Известно, что европейский генофонд состоит из трёх основных источников, связанных с разными группами древности. Эти три группы - охотники-собиратели мезолита, неолититические земледельцы и скотоводы медно-бронзового века. Известно, что мезолитические охотники были неоднородны. Среди них выделяются две мажорные линии - восточноевропейские и западноевропейские.
Однако и при более детальном рассмотрении все оказывается не так просто. Например, среди западноевропейских охотников собирателей не было единства. Ранее я размещал статью про исследование палеогеномов Франции, которое рассказало о двойном происхождении мезолитических охотников на её территории. Теперь подобная статья вышла о британском материале. Называется она "Dual ancestries and ecologies of the Late Glacial Palaeolithic in Britain", и вот что сообщает нам аннотация:
"Генетические исследования верхнепалеолитической Европы выявили сложную и трансформирующую историю перемещений и предков людей, а также свидетельства нескольких случаев генетических изменений на европейском континенте в период после последнего ледникового максимума (LGM). Одновременно с этими генетическими сдвигами период после LGM характеризуется серией значительных климатических изменений, увеличением населения и культурным разнообразием. Британия находится в крайнем северо-западном углу расселения после LGM, и ее раннее позднеледниковое заселение людьми остается неясным. Здесь мы представляем генетические данные палеолитических людей в Соединенном Королевстве и древнейшую человеческую ДНК, полученную на сегодняшний день в Великобритании или Ирландии. Мы определили, что
человек позднего верхнего палеолита из пещеры Гоф, вероятно, проследил всю свою родословную до людей, связанных с мадленской культурой, тесно связанных с людьми из таких мест, как пещера Эль-Мирон, Испания, и пещера Троизьем в Гойе, Бельгия. Однако человек из пещеры Кендрика не имеет никаких доказательств того, что он имеет родословную, связанную с человеком из пещеры Гофа. Вместо этого особь из пещеры Кендрика ведет свою родословную от групп, которые распространились по Европе во время позднего ледникового периода и представлены в таких местах, как Виллабруна, Италия. Кроме того, люди различаются не только профилями своего генетического происхождения, но и методами погребения, диетой и экологией, о чем свидетельствует анализ стабильных изотопов. Это открытие отражает модели двойного генетического происхождения и примеси, ранее обнаруженные в Иберии, но может указывать на более резкий генетический обмен в северо-западной Европе, чем на юго-западе".
Каменный век был огромной по протяженности эпохой, определенно наполненной бурными событиями, которые только начинают открываться. Одним из таких событий был генетический сдвиг, произошедший около 14 тысяч лет назад. Наиболее отчетливо он фиксируется на двух образцах, до и после этого сдвига. Образец из группы до - это человек из местечка Гойе в Бельгии (Goyet Q2 возрастом ~ 15 090 лет). Человек из группы после - образец из Виллабруны в Италии (~ 14 010 лет).
Древние люди, похожие на человека из Гойе связаны с мадленской культурой (20 500 - 14 000 лет назад) , распространившейся из пещерных убежищ после последнего ледникового максимума. В то же время, люди, похожие на человека из Виллабруны, жили примерно от 14 000 до 7 000 лет назад и были связанны с эпиграветтской, азильской/федермессерской, эпипалеолитической и мезолитической культурами. Генофонд Виллабруна также указывает, что примерно с 14 000 лет назад, все европейцы демонстрируют некоторый уровень генетического сходства с современными ближневосточными популяциями, который не был отмечен для групп Гойе.
Что интересно, люди, совмещающие оба генофонда (Гойе и Виллабруна), появляются около 18 тысяч лет назад. Все это время он соседствовали с чистыми представителями Гойе, которые 14 тысяч лет назад исчезают, хотя как компонент, Гойе встречается еще долго.
После последнего ледникового максимума Великобритания оказалась в северо-западном углу человеческой ойкумены. 19 000 лет назад британско-ирландский ледниковый щит подвергался повсеместному таянию, и примерно 16 тысяч лет назад уже отсутствовал практически на всей территории Англии и Уэльса. Северный олень обитал на юго-западе Англии примерно семнадцать тысяч лет назад, и на острове преобладала открытая тундростепная растительность. В то время, как генетика мезолита, неолита и эпохи бронзы Великобритании изучены хорошо, с палеолитической генетикой все сложнее.
Мезолитические люди из Британии были представителями кластера Виллабруна, что указывает на то, что такой генофонд стал обычным в северо-западной Европе примерно 10 500 лет назад. Однако остается непонятным, когда такие люди прибыли на Британские острова, и как выглядели их предшественники. Учитывая связь кластера Гойе с мадленскими культурами по всей Европе, логично предположить, что британские позднепалеолитические популяции также входили в этот кластер. Чтобы ответить на эти вопросы, исследователи изучили генетические характеристики двух людей поздневерхнепалеолитической Британии - из пещер Гофа (Gough’s Cave) и Кендрика (Kendrick’s Cave).
