О серьгах у славян

Jul 27, 2023 20:00




Давненько ничего не было про всякие украшения или прически. Но на днях у поминавшийся ранее Дмитрий Шипилов разместил интересный материал для своего проекта "Люди с Дона". Тем более, тема не такая уж и ординарная и хорошей информации по ней немного. Решил разместить у себя.

О серьгах в мужском комплексе реконструкции славян Днепро-Донского междуречья
«Не пират, а реконструктор»

Стремление украшать себя свойственно человеку с самой зари своей истории. И раннее средневековье не было исключением. Не чуждо чувство прекрасного и мужчинам.
В этом материале мы рассмотрим такую категорию украшений как мужские серьги с точки зрения реконструкции мужского комплекта славян Днепро-Донского междуречья в догосударственную эпоху (IX-X вв.)
В начале разбора материала давайте примем за основу, что мы говорим о версии ушных серьг. В качестве одного из примеров существования такого способа ношения разомкнутых украшений стоит привести предположительно фрагмент женского уха с серьгами из погребения 11 века Гочевского курганного могильника.



Под цифрой 8
Также в статье «О способах ношения височных колец» за авторством А.С. Агапова и Т.Г. Сарачевой (1997) есть любопытные сведения: проведен криминалистический анализ 5 находок разомкнутых височных колец, продетых во фрагменты кожи. Все эти находки, судя по сопутствующим вещам, происходят из женских погребений XI-XIII вв. Московской и Смоленской областей. После восстановления фрагментов кожи в специальном криминалистическом растворе оказалось, что все фрагменты являются человеческими ушными раковинами или их частями. Сделан вывод о том, что височные кольца и ушные серьги существовали как параллельные типы украшений.




Вооружившись этими знаниями (дамы, пользуйтесь!), переходим к разбору мужских серег.
При работе с монографией А.В. Григорьева, посвященной славянскому населению водораздела Оки и Дона в конце I - начале II тысячелетия нашей эры, было обнаружено следующее:
«…Судя по соотношению различных категорий находок на памятниках славян Хазарского каганата, наиболее распространенным видом украшений в ранний период являлись серьги. Особенности погребального обряда (кремация на стороне) не позволяют с уверенностью говорить о половой принадлежности серег. По материалам Супрутского городища можно отметить, что миниатюрная простая проволочная серьга была найдена на костяке взрослого мужчины, две такие же, но бронзовые серьги находились на детском костяке, серьги салтовского типа и славянские лучевые как минимум в трех случаях находились при женских костяках и один раз - при детском. Вероятно, крупные сложные серьги являлись женским типом украшений, что позволяет говорить о характере наиболее популярной прически, при которой уши оставались открытыми (скорее всего, коса). Самыми распространенными являлись простые проволочные серьги диаметром от 1 до 2 см, свернутые из бронзовой, очень редко серебряной проволоки.»


Иллюстрация из монографии А.В. Григорьева

Можно было бы на том и закончить, но давайте подробнее разберемся в вопросе.
В теме серег «славян Хазарского каганата» есть еще материалы - в 2015 году В.В. Мурашева посвятила этому отдельную статью. В данной работе дана их классификация, химический состав и технология изготовления. Согласно выводам В.В. Мурашевой, «провинциальная хазарская» мода повлияла на складывание славянского женского металлического убора. Данный вывод сделан на основе вышеупомянутых нескольких женских захоронений и на том, что в нескольких кладах салтовские серьги находились вместе с женскими височными кольцами. Также, вероятно, серьги «салтовского типа» изготавливались в славянской среде, так как обнаружена одна литейная форма. Сырьем для изготовления были дирхемы. Датируются серьги в основном рубежом IX-X вв., не отрицается возможность их ношения в IX в., указана одна серьга из слоя второй половины X в.


Иллюстрация из статьи В.В. Мурашевой

Что нам известно о салтовских серьгах в самой салтово-маяцкой культуре?
С.А. Плетнева в монографии, посвященной Дмитриевскому археологическому комплексу, дает классификацию этого типа украшений и указывает, что в статусных мужских захоронениях присутствуют золотые и серебряные серьги.



Иллюстрация и таблица из монографии С.А. Плетневой

Не менее интересно дела обстоят у соседней мордвы, у которых со славянами Днепро-Донского междуречья просматриваются достаточно заметные в материальном плане связи. Будучи также данниками Хазарского каганата, и на них повлияла «провинциальная хазарская» мода. Только благодаря трупоположению, в отличии от славянской кремации, мы можем гораздо точнее разобраться с их мужскими украшениями.
В работе под названием «Материальная культура средне-цнинской мордвы VIII-XI вв.» под редакцией А.Е. Алиховой указано, что:
«…В описываемое время украшения не были чужды и для мужчин. Но у них они встречаются значительно реже и в крайне ограниченном количестве. К ним относятся височные привески-серьги в виде разомкнутого овального кольца с шишечкой наверху и грузиком внизу. Этот тип серег проник от южных соседей мордвы - аланских племен Северного Кавказа и Подонья, от племен так называемой салтово-маяцкой культуры. Находка литейной формы для изготовления подобной височной привески-серьги в одном из женских захоронений Крюковско-Кужновского могильника свидетельствует о местном производстве этого, некогда иноземного, украшения.
Изредка встречаются при мужских костяках небольшие височные кольца с разомкнутыми концами.»


