Серезлиевская посттрипольская группа

Jan 14, 2024 20:00





Позднетрипольские кубки, найденные у села Помочная/Помiчна Кировоградской области

Некоторое время назад выходила статья про серелзиевскую культурную группу - одну из тех, что пришли на смену классическим трипольским группам. Оставлю здесь пересказ этой статьи.

Культурные взаимосвязи неолитической Старой Европы и населения степей играли важную роль в построениях Марии Гимбутас. Она предполагала три волны вторжения индоевропейцев из Восточной Европы. Первая волна была связана с так называемой ранней ямной культурой (4400-4300 гг. до н.э.), вторую (ок. 3500 г. до н.э.) с майкопской и группой Михайловка I, третью с поздней ямной культурой (ок. 3000 г. до н.э.).
С тех пор ее модель подверглась значительной переработке и критике.  Однако с появлением массовых палеогенетических исследований (2015 г.) она часто служила объяснением популяционных процессов в это время. Тем не менее, появившиеся новые образцы показывают, что палеогенетическая история Восточной Европы в энеолите и раннем бронзовом веке была сложнее, чем однонаправленное движение степняков на запад. Впрочем, для археологов такой поворот событий не стал неожиданностью.
На сегодняшний день существует обширная коллекция позднетрипольских артефактов, происходящих из курганных погребений Буго-Днепровского междуречья, которые указывают на значительное влияние позднетрипольских групп на степные культуры II волны Гимбутас.  Одним из результатов такого влияние стало возникновение смешанной серезлиевской позднетрипольской группы. Из-за отсутствия опубликованных археологических материалов, ее феномен оставался малодоступным широкой аудитории. В текущей статье предпринята попытка восполнить такой пробел.
Приводятся полные и никогда ранее не публиковавшиеся данные об одном из серезлиевских захоронений, раскопанных в 1989 г. у села Помошная (Помiчна) Кировоградской области.
Летом 1989 г. два кургана у этого села раскопала экспедиция Кировоградского краеведческого музея.  В контексте изучения серезлиевской группы интересен курган 1, который имел размеры 48х58 м и высоту в 2.3 м. Он состоял из нескольких слоев, связанных с поздним энеолитом, ямной культурой, катакомбной, бабинской и киммерийцами.  Общее число погребения достигло 61, из которых два связаны с поздним энеолитом.
Погребение 50 имело вид овала, шириной 0,85 м и содержало останки трехлетнего ребенка.  Скелет был посыпан охрой и сильно разрушен, но видимо располагался в скорченной позе. Погребение содержало позднетрипольский расписной сосуд (кубок), чья орнаментация схода с декоративным стилем группы Гординешть.  К сожалению, из-за отсутствия достаточного финансирования и плохой сохранности скелета, радиоуглеродная датировка проведена не была, а хронология устанавливается по обращению к относительным методам - стратиграфии и типологии. Установлено, что это погребение предшествовало ямным, к тому же, особенности обнаруженного сосуда позволяют датировать это погребение периодом до 3000 года до н.э.

Достаточно интересны довольно миниатюрные размеры сосуда, отличающиеся от более крупных параллелей. Это позволяет предположить, что этот кубок был изготовлен специально для конкретного человека (ребенка), а не был предметом импорта из чужой культуры.  Таким образом, описываемая могила Помична 1/50 сочетает в себе исключительно черты степного  курганного погребального обряда с позднетрипольским материальным комплексом и должна рассматриваться как свидетельство смешанной степно-трипольской идентичности, возникшей в междуречье Южного Буга и Днепра во второй половине IV тыс. до н. э. Следуя идее, высказанной В. Дергачевым и И. Манзурой (Дергачев, Манзура, 1991), авторы предлагают называть археологические явления, стоящие за этой идентичностью, серезлиевской локальной группой.


