которой дует ветер, повел брата туда охотиться; брат упал в нижний мир, где маленькие карлики («люди-муравьи»); лягушка для них - слон, сурок - медведь, бамбуковая крыса - тигр; младший брат легко убивает подобных животных, получает жену, но она для него слишком мала; последняя крыса просит ее не убивать, велит держаться за ее хвост и не смеяться, тогда выведет на землю; видя зад крысы, младший брат смеется, конец хвоста отрывается, они падают; так 8 раз; на девятый они достигают земли; младший брат дал крысе острые зубы (резак») и флейту; голубь ее позаимствовал и не вернул, теперь играет на ней; младший брат вс третил девушку, понял, что она - его дочь и что старший брат забрал его жену; зарубил старшего, рассказал дочери и женщинам всю историю]: Dessaint, Ngwâma 1994: 329-346.

Балканы. Греки: El-Shamy 1980 (зап. от 20-летнего студента в Египте, который слышал это от своей матери-гречанки на о. Лерос; в Египте такого сюжета нет) [земля покоится на огромном стволе дерева; маленькие зловредные существа Kalikanzaroi весь год стараются его срубить, чтобы посмеяться над тем, как земля станет падать; но каждый год перед Рождеством выходят повеселиться на землю, в это время вырубка зарастает]: 273; Krappe 1938 [демоны callicantzari грызут столб или дерево; к концу года столб уже почти готов упасть, но демонов на 12 дней (от Рождества до Дня Короля) вызывают на землю; за это время ствол восстанавливается]: 267.

Средняя Европа. Кашубы [под землей живут карлики - дробные, они же кроснята; древние захоронения с трупосожжениями принадлежат им; живут под полом избы, хлева или сарая; среди них люди обоего пола и всех возрастов; под полом корчмы справляют свадьбы; носят красную шапочку, перебирают деньги, прядут, любят, если им выставляют молоко в ореховой скорлупе; если шапочку сорвать с головы, принесут деньги на выкуп; подменивают новорожденных некрещеных детей; украденные дети становятся у кроснят ксендзами, а дети кроснят у людей - это карлики]: Гильфердинг 1862: 67-69; западные украинцы [рахманы - блаженный народ где-то под землей, у великих вод, в которые вливаются все реки, или за морями; они родственники живущих; христиане, постящиеся весь год; у них нет времени, узнают о наступлении Пасхи от людей; в Страстную субботу или на первый день Пасхи христиане пускают по реке яичную скорлупу; когда она доплывает до Рахманов, те начинают праздновать Пасху; к этому времени скорлупа вновь заполняется яйцом, каждого хватает на 12 рахманов; если в Рахманский Великдень (Фомино воскресенье или Преполовение Пятидесятницы) приложить ухо к земле, праведник может услышать колокольный звон; если в это время работать на земле, то рахманы семь лет будут собирать с этого места урожай, а людям не достанется; аналогии на севере Украины; на Киевщине бросали в воду красную скорлупу, она приплывет к живущим за морем навам, те узнают о Пасхе; в северной Румынии и Молдавии рохманы, блажины - жители загробного мира, им спускали скорлупу, за 4 недели или 40 дней яйцо обретало целостность; термины из "Александрии" и из апокрифов, спуск скорлупы не имеет литературных прототипов]: Агапкина 2002: 281-283.

Кавказ - Малая Азия. Абхазы [карлики ацаны были умнее бога; мочились в сторону неба; пускали газы в кислое молоко, подтирались сыром; подражая грому, били по высушенной коровьей коже; чтобы выведать их слабое место, тот спустил с неба ребенка в золотой колыбели; ацаны его воспитали; ответили ему, что погибнут, если загорится ватный снег; старик заметил, что у козла затряслась борода; выпал ватный снег, загорелся от молнии, ацаны погибли; бросившиеся в воду обратились в ящериц и лягушек; спрятавшиеся в пещерах и дуплах деревьев - в чертей и змей; (вар.: ацаны погибли от мороза, от наводнения); оказавшись в подземном мире, ацаны сверлят землю, чтобы выбраться назад, но что насверлят за день, снова обрушивается]: Инал-ипа 1977: 164-169 (пересказ. в Шталь 1989: 204-207); кумыки [там, где небо сходится с землей за горой Каф живут карлики, вешающие свои ружья на полынь; с утра до вечера со дня сотворения мира они роют проход через гору; когда он почти готов, наступает вечер и карлики уходят отдохнуть, а за ночь гора восстанавливается; если уходя скажут «Инша Аллах», пророют сквозной проход и настанет конец света]: Халидова 2012, № 34: 54.

Балтоскандия. Исландия [Из тела Имира сыновья Бора сделали землю, из крови море и воды; земля - плоть, горы - кости, валуны - зубы и осколки костей; океан окаймляет землю кольцом; из черепа Имира сделано небо, его мозг - облака. Под каждый угол неба посадили по карлику (Восточный, Западный, Северный, Южный)]: Младшая Эдда 1970: 18; финны [по Fellman, p.126; в море есть огромный водоворот, затягивающий корабли в нижний мир; 7 лет вода устремляется в него, 7 лет выходит обратно; если взять на 7 лет провианта, можно побывать в том мире; там живут Ääreläiset ("живущие на краю"), они питаются только птичьими яйцами; о них рассказывается то же, что и о lintukotolaiset (“жители страны птиц”); см. мотив K22A]: Toivonen 1937: 95; эстонцы: ERA H I7, 497(73)>

мифология, работы и материалы

Previous post Next post
Up