Что рассказало исследование поселения культуры шнуровой керамики в Германии?

Nov 28, 2021 20:00


Хорошее дополнение к моему посту про рацион людей культуры шнуровой керамики. Здесь пересказ одной из статей, посвященных исследованию поселения КШК в Германии, выявившего земледельческий общества, которое его населяло.  Текст не мой, ссылка в конце.

J. Muller, T. Seregely, C. Becker, A.M.Cristensen, M.Fuchs, H.Kroll, D. Mischka, U.Schussler
A Revision of Corded Ware Settlement Pattern - New Results from the Central European Low Mountain Range. Proceedings of the Prehistoric Society 75, 2009

Вступление
Раскопками поселения Культуры Шнуровой Керамики Ваттендорф-Моценштейн во Франконии (Германия) получена новая информация о постройках, хозяйственной деятельности, ритуалах , а также общественных взаимоотношениях финальнонеолитических групп Центральной Европы. Указанное поселение датируется 2660-2470 ВС сal. Оно являлось земледельческим сообществом. Детальный анализ материальной культуры в сочетании с исследованиями почвенных и биологических параметров, позволяет по новому интерпретировать основы экономики КШК и характер ритуалов ее носителей. В поселке проживало порядка 35-40 человек, которые были объеденены не менее, чем в восемь домохозяйств. Полученные исключительно интересные результаты требуют дальнейшего продолжения исследований.


Рис.1 Распространение Культуры Шнуровой Керамики в Европе (2800-2200 ВС). 1- Ваттендорф-Моценштейн. 2- Область Альпийских поселений КШК.
О поселениях Культуры Шнуровой Керамики
Культура Шнуровой Керамики в III т.л. до н.э. является одним из самых распространенных между Северным и Черным морем и значительных феноменов доисторической Европы. Сходный обряд погребения и сходные типы артефактов охватывают почти половину Европы ( см. рис.1). Несмотря на более чем 100 лет изучения КШК, основы хозяйства и организация поселений КШК в Центральной Европе по прежнему оставалось загадкой (например Buchvaldek& Strachm 1992; Muller 2002).Памятники КШК хорошо известны на северной и южной периферии Центральной Германии, Эльбе-Заале и Богемии.Однако только отдельные доказательства внутренней структуры собщества найдены на возвышенностях и в низинах Центральной Европы: поселения КШК возникают на редких типах почвы, причем не только в Южной и Центральной Германии, но также, например, и в Богемии, Моравии, Силезии, Австрии. В центральных областях распространения КШК подавляющее большинство памятников представлено погребениями.
Исключительно хорошая сохранность находок из свайных поселений Швейцарских Озер, таких как например Цюрих-Моцартштрассе, находится в сильном контрасте с несколькими разбросанными остатками поселений, изученных на сегодняшний день на террасах Дуная в Баварии и в Нижней Саксонии (Hecht 2007).
В течении последнего десятилетия, новые доказательства по поселениям КШК получены в Южной Скандинавии и Нидерландах. Недавние спасательные раскопки в Северной Германии и археологические исследования во Франконии, сделали возможным создание новой базы для реконструкции поселений Центральноевропейской Культуры Шнуровой Керамики и основах хозяйства ее носителей ( см. рис.2).


Рис.2 Расположение поздненеолитических памятников (КШК) в Европе по отношению к поселению Ваттендорф-Моценштейн.

Таким образом новые открытия в Ваттендорф-Моценштейн имеют значение не только в региональном масштабе, но также и для Центральной Европы и за ее пределами. Например, это поселение во Франконии можно сравнивать с синхронным ему по времени поселением
Дуррингтон Уоллс-2 ( графство Уилтшир, Англия), где есть похожие по архитектуре жилые сооружения. Возможен и аналогичный общественный строй.И в этих обоих случаях гораздо больше сходства, опрелеляемого «духом времени», чем региональных различий.
Поселение Культуры Шнуровой Керамики Ваттендорф-Моценштейн.
С целью получения большей информациио поздненеолитических поселениях, Отделом Доисторической и Раннеисторической Археологии Бамбергского Университета и Института Доисторической и Раннеисторической Археологии г. Киля, в период с 2001 по 2006 г. были предприняты раскопки в различных местах, при этом особое внимание отводилось Франконии. В результате были открыты и исследованы различные поздненеолитические поселенческие памятники, среди которых Ваттендорф-Моценштайн выделяется хорошо сохранившимися материалами.Поселение датируется в диапазоне 2660- 2470 ВС cal. (Seregely 2004, 2008; Muller& Seregely 2008a).
Расположение памятника и исследования.
Участок, на котором располагалось поселение, находится примерно в 20 км. к северо-востоку от г. Бамберг ( см. рис.3-4).
Само поселение размещалось на огромной доломитовой скале ( 511 м. над уровнем моря). Эта скала внешне очень примечательна, с ее вершины открывается панорамный вид и она считается до сих пор святым местом во время местных католических процессий ( см. рис.4).
Место самого поселка ( КШК - прим.мое) - на большом верхнем подъеме этого доломитового обнажения. К северу и северо-западу это плато достигало высоты 540 м. над уровнем моря. На дальнем краю откоса, крутые склоны образуют широкую долину, длиной не менее 1 км., которая, в свою очередь, через 10 км. приводит к главной речной долине.
На востоке и северо-востоке возвышенности прослеживаются остатки лесового слоя. К западу и югу от поселения имеются небольшие сухие долины, площадью около 30 кв. км.
Это вероятная возможность для земледелия, поскольку первоначально вся эта область была покрыта лессовыми оложениями. В непосредственной близости от поселения (менее, чем 2 км.) имеются выходы кремня и песчаника, т. е. доступны источники сырья для производства орудий и инструментов ( см. рис.3).



