И где они вообще находились? Вероятно, где-то в Восточной Европе. А том, где именно, и кто там жил - статья В.В. Напольских. Она мне попадалась с месяц назад, но тогда я отложил и читать не стал. А недавно как раз снова всплывала в обсуждении культуры рязано-окских могильников.
В. В. Напольских
Удмуртский государственный университет Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт археологии им.
А. Х. Халикова АН РТ Ижевск - Казань, Россия
ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЛЕСНОЙ ЗОНЕ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В ПЕРВЫЕ ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ И ДАННЫЕ «ГЕТИКИ» ИОРДАНА
Анализ списков народов из «Гетики» Иордана (116 - «Список народов Германариха» в авторской реконструкции, информация восходит к IV в.) и из русской начальной летописи показывает независимость обоих источников и демонстрирует изменения, произошедшие на лингвистической и этнической карте Восточной Европы между IV и X-XI вв. Три первых названия из «Списка народов Германариха» интерпретируются следующим образом. In Aunxis Vas - предки вепсов, жившие в юго-восточном Приладожье, говорившие, вероятно, на исчезнувшем южном саамском диалекте. In Abroncas Merens - самые северные группы мери, жившие по северной излучине Волги (территория, покрытая сегодня Рыбинским морем). Mordens in Miscaris были скорее не прямыми предками мокшан и эрзян, а представляли собой ираноязычную группу зауральского происхождения, которая во II-III вв. н. э. принесла в Среднее Поволжье иранский этноним *mordi ‘убийцы’. В IV в. эта группа либо еще говорила на иранском языке, либо, будучи уже ассимилированной местным населением, сохраняла по крайней мере это свое имя. Область Miscar можно идентифицировать с русским названием Мещера, которое, однако, обозначало не территорию позднейшей Мещерской низменности на левобережье Оки, а район в правобережье Волги, между низовьем Оки и Сурой. В статье также обсуждаются некоторые проблемы субстратной топонимии Верхнего и Среднего Поволжья, включая этимологии названных выше имен.
Ну и пара цитат. Из начала:
"Предварительный анализ «Списка» позволяет реконструировать его как цитату в латинском тексте «Гетики», взятую из источника на готском языке, первоначально, видимо, - ни в коем случае не перечисления якобы подвластных Германариху народов, а поэтического итинерария, типологически сходного со второй («этнической») тулой «Видсида» (идея высказана еще в [Chadwick & Chadwick, 1932, 278]). Текст цитаты в предлагаемой мной реконструкции: thiudos: in Aunxis Vas, in Abroncas Merens, Mordens in Miscaris, Rogas stadjans at Thual, Nauezo, Bubegenas, Gotthos «народы: в Аунксах - вас, в Абронках - меров, мордов в Мискарах, жителей берегов Волги до туалов, навезо, бубегеев, готов».
Все этнонимы «Списка» надежно локализуются на пути из Балтики через Ладогу на Волгу, вниз по Волге до устья, по Северному Предкавказью до Крыма (см. карту) и идентифицируются с упоминаемыми в других источниках названиями".
И совсем из заключения:
"В связи с изложенными здесь соображениями хотелось бы сказать, что проблема формирования эрзи и мокши, времени, когда эти народы стали основным населением окско-сурского междуречья, путей и факторов, приведших к этому результату, остается во многом далекой от решения. Во всяком случае, их историю нельзя рассматривать, как это нередко делают, в виде непрерывной преемственности от создателей местных вариантов городецкой культуры (см. историю археологических дискуссий о сложении предковых археологических культур мокши и эрзи в [Ставицкий, 2009]). Следует учитывать, по крайней мере, важнейшие следы западных связей мордовских языков (безусловно бóльшую близость их к прибалтийско-финским, нежели к марийско-мерянским или пермским, наличие пласта ярких восточнобалтских заимствований и т. д.) и существенные различия в традиционной культуре и антропологическом типе мокши и эрзи, которые трудно объяснить поздними влияниями".
Полностью со статьёй можно ознакомиться по ссылке:
https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/79831/1/vopon_2018_1_003.pdf