Четыре года назад у меня выходил пост-обзор про статью, в которой исследовались
палеогенетические образцы из окрестностей Рима за последние 12 тысяч лет. С тех пор прошло много времени, а в свете появления новых, доступных для любителей инструментов, мы можем посмотреть, к кому ближе всего из современных популяций были жители древней Италии. К тому же, появилось еще некоторые статьи с палеогенетическими образцами из Аппенинского полуострова. Поэтому сегодня сравним предков римлян, а также самих римлян с современными группами.
Поскольку образцов значительное количество, мы будем сравнивать сразу выборки, хотя в некоторых случаях они и малочисленны. Начнем с раннего железного века.
Здесь мы имеем координаты образцов культур прото-Вилланова и Вилланова. В целом, они больше всего похожи на жителей Южной Европы, но друг от друга все же отличаются.
Более наглядно это можно увидеть в моем калькуляторе бронзового века. И у прото-Вилланова, и у Вилланова, в основном, одни и те же компоненты - иберийская бронза и греческая бронза. Однако их соотношение прямо противоположное.
Впрочем, тут, вероятно, дело в том, что это единичные образцы, а не обстоятельные выборки.
Образцы железного века представляют уже италийские племена. Их разнообразие не сильно большое и вполне себе укладывается в ожидаемые результаты. Больше всего они похожи на жителей Южной Европы, а также южных французов. Хотя все же кое-какая изменчивость присутствует.
В моем калькуляторе бронзового века эти группы демонстрируют примерно равные соотношения иберийской и греческой бронзы. Единственное исключение - выборка Praenestini_tribe, где фиксируется примесь шведской бронзы, пусть и небольшая. Но это также единичный образец, а не целая выборка.
Для этого периода отмечены аутлаеры - выбивающиеся образцы, которые, вероятно, были чужеземцами.
Их два.
Оба - более южные, точнее юго-восточные. В моем калькуляторе это проявилось очень малым или отсутствующим вкладом Иберии, а также примесью Куро-Аракса и в целом, большими дистанциями. Доминирующий компонент у них - греческий Логкас.
Часть образцов представляет этрусков. Их выборок довольно много из разных мест.
По большей части, они не сильно отличаются от ранее рассмотренных образцов. Хотя, пожалуй, некоторые выборки этрусков выглядят слегка южнее.
Впрочем, если смотреть эти выборки в моем калькуляторе, то очевидно, что разнообразие у них заметное - где-то доминирует Логкас, где-то Иберия.
Среди исследованных этрусков есть и аутлаеры. Их пятеро. Двое - с центральноевропейской примесью, трое с африканской.
Вот так они выглядят в моем калькуляторе. "Африканцы" закономерно показывают большие дистанции, но это потому, что мой калькулятор заточен на европейцев. Для аутлаеров из Центральной Европы велика примесь шведской бронзы, а также проявилась маленькая примесь балтийской бронзы.
И последняя группа образцов - италийцы имперского периода. Здесь явно заметен генетический сдвиг, примесь ближневосточных групп. Поэтому выборки и демонстрируют близость либо к южным итальянцам, либо к группам евреев, сицилийцам, грекам.
В моем калькуляторе все эти выборки показывают примесь Куро-Аракса и высокие доли Логкаса. У части образцов иберийская бронза при этом отсутствует.
В общем, италийский генофонд на протяжении железного века, республиканского и имперского периодов не был каким-то совсем уж необычным по сравнению с современным, хотя есть и своя специфика. В основном, доминировало два компонента - первый этот тот, что в моем калькуляторе выражается компонентом иберийской бронзы, а на деле - культуры колоколовидных кубков Юго-Западной Европы. Второй компонент - схожий с греческой средней бронзой. Особенно ничего необычного в этом нет, учитывая положение Аппенинского полуострова между Иберийским и Балканским. Правда, соотношение этих компонентов менялось на протяжении железного века. Наиболее серьезный сдвиг принес имперский период, когда в регионе появляется примесь нового компонента, связанного с Малой Азией. Впрочем, так происходит в то время не только в Италии.
Забегая вперед, стоит сказать, что события, последующие за падением Римской империи, снова принесли изменения генофонда, но уже с другим вектором.