Животиловская группа

Feb 10, 2022 20:00




Погребение 21 кургана 1 у с. Бурсучены: сосуды (1, 2), костяная булавка (4),
кремневый вкладыш серпа (5)

В одном из недавних постов я упомянул т.н. животилово-волчанскую группу (ЖВГ). Возможно, что даже люди, которые интересуются степной бронзой  и знают, что такое ямная или катакомбная культуры, могли и не слышать о ЖВГ. Тем не менее, это довольно яркий феномен. И весьма интересный, а возможно, что и не менее важный, чем те же ямники. Попробую рассказать, что это такое и почему это интересно.

В медном веке   жизнь людей, живших на юге Восточной Европы, во многом определялась контактами между двумя важными центрами. Этакий региональный третий мир,  части которого ориентировались то на тех, то на этих. Этими важными центрами были Карпато-Балканский регион и Предкавказье. Именно здесь возникали те или иные инновации, например, новшества металлургии, которые воспринимали и передавали степные группы. Но в разное время ориентация на эти центры была разной. Например, в энеолите более важен был Карпато-Балканский регион, а в начале эпохи бронзы - Кавказ.  Однако два этих центра имели слабые связи друг с другом. Причин было много - немаленькое расстояние, степные группы между ними. Да и за обеими этими центрами стояли свои "Большие братья", на которые наши крутые центры сами ориентировались. Для Кавказа и Предкавказья куда важнее были контакты с переднеазиатскими первыми цивилизациями, а для карпатских групп - ориентация на балканские культуры.
Но ситуация изменилась в последней четверти четвертого тысячелетия до нашей эры.  Т.е. где-то около 3250 г. до н.э. В это время в степи появляется ряд памятников, которые простираются от Предкавказья до Карпат, и объединяют в себе различные культурные влияния. Это и есть памятники животиловско-волчанской группы.  Впервые они были обнаружены еще в тридцатые годы двадцатого века, но долгое время считались частью усатовской, нижнемихайловской или местных энеолитических культур.   Накопление и осмысление материала показало, что это особый, отдельный тип памятников. Впервые такой статус они получили в 1970-х.
Тем не менее, до сих пор есть ряд нерешенных вопросов.  Пока нет ни одной работы, где были бы учтены все памятники этой культуры.  Неясно и таксономическое положение ЖВГ: историко-культурная область, культурная традиция или археологическая культура, группа, вариант и т.д. Ну и конечно, целый ряд общих вопросов, которые поднимаются почти по любым культурам  -  происхождение, датировки,  взаимоотношения с другими культурами и т.д.
В настоящее время известно более 70 памятников животиловского типа, примерно равномерно распространенных между Нижним Доном и Нижним Дунаем. Как правило, они располагаются на территории других культур, что иногда затрудняет их выделение.  Ниже можно увидеть карту животиловских памятников.




Каковы же характеристики животиловско-волчанской группы?
Во-первых, она представлена исключительно курганными могильниками.  Ни грунтовых могильников, ни поселений до сих пор не обнаружено. Курганов известно более 90, погребений в них около 150. Как правило, это изолированные курганы, но в отдельных случаях могут располагаться группой по двое или по трое.  В 41,1% случаев «животиловцы» сами сооружали курганы, а в 58,9% впускали свои погребения в уже существующие насыпи. И так почти на всей территории - кроме лесостепной части Днестра и Прута - там только первичные насыпи.
Свои погребения люди ЖВГ могли размещать в курганах, оставленных нижнемихайловской, среднестоговской, константиновской, квитянской культурами, культурой Чернаводэ.  Благодаря тому, что археологи видят, где первичная насыпь и основное погребение, а где вторичная и погребение впускное, мы можем понять, что почти все энеолитические культуры были раньше Животиловки. Однако в животиловские курганы могли быть впущены погребения ямной и последующих культур.  Так мы знаем, что они были позднее, чем ЖВГ. Соответственно, животиловские  памятники стоят в самом конце  цепочки энеолитических культур.  Единственные культурные группы, которые не имеют стратиграфической связи с Животиловкой - это усатовская и репинская.
Высота животиловских курганов обычно около метра, а диаметр - 15-20 м.  Но есть сведения о больших по размеру курганам. Например, Тараклия II, курган 10 (2,7 м) и Тирасполь, курган 1 (2,25 м). В отличие от многих других энеолитических культур, тут почти  не отмечено наличие кромлехов, каменных обкладок  т .д.
Погребальная обрядность
Как правило, животиловское погребение  представляет яму овальной (52) или прямоугольной формы (69).  Реже встречаются катакомбы или ямы с подбоями (11 случаев). Еще реже - каменные цисты (обнаружены только в двух местах). Часто животиловскую могилу перекрывали деревянной крышкой.  Реже встречается каменная плита.
Обычно погребения содержат  только один скелет (131 случай или 89.7%), но известны двойные  (6.8%) и коллективные (3.5%)   с тремя-шестью покойниками могилы.  В одиночных захоронениях погребенный располагался в центре ямы. Реже в больших могилах покойник мог быть сдвинут к стенке.  Это отсылка к обычаям майкопско-новосвободненской  культуры  и не наблюдается в других энеолитических группах.