Иллюстрация из работы под редакцией А.Е.Алиховой

Таким образом мы видим, что у мужчин средне-цнинской мордвы тоже присутствуют как простые проволочные, так и серьги «салтовского типа», изготавливаемые на месте.
А как обстоят дела с серьгами в Древнерусской среде?
Вот что пишет о внешности Святослава Игоревича византийский историк Лев Диакон:
«…Сфендослав приплыл по реке на скифской ладье, сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал.»

Вернемся к археологии. В могильнике Саркела-Белой вежи, сформированном во второй половине Х века после захвата Святославом Саркела и просуществовавшем до начала XII века, в мужских захоронениях неоднократно найдены одиночные или парные проволочные кольца. Так же парные проволочные кольца обнаружены в мужском погребении Гнездовского могильника.







Иллюстрации из работы О.А. Артамоновой «Могильник Саркела-Белой вежи», 1963 г.

Из собранного материала можно сделать следующие выводы:
1. Ношение серьг для славянских мужчин Днепро-Донского междуречья догосударственной эпохи (IX - X вв.) и мужчин Руси того же периода не было чем-то экстраординарным. Как и для окружающих их в лесостепи народов (средне-цнинская мордва, алано-болгарское население Хазарского каганата)
2. Наиболее достоверной серьгой для славян и Руси, а так же для мордвы будет проволочное кольцо диаметром 1-2 см из бронзы или серебра.

3. Нельзя отказываться от версии, что серьги «салтовского типа» у славян могли носить и мужчины. Как верно выразился А.В. Григорьев, из-за обряда кремации невозможно достоверно установить половую принадлежность этих украшений, а принимая во внимание фактический материал по мужчинам средне-цнинской мордвы и алано-болгар - подобное предположение является вполне жизнеспособным и не нарушает логики построения версии славянского комплекта реконструкции.


С уважением, ваши КИРиФ «Русь» и «Люди с Дона»
Отсюда:
https://vk.com/@pfd136-sobiratelnyi-obraz-slavyanskogo-voina-10-veka-s-territorii-d

Еще, пожалуй, могу добавить кое-что из Михайлова ("Элитарный погребальный обряд Древней Руси...")

"«Мода» на различные составные серьги так называемого салтовского типа широко бытовала среди носителей салтово-маяцкой культуры с VIII по X в. Многочисленные изображения средневековых кочевников с серьгами в ушах сохранились как на предметах торевтики, так и на каменных тюркских стелах Центральной Азии и росписях согдийского городища Пенджикент. Исследователи считают, что с Х в. мода на салтовские серьги как на популярное украшение воина-кочевника постепенно сходит на нет вместе с угасанием Хазарского каганата 281. Тем необычнее редкая находка подобных колец в древнерусском погребении из Гнёздова. В мужском захоронении с конем из кургана Ц-255 по обеим сторонам черепа погребенного мужчины обнаружили два серебряных перстнеобразных кольца с незамкнутыми концами. Вероятно, эти кольца украшали уши умершего 282. Находка такого рода - пока единственная среди древнерусских погребений и достаточно редкая для погребального костюма Восточной Европы Х в.

Еще одна подобная находка связана с роменским городищем Супруты, погибшим в Х в. Один из мужчин, похороненных на городище, имел проволочную серебряную серьгу около правого виска 283. Похожие серьги, но из бронзовой проволоки, были найдены в венгерском погребении на р. Ингул, где они лежали по обеим сторонам черепа мальчика
семи лет. В погребении № 2 той же могильной группы два золотых проволочных кольца лежали около черепа взрослого мужчины 284. Похожие проволочные серьги с заходящими концами, изготовленные из золота, были обнаружены в мужском погребении из Hajdúböszörmeény в Трансильвании вместе с посеребренными пластинками, закрывающими глаза 285. Такие же проволочные серьги были обнаружены в мужском венгерском погребении № 22 с остатками колчана из могильника Hódmezövásárhely-Nagysziget 286. По две золотые
серьги были также найдены по сторонам черепа в богатых мужских погребениях кочевников из могильника у с. Мирное, около с. Тузла в Одесской области и на севере Румынии. Эти захоронения датируются началом XI в. 287. Две золотые серьги с незамкнутыми концами найдены в венгерском погребении Х в. из Словакии 288. Эти и другие находки указывают на то, что в течение Х в. степная мода на серьги салтовских типов сменяется на более простые мужские украшения, которые распространяются от Алтая до Венгрии 289. Вероятно,
серьги в гнёздовской камере связаны с модой, которая распространяется не ранее Х в., скорее во второй его половине 290".

А вообще, в комментах к посту "Людей с Дона" о серьгах тоже кое-какую интересную инфу присовокупили.

славяне, ритуалы

Previous post Next post
Up