Оказалось, что меня смешат кликбейтные заголовки, поэтому я так решил пошутить. Но вообще, заголовок не так далеко ушел от истины и темы сегодняшнего поста.
Кстати, в далеких девяностых, будучи ребенком, я имел небольшое количество книг из серии "Я познаю мир". Крутая серия для своего времени. Среди прочего там был выпуск про криптозоологию - всяких йети, НЛО и прочих лохнесских чудовищ. Не скажу, что эта тема тогда меня сильно занимала, уже в ту эпоху, пожалуй, круг моих нынешних интересов начал определяться. Но тем не менее, эту книжку я читал, и она казалась мне интересной. С той поры утекло много воды, криптозоология осталась где-то далеко в детских воспоминаниях и отрывках передач с РЕН-ТВ, но тем не менее, сегодня действительно будет пост про снежного человека. Точнее...А, впрочем, лучше по порядку.
Жил-был как-то во второй половине XIX века в солнечной Абхазии князь Ачба. Как это водится у князей, решил он поохотиться. Но в зарослях обнаружилось какое-то невиданное чудо-юдо, которое ни разглядеть толком, ни поймать не представлялось возможным, пока, наконец, кто-то не додумался подкинуть приманку - старые, вонючие штаны за сорок гривен. Неведомый зверь на них польстился и был пойман. При ближайшем рассмотрении он оказался женщиной, покрытой сильным волосяным покровом. Волосы были везде, даже на лице. В остальном - ну типичный снежный человек. Серая кожа выглядывала из-под шерсти, крупные скулы и надбровные дуги, сильные мускулы и красные глаза - самая настоящая йети.
В общем, князь Ачба наглядевшись на диковинку, подарил ее другому князю Чолокуа, а тот князю Генабе, который перевез ее в деревню Тхин. Да, это история о
Зане из Тхина. Сначала ее держали в цепях, но затем удалось немного усмирить, и Зана стала ходить среди прочих людей деревни. Правда, в основном, голой. Говорить не научилась, зато поражала местных своими физическими возможностями типа поднять какую-нибудь тяжелую штуку или бегать со скоростью лошади.
Видимо, голые дефиле по деревне дали свои плоды, и Зана родила четырех детей, причем одного - от самого князя Генаба. Правда, материнский инстинкт у нее, видимо, развит был очень плохо, потому что первого ребенка она утопила. Остальных успели отбирать. Зана умерла в 80-х годах XIX века, но еще полной сил и не без явных признаков старения. Выживших детей было четверо - две девочки и два мальчика. Из них известна судьба лишь одного - Хвита. Он был дважды женат на местных девицах, а его внучка была одним из информаторов, которых опрашивали советские исследователи.
В общем, про исследования и возможные версии можно долго расписывать. Тут и мнения антропологов и различные криптозоологические гипотезы и прочее, прочее. А в относительно недавнее время столько всего выходило о том, что Зана могла быть была снежным человеком. Важно, что черепа Заны и Хвита были доступны в том числе и для генетических исследований. И вот, когда из них удалось выделить ДНК, оказалось, что...
...оказалось, что Зана не была, конечно, никаким снежным человеком. Собственно, об этом уже говорили антропологи, изучившие ее череп и не обнаружившие несапиентных признаков. Да и другие исследователи предположили, что Зана могла страдать гипертрихозом, при котором повышен волосяной покров. Выходило несколько статей генетиков - сначала изучались лишь некоторые маркеры и участки ДНК, а в 2021 году вышла статья, в которой были приведены полногеномные анализы Заны и Хвита.
Статья называлась The genomic origin of Zana of Abkhazia. Посмотреть ее можно, например, здесь.
https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/ggn2.10051 Но вот совсем недавно добрые люди сделали G25 координаты по геномам Заны и Хвита. А значит, что мы можем посмотреть дистанции до современных групп. А выглядит Зана вот так. Напоминаю, что на изображении 25 ближайших современных этнических групп и популяций. Чем выше строчка и меньше число, чем зеленее цвет - тем ближе.
В общем, Зана никакой не снежный человек, а африканка, очень близкая в группе м
ада из Нигерии. Это, кстати, очень интересный факт, в том числе и об абхазских неграх. Как Зана стала собой - неясно, но можно предположить, что от пораженного гипетрихозом ребенка избавились родители-африканцы. Мб в лесу ее оставили. Но тем не менее, Зана выжила. Ну а дальнейшая ее судьба известна.
А что там с Хвитом? Он особенно не похож ни на кого. Ближайшие (хотя эта близость крайне относительна) группы - алжирские берберы, марокканцы, эфиопы, сомалийцы. Но эта близость из разряда из Москвы ближе до Челябинска, чем до Владивостока.
Однако, геном Хвита очень четко распадается на два почти равных источника - материнский (мада) и отцовский (абхазы).
Вот такие дела. И никакой криптозоологии.