Примеры животиловских погребений


Хотя не все скелеты были изучены антропологически, можно утверждать, что погребенные включали все возрастные и половые группы. По крайней мере, в некоторых публикациях указывается, что скелетные останки принадлежали мужчинам и женщинам разного возраста или пожилым людям. разного возраста или пожилым людям. Большинство погребенных относятся к взрослым (91 человек или 57,0%), в то время как на группу подростков приходится девять человек или 5,7% умерших, а возрастная группа детей состоит из 59 человек (37%).


Взрослые, подростки, дети.

Все эти группы отмечены и в одиночных, и в двойных, и в коллективных погребениях. Двойные погребения  довольно распространены в смежных культурах, а вот коллективные - более редкое явление.  Они не характерны ни для нижнемихайловской или усатовской культур, ни для выхватинской группы, но отмечены в квитянской и майкопско-новосвободненской.
Практически всех погребенных клали на левый или правый бок в скорченном положении с руками перед лицом.  Такое постоянство отличает животиловскую группу от других энеолитических сообществ, где присутствует большая вариативность.  В отличие от позы погребенного, ориентировка по сторонам света была куда более разнообразной.  Встречаются все направления, хотя наиболее часто встречалась ориентация головой на северо-восток.  Тут как раз обратная ситуация, другие позднеэнеолитические культуры степи характеризуются более стабильной ориентацией погребенных.



Ориентация погребенных по сторонам света. Цифры обозначают различные группы погребений - 1. Все погребения  2. Одиночные погребения. 3.  Одиночные основные погребения 4. Одиночные впускные погребения 5. Все погребения на левой стороне. 6. Все погребения на правой стороне. 7. одиночные могилы с левобочными костяками. 8. Одиночные могилы с правобочными костяками. 9. Для сравнения ориентация погребенных усатовской культуры.

Довольно часто использовалась охра. Примерно в 60% погребений.  Чаще всего ей посыпали органические подстилки, иногда ее можно обнаружить в виде отдельных пятен около умершего. Также охрой мог посыпаться покойник полностью, иногда отдельные его части - голова, руки, стопы. По интенсивности использования охры ЖВГ близка к майкопско-новосвободненской общности, где охра также использовалась умеренно. Для степных культур характерно более интенсивное использование охры.



Различные способы использования охры в погребениях.

Погребальный инвентарь
Обычно животиловские могилы содержат  те или иные предметы инвентаря.   Таких погребений 71.5%, остальные безынвентарные. Много ли это?  Это явно меньше, чем в майкопских, усатовских или выхватинских могилах, где почти все погребения содержат инвентарь. Но гораздо больше, чем в погребениях более поздней ямной культуры. Среди инвентаря ЖВГ - орудия труда и оружие из кремня, камня, кости и металла, глиняные сосуды и различные украшения.
В 27 могилах были найдены кремневые орудия труда в количестве 90 единиц. Они представляют собой в основном небольшие чешуйки без следов дополнительной обработки. В то же время небольшие лезвия (Бурсучень 1/21; Богачевка 8/3), скребки (Новопилипповка 11/3; Великая Александровка 1/23), бифасциально ретушированные наконечники стрел (Новокаменка 1/3; Шахаевская II 3/8), сегментовидные орудия (Вишневатое 2/4). (Вишневатое 2/4), клиновидные топоры и другие типы орудий (рис. 5/17-23). Обычно в одном захоронении находится один или два предмета, в отдельных случаях предметы составляют более обширный репертуар. Набор инструментов, состоящий из 40 наконечников стрел, обработанных бифасиальной волнистой ретушью был извлечен из могилы 2, курган 2 в Костешти на севере Республики Молдова.


Примеры животиловского инвентаря
Большинство наконечников стрел имеют асимметричную форму, в то время как некоторые имеют правильную треугольную форму с прямым, слегка вогнутым или угловатым основанием. Среди прочих кремневых изделий, этот набор инструментов содержит острие, сделанное на лезвии, большой клиновидный топор или аморфная чешуйка (Дергачев 1982, 11-13, рис. 2/12-43; 3/1-4, 8, 9). Как считает автор раскопок, эта могила могла принадлежать ремесленнику, который занимался изготовлением кремневых орудий. Больше наборов инструментов было найдено в погребениях женщин, могилы 10 и 14, курган 9, в Красном на левом берегу Днестра.
Один набор содержал кремневые и каменные орудия для обработки дерева, кремневые вкладыши для охотничьего ножа и другие предметы, в то время как другой набор состоял из инструментов для обработки кожи. Такие могилы с определенным репертуаром инструментов, вероятно, свидетельствуют о достаточно развитой ремесленной специализации в рассматриваемом обществе. Некоторые предметы можно рассматривать как оружие. К ним относятся каменные молоты-топоры разных форм, которые были обнаружены только в Карпато-Днестровском регионе, например, треугольный молоток-топор из сланца найденный в мужской могиле 11, курган 3 в Казаклии, и гранитный молоток-топор в мужской могиле 17, курган 10 в Тарту, курган 10 в Тараклии . Интересно отметить, что дальше на восток такие каменные предметы не встречаются.
Металлические орудия в могилах животиловского типа встречаются крайне редко, и эта черта резко отличает их от погребений майкопско-новосвободненской и усатовской культур, которые особенно богаты металлическими орудиями. Как правило, это небольшие бронзовые ножи, шилья.
Остатки деревянной телеги были обнаружены в погребении Колдыри на Нижнем Дону и могут рассматриваться, как самые ранние в Европе.
Керамика  - самая частая находка в животиловском погребении. Она обнаружена в 53.6% могил.  Чаще всего это один сосуд на погребение. Ниже можно посмотреть процентное соотношение погребений с одним, двумя, тремя и четырьми сосудами.


