Семейные захоронения КШК

Mar 19, 2023 20:00


Сохраню себе кое-какой материал. Текст не мой.



Реконструкция семьи из Бергсгравена.
На сегодняшний день наличие парной семьи в сообществах КШК это признанный факт. Среди многочисленных погребений иногда находят и одновременные семейные, т.е. в одной могиле одновременно похоронены отец, мать и дети. География таких захоронений от Центральной Европы и до Скандинавии и Верхней Волги, т.е. вся территория распространения КИО шнуровой керамики и боевых топоров. Хотя обстоятельства смерти бывают не всегда отражены в соответствующей литературе, вариантов здесь немного. Это либо убийство, либо следствие эпидемии, болезни и т.п.



Рис.1. Коллективное погребение семьи в катакомбе в Степановичах, Южная Польша.
Для КШК Южной Польши характерен обряд погребения в катакомбах ( нишах-как их называют польские авторы). Довольно часто катакомбы служили семейными, фамильными склепами, когда на протяжении времени туда последовательно помещали умерших родственников, при этом более ранние захоронения часто оказывались потревоженными. Кстати, очень похожий обряд наблюдается в Балановском могильнике, только там не было катакомб, склепами служили внутимогильные деревянные конструкции. Погребение в Степановичах интересно тем, что в катакомбе одновременно похоронены мужчина, женщина и двое детей подросткового возраста. Есть все основания считать их одной семьей.
В 1953 г. при строительстве дороги в Линчепинге в Южной Швеции было обнаружено совместное захоронение мужчины, женщины, ребенка младенческого возраста и собаки. Сейчас его называют погребением в Бергсгравене.



Рис.2. Деталь погребения в Бергсгравене в момент раскопок
Впоследствии, реконструкция этого погребения была выставлена в экспозиции  музея Восточного Готланда.


Рис.3. Реконструкция погребения из Бергсргавена в музее.
Положение умерших классическое для КШК: мужчина скорченно на правом боку, женщина на левом. При мужском костяке находился боевой топор, кремневый нож и костянок острие, которое интерпретируют как костяной наконечник копья, хотя это мог быть и кинжал.  При женском два глиняных сосуда у головы, в руке массивное острие из рога - кинжал или своеобразный стилет. Помимо этого с умершей лежали кремневое шлифованное долото и два шлифованных рабочих топора один из кремня, другой каменный. Сзади у пояса находился небольшой мешочек из органического материала, видимо кожи или шкуры, содержащий ( как мне удалось разглядеть) кремневый нож, нижнюю челюсть мелкого хищника и похоже какие-то украшения. За спиной женщины, между ней и собакой, был помещен новорожденный младенец, от которого сохранились лишь отдельные косточки. По положению костей, складывается впечатление, что собака была призвана охранять новорожденного.



Рис. 4. Схема погребения в Бергсгравене с расположением инвентаря.
Музейная реконструкция выполнена с точным соблюдением первоначального положения умерших и погребального инвентаря в могиле. Несколько смущает положение каменного боевого топора, изначально он никак не мог находиться рукоятью вверх. И либо его положение на реконструкции не соответствует in situ, либо это свидетельство процессов, происходивших в свободном пространстве погребальной камеры.


Рис. 5. Деталь погребения в Бергсгравене. Мужской костяк. Положение боевого топора.
Отчетливо видно темное пятно позади тазовых костей женского скелета - это тлен от какой-то емкости типа мешочка из органического материала. Внутри можно различить нижнюю челюсть мелкого хищника, кремневый нож и, похоже, какие-то украшения. Такая «дамская сумочка».



Рис. 6. Деталь погребения в Бергсгравене. Женский костяк.





Рис.7,8. Детали погребения. Мужской и женский костяки.
Наконец была сделана еще одна реконструкция и выставлена в том же музее. На ней можно видеть мужчину, женщину с младенцем и собаку. Все напряжены, вероятно это момент опасности. В руках у мужчины копье ( ну копье - пусть будет копье), но почему-то не видно боевого топора. На поясе у женщины тот самый мешочек - «дамская сумочка».

Отсюда
http://www.balto-slavica.org/forum/index.php?showtopic=12584&p=386777

культура шнуровой керамики, ритуалы

Previous post Next post
Up