И снова про ярославцев, погибших при нашествии Батыя

Jul 10, 2022 20:00




Вот очередная новость про исследование останков защитников (и не только) Ярославля времен Батыева нашествия.  Прошлые я тоже освещал. Здесь  и здесь.

"В статье приводятся результаты генетических исследований останков людей, погибших и погребенных в 1238 г. на территории детинца г. Ярославль. В отличие от анализа данных археологических, антропологических и письменных источников, анализ древней ДНК позволяет непосредственно изучать состав населения этого города в момент монгольского завоевания. Судя по генетическому профилю как Y-хромосомной, так и митохондриальной ДНК, около 40% исследованной нами выборки не относятся к доминирующим гаплогруппам. Наименьшая однородность по Y-хромосоме характерна для выборки из захоронения в яме № 110, которое располагалось вблизи фортификационных сооружений. В нем же были обнаружены останки двух мужчин, относящихся к гаплогруппе R1a(Z93), маркирующей возможное «восточное» происхождение их предков. На взгляд авторов, в погребения у стен детинца могли попадать не только простые жители города и его округи, но и профессиональные воины-защитники, а также нападавшие. Без погребального инвентаря и в условиях санитарного захоронения определить, кем были мужчины «восточного» происхождения, не представляется возможным. Однако их присутствие, несомненно, влияет на генетическое разнообразие городского населения. "

Это всё хорошо и здорово. Но честно говоря, хотелось бы аутосом, глубоких снипов, предикции пигментации, популяционного сопоставления, древних компонентов, толерантности к лактозе и многого другого, что содержат современные статьи о палеогенетике.  О всём этом я писал здесь, поэтому не стоит повторяться.

А текущая статья, безусловно, была бы крайне интересна лет десять назад. А сегодня - ну пойдет.  Тем не менее, перейдем к тонкостям.


Из заключения:

"Изучение уникальной антропологической серии, насчитывающей останки более двухсот пятидесяти человек, погибших и погребенных на территории ярославского детинца в 1238 г., с использованием методов молекулярно-генетического анализа позволяет на новом уровне обратиться к вопросу о составе населения древнерусского города. С увеличением исследованной выборки открывается картина разнообразия компонентов сложения городской популяции, больше 40% которой, судя по генетическому профилю как Y-хромосомной, так и митохондриальной ДНК, не относятся к доминирующим гаплогруппам. При этом меньшая однородность по Y-хромосоме характерна для захоронения в яме № 110, которое располагалось вблизи фортификационных сооружений.

Судя по демографическим характеристикам, в выборке из этого захоронения наблюдается значительный «перевес» количества мужчин над женщинами, а также небольшое число детей (Тарасова, 2019, т. 1, с. 94, 108). На наш взгляд, в погребениях вблизи линии укреплений могли находиться не только жители города, участвовавшие в обороне или укрывающиеся за его стенами, но и профессиональные воины-защитники, а также, возможно, нападавшие. Безусловно, при отсутствии погребального
инвентаря и в условиях санитарного захоронения без соблюдения какоголибо обряда определить были ли мужчины «восточного» происхождения, выявленные по результатам анализа ДНК, защитниками или нападавшими, не представляется возможным. В любом случае их присутствие увеличивает неоднородность генетического профиля населения Ярославля в период монгольского нашествия по Y-хромосоме. Более заметным это разнообразие выглядит при сравнении с выборкой из погребений сельского населения с территории Ижорского плато. Выявленная неоднородность ярославской серии из исследованных захоронений по митохондриальной ДНК хоть и велика, но уступает таковой в серии из негородских некрополей XII-XIV вв. с территории Ижорского плато. В будущем этот феномен требует отдельной интерпретации с привлечением данных письменных и археологических источников".

Ну и конечно, таблицы и схемы.



Рис. 2. Соотношение Y-хромосомных гаплогрупп в выборках.











Плюс немного текста.

"Во всей исследованной нами на данный момент серии выявлено преобладание останков мужчин, относящихся к субкладам R1a(Z282>Z280) и R1a(Z280>M458). Они составили чуть более 60% выборок из сооружений № 9 (инд. № 25, 32, 34, 36, 42, 54, 100) и 76 (инд. № 1, 2, 8, 14, 15) и почти 50% из ямы № 110 (инд. № 70, 71, 72, 78, 79). Эти субклады встречались также в памятниках IX-XIII вв. на территориях Польши, Эстонии, Швеции, Дании и Венгрии2. Среди мужчин из сооружения № 9 оказался индивид (№ 116) с гаплогруппой N1a, также встреченной среди образцов из сооружения № 76, распространение которой весьма обширно и описано в нашей предыдущей статье (Мустафин и др., 2022). У остальных индивидов из исследуемых захоронений были выявлены гаплогруппы, не найденные в ранее изученном погребении в сооружении № 76.

