Ранние славяне в лесостепном Подонье в III-VII вв.

Sep 08, 2022 20:00




Острогожский клад. 16 - глина; 24 - стекло; остальное - бронза (рисунки В.Д. Березуцкого).

Хочу сохранить себе кое-что по первой славянской волне (точнее, нескольким первым волнам) в моем регионе. Фрагмент из "Очерки археологии лесостепного Подонья в эпоху голоцена".

Глава 5 этой монографии посвящена ранним славянам в лесостепном Подонье в III - VII ВВ. Будет много текста.

--------------------

Общую картину событий, происходивших в Верхнем Подонье во второй половине V - VII вв. можно представить себе следующим образом, разумеется, в первом приближении.

В конце V или на рубеже V/VI вв. в лесостепном Подонье произошли какие‑то события, которые для местного населения имели весьма серьезные последствия. Наиболее существенные из них следующие.
1. В долине Дона, к западу от него, в нижнем и среднем течении Воронежа исчезают памятники типа Чертовицкое‑Замятино, включая крупные агломерации на Острой Луке Дона (некие центры).
2. Прекращаются захоронения на могильниках круга Животинного.
3. Меняется локализация населения. Оно сосредотачивается в среднем и верхнем течении Воронежа, где памятники типа Чертовицкое‑Замятино пока не известны. Сюда же, ближе к истокам Воронежа, переносится торгово‑ремесленный
центр (Стаево). Эти наблюдения пока не окончательные, но судя по имеющимся материалам, на самом Дону население в VI‑VII вв. было редким. Функционирование торгового пути из При- черноморья в Поочье в раннем средневековье, очевидно, продолжалось. Тем не менее, этот путь, видимо, частично меняет свое направление и проходит в раннем средневековье по р. Воронеж, в истоках которой существовал торгово‑ремесленный центр у с. Стаево.
4. Большинство поселений (кроме Стаево) имеют небольшие размеры. Судя по малочисленности происходящих с них материалов, они производят впечатление кратковременных.

5. Наблюдается общее огрубление (упрощение) материальной культуры.

Кризисные явления где‑то в это же время, т.е. около конца V - начала VI в. зафиксированы и в соседнем окском регионе. Н.А. Кренке отмечает, что жизнь на москворецких городищах позднедьяковской культуры продолжались в IV‑V вв. Тем не менее, в V‑VII вв. наблюдается некоторый «спад жизненной активности», который привел к фактическому запустению Москворечья в VII‑VIII(?) вв. (Кренке, 2014, с. 354, 355). В IV‑V вв. на позднедьяковских городищах распространяется керамический стиль «мощинского круга». Вещи VI‑VII вв. на москворецких памятниках известны, но они довольно редки и с трудом связываются с контекстом какой‑либо определенной культуры. Выделяется серия т.н. пост‑дьяковских памятников, но их количество пока невелико (Кренке, 2016, с. 281‑283).
Большинство городищ мощинской культуры датируется не позднее V в. (Воронцов, 2013, с. 37‑ 42; 2016, с. 232). Более поздние памятники единичны (Картавцево, Акиньшино, несколько случайных находок). Мощинское население в Поочье, по всей видимости, осталось (Воронцов, 2016, с. 231), но сильно сократилось по численности.На вопрос, в чем была причина кризиса в Подонье, Верхнем и Среднем Поочье, пока ответанет. Версий можно предложить несколько (нашествие, втягивание населения в военные действияна стороне, истощившие людские ресурсы, эпидемия, экологический кризис), но любое предположение пока недоказуемо. Нам остается довольствоваться лишь описанием последствий событий. В VII в. в Верхнем Подонье зафиксировано присутствие еще одной раннеславянской группировки - выходцев с территории колочинской культуры восточного Поднепровья. Экспансия колочинского населения была достаточно масштабной. Памятники связанной с ней линии Кривец распространяются от среднего течения р. Цна на северо‑востоке региона (Коровий Брод) до южной границы донской лесостепи (Терешковский вал). В VII в. устанавливаются связи населения региона с территорией Поднепровья. В этот же период на водоразделе Дона и Оки наблюдается присутствие кочевников‑тюрок (Арцыбашево). Не позднее конца VII в. верхневоронежская группа прекратила свое существование. Не исключено, что Верхнее Подонье оказывается втянутым в те же политические процессы, что и Поднепровье: о трагическом финале верхневоронежской группы свидетельствуют следы пожара на поселении Кривец‑4 (сгорели все жилища) и Острогожский клад, который близок по составу к кладам типа Гапоново и Мартыновки, маркирующим этнокультурный перелом в Поднепровье (Гавритухин, Обломский, 2009). Более поздняя боршевская раннеславянская культура генетически не связана с верхневоронежской группой.
Происходит новая смена населения.
Как показал обзор древностей I‑VII вв., которые связаны с присутствием славян в лесостепном Подонье, этот регион не входил в состав территории, где происходило формирование раннеславянских народов. Если в Поднепровье прослеживается собственная линия развития археологических структур от позднезарубинецкого периода до раннего средневековья (до пеньковской и колочинской культур), то ничего подобного в Подонье мы не наблюдаем. Различные группировки ранних славян периодически проникали в этот регион из Поднепровья, но волны заселения постоянно сменяли друг друга. В относительно чистом виде раннеславянские древности представлены только в группе Шапкино‑Инясево в бассейне Хопра. Во всех остальных случаях славянские компоненты входили в состав полиэтничных структур.