Погребение Помична 1/50
Начало исследований этой группы было положено еще в начале XX века раскопками у с. Серезлиевка на территории Кировоградской области.  Ее материалы рассматривались как трипольские и только в 1991 году были выделены в особую серезлиевскую группу.
Авторы указывают, что существуют две конкурирующие модели интерпретации. Если первый признает серезлиевские захоронения трипольскими, то второй связывает их со «степной» «курганной» традицией. Поскольку дальнейшие выводы о генетических и языковых характеристиках серезлиевской локальной группы строятся согласно выбранной модели, особенно важно выбрать наиболее аргументированную. На взгляд авторов, трипольская атрибуция более благоприятна.
Среди всех артефактов позднего энеолита, обнаруженных в могилах и культурных слоях ряда поселений, наиболее ярко трипольские черты проявляются в керамике, глиняной скульптуре и металлических украшениях.
Гончарный комплекс серезлиевской культурной группы состоит из двух основных частей - степной и трипольской столовой посуды. Низкое качество «степной» керамики, а также отсутствие декора позволяют предположить, что она использовалась в основном как обычная кухонная утварь, тогда как трипольская керамика, видимо, представляла изысканные сосуды, использовавшиеся для особых случаев.  Погребальный обряд погребений, сопровождаемых трипольской керамикой, разнообразен, что запутывает их культурную принадлежность и откладывает их признание единый археологический объект. Умершие, владеющие трипольскими сосудами, могут лежать прямо (2 случая), скорчившись на боку (5 случаев) или скорчившись на спине с согнутыми в коленях и поднятыми ногами (3 случая).


Небольшие размеры большей части трипольских сосудов и их специфическая форма позволяют предположить, что они использовались для индивидуального употребления жидкостей - опьяняющих или нетоксичных - а не для хранения продуктов. Вполне возможно, что они использовались для употребления алкоголя и служили важной составляющей совместных праздников.  Наличие трипольской керамики в Серезлиевских погребениях означает гораздо более глубокое культурное влияние, чем простой импорт роскошной посуды, и дополнительно предполагает адаптацию иностранных ритуалов, обычаев и социальных норм.


Позднетрипольские сосуды из серезлиевских погребения
1 - Dubova Mohyla 10;
2 - Velyka Oleksandrivka 1/23; 3 - Yermolaiivka 2; 4 - Bilozerka; 5 - Kryvyi Rih; 6 - Volodymyrivka; 7 - Pomichna 1/50;
8 - Zavadivski Mohyly 9/10; 9, 10 - Prybuzhany 4/19; 11 - Serezlievka 4; 12 - Vyshchetarasivka 79/13; 13 - Olshanka 3
Уникальной особенностью серезлиевской группы являются антропоморфные статуэтки. Географически большая часть фигурок сосредоточена в междуречье Южного Буга и Днепра, а единичные находки сделаны на Подолье, в Крыму и на Кубани. Часто они обнаруживаются вместе с трипольской керамикой. Морфологически серезлиевские фигурки представляют собой весьма схематичное изображение человеческого тела: тело фигурки представлен длинным прямым или слегка изогнутым цилиндром, а руки фигурки изображены в виде небольших горбов. Признаки пола отсутствуют, что контрастирует с классической трипольской глиняной скульптурой, в которой пол выражен четко. Происхождение фигурок серезлиевского типа является спорным. С одной стороны, эти фигурки совершенно отличаются от классической трипольской глиняной скульптуры; с другой стороны, они слишком деликатны для изделий «степных» гончаров. Более того, традиция индивидуальной мелкой скульптуры чужда будущей ямной культуре, предпочитавшей сооружение крупных каменных стел. Вероятно, серезлиевские статуэтки являются результатом творческой переработки трипольского наследия и поиска новых иконографических стилей.


Late Trypillia sites of the Northern Pontic region. Point markets are tied to the nearest village and not to the real location
of a site. The accuracy of localization is 10 km (map by M. Ivanov).
В Буго-Днепровском междуречье в настоящее время известно 19 погребений позднего энеолита, содержащих всевозможные медные украшения. Доля ювелирных изделий среди прочего погребального инвентаря удивительно велика. В 25% всех оборудованных могил присутствовали любые украшения, что почти равно доле кухонной утвари (34%), трипольской расписной керамике (25%), серезлиевских статуэток (16%). Количество драгоценностей, помещенных в одну могилу, сильно различается. Хотя в большинстве захоронений были найдены скудные ожерелья, одно из них (Чкаловка II, к.4, п.5) было особенно богатым и содержало 242 медных предмета.
Морфологически медные украшения можно разделить на несколько категорий:
1. Кольца из металлической проволоки прямоугольного сечения;
2. Трубочки из листов прямоугольной формы;
3. Спиральные бусины из проволоки;
4. Металлические пластины, служившие накладками на пояса.