Сравнение представленности га- плогрупп в трех (включая сооружение № 76) исследованных нами массовых захоронениях показало наибольшее разнообразие в выборке из ямы № 110, которая располагалась вблизи фортификационных сооружений (рис. 2). Это можно заключить исходя из наименьшей частоты встречаемости в яме № 110 самых распространенных в ярославской серии Y-хромосомных гаплогрупп R1a(Z282>Z280) и R1a(Z280>M458).

Важным результатом молекулярно-генетической экспертизы останков из массовых погребений в сооружении № 9 и яме № 110 стало выявление присутствия в них мужчин, происхождение или распространение гаплогрупп, к которым они принадлежат, в древности и современности тяготеет к различным регионам за пределами Восточной Европы. К таковым относятся гаплогруппы I1a,I2a, R1b(Z2103) и R1a(Z93). Их присутствие существенно увеличивает неоднородность генетического профиля населения Ярославля. Отмечая эту неоднородность, нельзя не упомянуть, что исследуемая серия является уникальной и представляет собой одномоментный «срез» людей, которые находились внутри городских укреплений в момент штурма 1238 г. В их
числе могли оказаться как постоянные жители города и его округи, которые, судя по письменным источникам, могли иметь разное происхождение, так и застигнутые в нем иноземные торговцы, команды их «караванов», а также и сами нападавшие. Велико искушение причислить к последним индивидов «восточного» происхождения (с гаплогруппой R1a(Z93)) из ямы № 110, однако при отсутствии погребального инвентаря и в условиях санитарного захоронения невозможно определить были ли эти мужчины горожанами, торговцами, защитниками или нападавшими. К тому же все вышеперечисленные гаплогруппы без исключения также встречались в средневековых восточноевропейских могильниках (табл. 4).
Из четверых мужчин из ямы № 110, на костях черепа которых были обнаружены дефекты от заживших травм, лишь один (инд. № 72) принадлежал к самому распространенному в исследованной нами ярославской серии субкладу R1a(Z282>Z280). Еще
двое (инд. 67, 81) оказались носителями I1а(DF29), а один (инд. 79) - R1a(Z93). Косвенно это может быть свидетельством военной специализации данных индивидов, однако для эпохи Средневековья нам известно о том, что и торговцы имели отношение к военным занятиям и должны были обладать «боевыми» навыками, которые позволяли бы, например, защитить свои товары (Стефанович, 2012, с. 347, 483). Реконструкции лиц по черепам мужчин, принадлежащих самой рас- пространенной среди ярославцев гаплогруппе R1a(Z282), а также индивидов, принадлежащих субкладу R1a(Z93), маркирующему, вероятно, восточное происхождение, представлены на рисунке 4.

Рассматривая генетический профиль Y-хромосомной ДНК объединенной выборки из всех трех исследованных массовых захоронений (рис. 2), можно констатировать, что с увеличением численности образцов открывается картина наличия среди жертв события 1238 г. людей разного происхождения, в том числе мужчин, предки которых, возможно, были выходцами из различных регионов Азии. Их присутствие способствует более «пестрой» и разнородной картине генетического разнообразия в исследуемой нами городской серии по сравнению, например, с выборкой из погребений сельского населения XII-XIV вв. с территории Ижорского плато. Безусловно, для описания генетического профиля населения средневекового Ярославля более бесспорным были бы данные, полученные по людям, погребенным на городских некрополях. Однако исследование серии из массовых захоронений позволяет узнать, кто находился в городе в день штурма, что является свидетельством генетической неоднородности городской популяции в конкретный исторический момент времени.

Наибольшее разнообразие митохондриальных гаплогрупп (рис. 3) зафиксировано в выборке из захоронения в сооружении № 9, располагавшегося вблизи Успенского собора. В объединенной ярославской серии неоднородность по митохондриальной ДНК хоть и велика, однако все же уступает неоднородности в серии из негородских некрополей XII-XIV вв. с территории Ижорского плато, что, на наш взгляд, в будущем требует отдельной интерпретации".



Рис. 4. Реконструкции лиц по черепам индивидов из массового захоронения в яме № 110 захоронений: А. Инд. 71. R1a(Z282). Автор - С.А. Никитин; В. Инд. 72. R1a(Z282). Автор - А.В. Рассказова; С. Инд. 23. R1a(Z93). Автор - А.В. Рассказова; D. Инд. 79. R1a(Z93). Автор - А.В. Рассказова.

ПАЛЕОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ОСТАНКОВ ИЗ ДВУХ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ МАССОВЫХ ЗАХОРОНЕНИЙ 1238 Г. В ЯРОСЛАВСКОМ ДЕТИНЦЕ
Мустафин Х.Х. (Долгопрудный, Россия), Энговатова А.В. (Москва, Россия), Альборова И.Э. (Долгопрудный, Россия), Тарасова А.А. (Москва, Россия)
http://archaeologie.pro/ru/archive/40/790/

Древняя Русь, реконструкции, генетика, история, Золотая Орда

Previous post Next post
Up