В целом, история начальных этапов проникновения славян в Подонье выглядит следующим образом.

В середине/третьей четверти I - середине III в. в Среднем Прихоперье возникает группа памятников типа Шапкино‑Инясево, которая связана с продвижением в этот регион населения позднезарубинецкого культурно‑хронологического горизонта с территории востока Днепровского Левобережья - бассейна Северского Донца. В ближайшем соседстве с территорией, занятой поселениями типа Шапкино‑Инясево на Хопре, хорошо известны сарматские могильники. Тем не менее, каких‑либо отчетливых контактов между раннеславянским анклавом и сарматами не отмечено.
Население группы Шапкино‑Инясево, несмотря на свою изолированность, сохраняет связи с Поднепровьем. В частности, именно оно активно использует украшения с выемчатой эмалью восточноевропейского стиля, которые в Поднепровье, начиная со второй половины II в., были составной частью раннеславянского женского убора. Западнее в долине Дона и на его ближайших притоках не позднее начала III в. распространяются древности горизонта Паниковец, пока еще очень слабо изученного. Для памятников этого периода в регионе характерно смешение населения раннеславянской киевской культуры и местного скифо‑сарматского, чего в Прихоперье не наблюдается. Украшения с эмалями активно используются и в западном регионе Подонья, но большинство кладов вещей этого круга представляют собой скопления лома, предназначенного для переплавки.
Новый этап заселения лесостепного Подонья начинается около середины III в. В этот период в регион проникает население, связанное по происхождению с территорией черняховской культуры, которая является археологическим отражением Державы готов. По всей видимости, выпадение в землю кладов украшений с эмалями, которые использовались обитателями Подонья на предыдущем этапе, связано с возникшей в процессе появления пришельцев угрозой.
В результате в донской лесостепи формируется новая культурная группа (типа Каширки‑Седелок), в составе которой выделяются два компонента: раннеславянский, связанный по происхождению с так называемым черняховским населением киевской традиции, и южный (скорее всего, причерноморский) позднескифский. Судя по распространению характерной лепной посуды, раннеславянское население в составе новой донской группировки преобладало. Верхнее Подонье оказывается вовлеченным в орбиту влияния черняховской культуры. Распространяется характерная гончарная керамика и украшения черняховского стиля, римский импорт, монеты. Активно осваиваются долины малых речек и ручьев, начинается распашка черноземов. Развитие этой новой структуры в начале - середине IV в. было искусственно прервано. Подавляющее большинство поселений типа Каширки‑Седелок погибло в пожарах, причем эти пожары не были внезапными. В сгоревших постройках находят очень мало вещей, все более или менее
ценное из домов было вынесено.

По всей видимости, уход населения типа Каширки‑Седелок из Подонья носил характер эвакуации. С чем было связано это событие, пока точных данных нет. Я высказывал предположение, что Подонье было захвачено готами в ходе их военной экспансии на восток. Отражением этих событий в «Гетике» Иордана является пересказ эпических преданий готов о походах дружин короля Германариха. Не ранее четвертой четверти IV в. в Верхнем Подонье формируется новая археологическая структура - поселения типа Чертовицкое‑Замятино и могильники круга Животинного. Ее население также было полиэтничным. В его составе прослеживается несколько компонентов: раннеславянский (связанный по происхождению с восточным сейминско‑донецким вариантом киевской культуры), т.н. окский, возникший в результате продвижения в регион группировок из бассейна Верхней и Средней Оки (территория мощинской, позднедьяковской и рязано‑окской культур), черняховский, позднеантичный,степной (элементы как позднесарматской, так и тюркской культуры). Яркую картину смешения традиций разного по происхождению населения демонстрирует археологический комплекс поселений, погребальный обряд, антропологический облик захороненных на могильниках.
Специальные исследования показали, что раннеславянский компонент в составе памятников типа Чертовицкое‑Замятино генетически не связан с донской культурной группой круга Каширки‑Седелок позднеримского времени, а является результатом проникновения в Подонье нового населения, хотя и близко родственного ранее здесь обитавшему. Поселения конца IV - V вв. в Подонье весьма разнообразны не только по площади, но и по своим функциям. Кроме рядовых селищ, изучены обширные поселки - центры ремесла и торговли (например, у сел Замятино и Ксизово). Ремесло при этом было весьма разнообразным - черная металлургия и металообработка, ювелирное, косторезное, гончарное. Зафиксированы следы изготовления или ремонта оружия (кольчуг и луков). Экономическим, а возможно, и политическим центром региона были поселения на Острой Луке Дона у г. Задонска Липецкой обл. Здесь же (у с. Ксизово) находилась сакральная зона, где исследовано большинство известных в Верхнем Подонье могильников.