Погребальный инвентарь в Буго-Днестровской регионе. Синий- трипольская расписная посуда, оранжевый - кухонная утварь, серый - металлические украшения, желтый - серезлиевские фигурки
По всей видимости, эти украшения создавались в трипольских мастерских. Технология изготовления ювелирных изделий, как показали исследования Н. Рындиной, отличается от любой другой энеолитической культуры Юго-Восточной Европы, что предполагает их локальное производство в пределах трипольских ремесленных центров Долина Днестра. На этапах CI-CII развития трипольской культуры ареал распространения украшений расширялся дальше на восток и достигал реки Днепр. Такое расширение может означать как интенсификацию межрегиональных обменных отношений, так и миграцию жителей Триполья на новые территории. Независимо от того, были ли украшения проданы, подарены или унаследованы, они являются свидетельством тесного общения между «степью» и трипольцами, что привело к адаптации чужой эстетики и общественных ценностей.
Доля трипольских артефактов среди погребального инвентаря древнейших жителей степи очевидна и составляет в общей сложности 66% всех исследованных захоронений. Расписная керамика обнаружена в 25% всех погребений, фигурки серезлиевского типа - в 16%, металлические украшения - в 25%. Так называемая «степная» посуда, в свою очередь, обнаружена лишь в 34% всех оборудованных могил. Строгой корреляции между однотипным погребальным инвентарем и позой покойного не наблюдалось.
Вторая половина IV тысячелетия до нашей эры стала временем огромных перемен для трипольской культуры. С оставлением поселений Майданецкого и Тальянки около 3600 г. до н.э. яркая эпоха мегаполисов подходит к концу, а сама трипольская культура постепенно утрачивает свои характерные черты и тускнеет. Среди факторов, негативно влияющих на жизнь жителей Майданецка и Тальянок, ученые называют изменение климата, истощение природных ресурсов, экологический кризис и распространение чумы и других болезней. Ухудшение качества жизни побудило трипольцев осваивать новые территории - лесную зону Верхнего Днепра и Десны, Буджакскую степь и степной пояс Буго-Днепровского междуречья, что привело к появлению новых локальных вариантов позднего Триполья: Софиевки, Усатово и Серезлиевки. Если первые две культуры являются хорошо известными образованиями с длительной исследовательской историей (первая статья об усатовской культуре опубликована в 1926 году, а о Софиевке в 1952, то выделение серезлиевской локальной группы это относительно новая концепция. Выдвинутая в 1991 г. В. Дергачевым и И. Манзурой, идея серезлиевской локальной группы остается скорее малоизвестной. Основной проблемой, мешающей серезлиевской локальной группе получить широкое академическое признание, является уровень влияния Триполья на «курганные» народы Бугово-Днепровского междуречья. Действительно ли трипольцы мигрировали в степь или просто «экспортировали» свои артефакты? Как показано, доля могил, оснащенных трипольскими предметами, среди других буго-днепровских курганных погребений велика и составляет в общей сложности 66% всех оборудованных захоронений. Расписная керамика обнаружена в 25% всех оборудованных погребений, фигурки серезлиевского типа - в 16%, металлические украшения - в 25%. «Степная» посуда, в свою очередь, обнаружена лишь в 34% всех оборудованных могил. Учитывая описанное количественное и качественное доминирование трипольских памятников, авторы предполагают, что курганы Серезлиевской локальной группы являются неотъемлемой частью Кукутень-Трипольского мира. Если это правда, то трехволновая модель М. Гимбутаса требует серьезных корректировок. Вместо однонаправленного напряжения с востока на запад, отмечается колеблющееся движение людей, артефактов и идей с запада на восток и с востока на запад, происходящее в течение 4-го и начала 3-го тысячелетий до нашей эры. Во время II волны Гимбутас (ок. 3500-3000 до н. э.) преобладало движение с запада на восток, что привело к формированию самых ранних курганных культур украинской степи - Усатовской и Серезлиевской.

Cultural Interactions Between the Societies of the ‘Old Europe’ and the Steppe ‘Kurgan People’ During the Last Quarter of the 4th Millennium BC: Case Study of Serezlievka Local Group

https://www.journals.vu.lt/archaeologia-lituana/article/view/31842/30679

трипольская культура, энеолит, археология

Previous post Next post
Up