Керамика чаще всего располагается у рук или головы умершего.  Ее можно разделить на две основные категории. Первая распространена локально в степи, вторая широко по всей территории. В рамках этих категорий можно выделить 5 групп керамики.
Первая группа включает сосуды, тесно связанные с традициями обществ  трипольской культуры  периода С2 (особенно Гординешты-Касперовцы).  Вторая группа восходит к традициям майкопско-новосвободненской общности. На рисунке ниже я выделил красным сосуды трипольской традиции, зеленым - майкопско-новосвободненской.


Третью группу (синяя на рисунке) представляет керамика, обнаруживающая сходство с отдельными культурными группами степи. Среди них и усатовские (У), и восходящие к энеолитическим культурам сосуды - к константиновской (К), среднестоговской, дереивской (обе под меткой СС)  и т.д. Четвертая группа (черный цвет)  представляет сосуды, не обнаруживающие  четких аналогий в среде других культур.  Они встречаются по всей степной зоне. Не исключено, что эта группа сосудов связана именно с ЖВГ. Пятая группа (фиолетовый) включает всего один тип керамики  - это стаканы с плоским или выпуклым дном и высоким воронковидным горлышком. Именно этот тип керамики стал одной из причин серьезных противоречий в решении вопроса о происхождении Новосвободненской группы, так как специфическая форма этих сосудов характерна не только только на юге Восточной Европы, но и широко распространена среди некоторых культурных образований в Центральной и Северной Европы. Подобные сосуды являются одним из ведущих морфологических типов в керамических комплексах баальбергской и воронковидной культур.


По распределению керамики можно выделить три области на карте.  Во-первых, это бассейн Нижнего Дона. Там, помимо местных традиций , отмечено влияние майкопско-новосвободненской керамики. При этом западные влияния практически отсутствуют.  Вторая область  расположена между Северо-Западным Причерноморьем  и лесостепной зоной между Карпатами и Днестром.  Там преобладают трипольские и усатовские традиции, а кавказское влияние едва уловимо. И наконец,  Азово-Черноморский регион представляет сочетание и восточных, и западных, и местных проявлений. Вероятно, как раз здесь и располагалась контактная зона различных культур.
Украшения представлены несколькими видами. Это небольшие крючкообразные подвески, мелкие бусины из различных материалов, металлические трубчатые бусины, кольца и т.д.

Хронология
Как уже упоминалось ранее, согласно курганной стратиграфии животиловские могилы всегда следуют за позднеэнеолитическими комплексами Северо-Понтийского региона (нижнемихайловскими, квитянскими, среднестоговскими и т.д.) и аналогично всегда предшествуют погребениям ямной культуры. Абсолютный возраст животиловских комплексов основан лишь на нескольких радиоуглеродных датах. Одна дата 4020±60 BP или 2900-2300 до н.э. с вероятностью 95,4% была получена для могилы 4, курган 2 в Виноградном на реке Молочной; однако она с основанием считается слишком поздней для этого. Еще четыре даты относятся к могилам 10 и 17, кургану 9 в Красном, и к могилам 20 и 21 в Бурсучень (Иванова и др. 2005, 106; Петренко, Ковалюх 2003, 108). Все они относятся к последней четверти 4-го тысячелетия до н.э. и, таким образом, являются дополнительными вспомогательными данными для относительной хронологии.

В следующем посте поговорим о самом интересном - о происхождении, причинах повления и судьбе этой культуры.

1. NORTH PONTIC STEPPES AT THE END OF THE 4TH MILLENNIUM BC: THE EPOCH OF BROKEN BORDERS
https://www.academia.edu/27859681/NORTH_PONTIC_STEPPES_AT_THE_END_OF_THE_4_TH_MILLENNIUM_BC_THE_EPOCH_OF_BROKEN_BORDERS

2. Основные энеолитические погребения курганау села Бурсучены в центральной Молдове (предварительная информация)

https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-eneoliticheskie-pogrebeniya-kurganau-sela-bursucheny-v-tsentralnoy-moldove-predvaritelnaya-informatsiya

3. Демченко Т. И. К вопросу о выделении культурной группы Бурсучень в рамках Гординештско-позднемайкопского феномена // Culturi, Procese si Contexte in Arheologie. Chiçinâu: IPC A§M, 2016. С. 84-99.

майкопская культура, трипольская культура, энеолит, археология, животиловская группа

Previous post Next post
Up