Необходимо отметить элементы социального неравенства населения, которые зафиксированы на поселениях (как малые, так и большие усадьбы с обширными дворами и многочисленными хозяйственными сооружениями), и на могильниках (рядовые захоронения с относительно небольшим количеством инвентаря в Ксизово, погребение знатной женщины с золотыми вещами в Мухино‑2). У населения лесостепного Подонья в конце IV - V вв. наблюдаются широкие торговые и культурные связи с различными территориями, в т.ч. и довольно отдаленными (Подунавье, Центральная Европа, Поднепровье, Причерноморский регион, Поочье). Не исключается христианизация части обитателей Верхнего Дона (по данным погребального обряда).
Структура, которая наблюдается в Верхнем Подонье в конце IV - V вв., достаточно резко отличается от сравнительно однородных археологических общностей региона предыдущих эпох и имеет черты раннегосударственной. По всей видимости, на Дону существовал один центров Державы гуннов, для образования которого в этот регион было перемещено население из разных ее частей. Донской анклав пережил распад гуннского объединения, произошедший в середине V в. после смерти Аттилы, и существовал до конца этого столетия. Решающую роль в формировании сгустка полиэтничного населения конца IV - V вв. на Дону сыграл торговый путь из Причерноморья в Поочье. Не исключено, что те группировки, которые контролировали этот путь на территории лесостепи и юга лесной зоны, получили у позднеантичных и раннесредневековых историков название «акациры».

Новый этап истории Верхнего Подонья начался на рубеже V/VI вв. (возможно, в конце V или в начале VI в.). Поселения в западной части донской лесостепи, в т.ч. и торгово‑ремесленные центры на Острой Луке Дона, по не известным нам пока причинам прекратили свое существование. Потомки населения памятников типа Чертовицкое‑Замятино, в т.ч. и входившие в его состав ранние славяне, переместились в среднее и верхнее течение р. Воронеж. Судя по тому, что в этом регионе преобладают небольшие рядовые поселки, по размерам соответствовавшие одной‑трем малым усадьбам, численность населения также сильно уменьшилась. В составе обитателей возникших в это время поселений линии Ярок верхневоронежской культурной группы, кроме потомков племен Верхнего Подонья гуннского времени, наблюдается присутствие раннеславянского населения лесостепного Поднепровья - пеньковской культуры. Центром региона становятся поселения у с. Стаево в верховьях р. Воронеж. Основными занятиями их обитателей были черная металлургия и ювелирное ремесло - металлообработка бронзы. По общему набору украшений (в т.ч. и тех, которые изготавливались в Стаево) у населения региона наблюдаются активные связи с югом Восточной Европы, со степной зоной и с Поочьем. Торговый путь из Причерноморья в Поочье продолжал функционировать, но, очевидно, уже шел в обход Верхнего Дона. О непосредственном присутствии в Стаево купцов с юга свидетельствуют гирька экзагий для взвешивания византийских солидов и антропоморфные амулеты особого облика.

Не ранее середины - третьей четверти VII в. в бассейн р. Воронеж проникло новое раннеславянское население - выходцы с территории колочинской культуры северной части лесостепного и лесного Поднепровья. Распространяется оно довольно далеко на юг - до границы лесостепи и степи (Терешковский вал) и на восток - в южное Поочье (бассейн р. Цны - Коровий Брод). Возникают поселения линии Кривец верхневоронежской группы. В культуре их населения выделяются раннеславянский и финский (окский) компоненты. Направление культурных связей меняется. Причерноморских вещей практически нет, зато получают распространение украшения днепровского облика. Встречаются также и отдельные вещи финского (волго‑окского) круга.
Вероятно, к этому времени причерноморско‑окский путь прекращает действовать. Верхневоронежская культурная группа пока еще плохо изучена. Тем не менее на финале ее существования происходят какие‑то катаклизмы. Поселение Кривец‑4 погибло в пожаре, который был довольно сильным. На юге верхнедонского региона обнаружен Острогожский клад - типичный комплекс украшений круга т.н. древностей антов первой (ранней) группы по О.А. Щегловой. Не исключено, что на территории Верхнего Подонья происходили те же военные действия, что в соседнем с запада Поднепровье.
Такова в общих чертах история ранних славян в лесостепном Подонье в I‑VII вв. В ней, разумеет-ся имеются значительные пробелы, в первую очередь потому, что регион обследован неравномерно. Не ясны также многие детали происходивших процессов, в т.ч. и причины миграций населения. История хозяйства находится в зачаточном состоянии. Тем не менее, я постарался сопоставить имеющиеся факты и дать некий общий очерк. Для получения более полной картины необходимы новые полевые исследования.
А.М. Обломский РАННИЕ СЛАВЯНЕ В ЛЕСОСТЕПНОМ ПОДОНЬЕ В III - VII ВВ.*// Очерки археологии лесостепного Подонья в эпоху голоцена

https://www.academia.edu/61601033/Очерки_археологии_лесостепного_Подонья_А_М_Обломскии

варвары, эпоха переселения народов, славяне, археология

Previous post Next post
Up