Эти люди представляют популяции, жившие до и после предполагаемых генетических изменений. Человек из пещеры Гофа обнаружен в контексте позднемадленских вещей, а также технологий группы Федермессер. Его возраст примерно 14 840-14 680 лет. Кстати, вероятно, что он пал жертвой ритуального каннибализма.
Человек из пещеры Кендрика жил позднее, около 12 000 лет назад.
Генетический анализ обнаружил, что образец из пещеры Гофа был обладателем митохондриальной (передается от каждой матери) гаплогруппы U8a. Эта гаплогруппа ранее не была обнаружена в Британии, но найдена у древних людей мадленской культуры в континентальной Европе, в том числе и у человека Goye Q2. Кроме того, выяснилось, что этот образец - женщина. Человек из пещеры Кендрика оказался мужчиной с митохондриальной гаплогруппой U5a2, которая также обнаружена и у более поздних мезолитических людей Британии.
Выяснилось, что геном образца Gough’s Cave обнаруживает сходство с представителями кластера Гойе, тогда как сходства с кластером Виллабруна не обнаружено. Для образца Kendrick’s Cave ситуация противоположная - тот входит в кластер Виллабруна.
В целом, гаплоруппы и аутосомный анализ подтверждает идею существования двух разных популяций в Британии. Одна, более ранняя, принадлежала кластеру Гойе, вторая, более поздняя, кластеру Виллабруна. Интересно также то, что в контексте пещеры Гофа обнаружены не только мадленские артефакты, но и предметы, связанные с более молодой культурой Федермессер. В то же время, в пещере Кендрика присутствуют и позднемадленские вещи. Таким образом, однозначной корреляции материальной культуры и смены генофонда в Британии не прослеживается. Видимо, процесс был более сложным, чем смена одной культуры на другую. И это не противоречит утверждению, что определенная степень генетического изменения могла произойти в тандеме с существенным культурным изменением, наблюдаемым с появлением мезолита в Британии.
Интересно также то, что эти две группы Британии, жившие с разницей 600-1200 лет, питались по разному. Человек из пещеры Гофа питался наземной животной пищей, такой как благородные олени и лошади, а человек из пещеры Кендрика интенсивно употреблял морские и пресноводные ресурсы, в том числе и высших водных млекопитающих.
Здесь мы расширяем возможности европейской палеогеномики, секвенируя первый палеолитический человеческий скелетный материал из Британии. Кроме того, генетические данные, полученные в рамках этого исследования, ясно демонстрируют, что в позднеледниковый период в Британии, по-видимому, существовали двойные генетические предки. Новая датировка AMS и повторная калибровка существующих дат, полученных на материале из двух изученных здесь мест, также указывают на то, что эти две генетически разные популяции в позднем верхнем палеолите Британии были близки по дате, потенциально с разницей в ~ 600 лет. Интересно, что двойное позднеплейстоценовое генетическое происхождение было продемонстрировано и у иберийских охотников-собирателей9. Однако, несмотря на то, что смешанные предки Goyet Q2 и Villabruna можно увидеть в южной Европе в Эль-Мироне, по крайней мере, примерно с 18 770 лет назад. BP (ссылка 8; рис. 1), этот признак примеси не виден у британцев, что предполагает более значительный генетический обмен или замену в северо-западной Европе, чем на юго-западе.
Кроме того, мы демонстрируем, что люди из пещеры Гоф и пещеры Кендрика, несмотря на то, что они близки по дате, различаются не только по своим генетическим профилям предков, но также по своим погребальным практикам и диете, о чем свидетельствует анализ стабильных изотопов. Это представляет собой картину динамичного и разнообразного позднеледникового периода в Британии с изменениями, происходящими в позднем верхнем палеолите в диете, погребальном поведении, технологиях и генетическом родстве во время быстрых экологических изменений. С добавлением наших данных к существующим знаниям о ранней доисторической генетике в Великобритании24,25 возникающий сценарий является одним из многочисленных событий смены генетической популяции в Соединенном Королевстве. Можно увидеть, что это отражает динамичное, изменяющееся население на протяжении всей ранней предыстории Великобритании и отражает события, наблюдаемые в континентальной Европе.
Отсутствие человеческих останков из позднеплейстоценовой Британии в сочетании с ограничениями по сохранению ДНК означает, что анализы этого периода всегда будут ограничены. Однако здесь мы демонстрируем, что можно получить полезную генетическую информацию из материала человеческого скелета позднего ледникового периода в Великобритании и что эти данные могут способствовать нашему пониманию ранней оккупации Британских островов, перемещения населения, взаимодействия с континентальной Европой и потенциального населения. замены.
Сама статья
Dual ancestries and ecologies of the Late Glacial Palaeolithic in Britain
https://www.nature.com/articles/s41559-022-01883-z