Рис.3 Ваттендорф-Моценштейн и его окрестности: реконструкция хозяйственной деятельности и источников сырьевых ресурсов. Гипотетические пахотные и пастбищные земли
отмечены в областях: 1- Штюбен-Роттенштейн. 2- Куммерштадт-Дизенштейн. 3 - Ваттендорф-Моценштейн. 4 - Гроссциммерфельдт-Зибинштейн.
Вначале коллекция с поселения состояла из любительских находок, но уже в 1950-х годах археологами была подчеркнута значимость данного памятника, что и подтвердилось дальнейшими раскопками.Раскопки проведенные в течении нескольких полевых сезонов с 2002 по 2006 гг., показали наличие здесь ритуального места и поселенческого комплекса.
На поселении была вскрыта площадь 488 кв.м., что составляет приблизительно 20% от общей.


Рис.4 План поселения и его фотография. Серый цвет на плане - скалы.
Плато: следы действий ритуального характера


Дополнительная иллюстрация. Вид на плато ( по Seregely)

Овальное плато на вершине обнажения имеет размеры 4-8 х 8 м. Сама скала состоит из доломита и имеет подъем, образованный природными условиями. В верхних слоях почвы встречаются артефакты средневековья и железного века. Материалы Культуры Шнуровой Керамики происходят из нижележащих горизонтов. Помимо этого, на краю плато обнаружены черепки сосудов Культуры Линейно-Ленточной Керамики.
По мнению авторов исследований, сделанные в этом месте находки позволяют говорить о неких ритуалах, проводившихся жителями поселения Культуры Шнуровой керамики. Прежде всего обращал на себя внимание крупный тяжелый шлифованный терочник ( как пишут авторы - «ручная мельница») длиной 400 мм. и весом около 30 кг. Своей рабочей частью этот терочник был обращен к земле. По его краям располагались три шлифованных терочника меньших размеров, также рабочей частью вниз, а еще один находился сверху. Еще одна «конструкция» обнаружена в 1 м. к северу. Она представляла собой кольцо, сложенное из трех валунов и плоской доломитовой плитки ( см. рис.5).


Рис.5 Ритуальная "закладка" жерновов КШК.


Дополнительная иллюстрация. Ритуальная закладка из жерновов ( по Seregely)

Интересные наблюдения сделаны по керамическому материалу, найденному в непостредственной близости от двух «конструкций». Прежде всего сами черепки оказались менее фрагментированы ( т. е. более крупного размера), чем на поселении. Кроме того здесь
полностью отсутствовали фрагменты Wellenleistenkeramik ( сосуды типа горшков, орнаментированные волнистыми налепами и защипами - прим. мое), широко представленные на самом поселении. Все найденные немногочисленные обломки относятся к сосудам типа кубков. Как уже отмечалось выше, необычная комбинация находок дает основание предполагать, что на этом месте происходили действия ритуального характера. В пользу последнего свидетельствует и находка здесь небольшого кремневого лезвия ( см. рис 6, 13), поскольку, такие артефакты, как правило, находят в погребальных комплексах Культуры Шнуровой Керамики.


Рис.6 Находки в Ваттендорф-Моценштейне: 1-8 -керамика, 9-жернов (терочник), 10- фрагмент каменного сверленного топора, 11- глиняное колесико, 12 - имитация боевого топора (керамика), 13-17 -кремневые лезвия.

Внутренняя структура поселения
На самом поселении Ваттендорф- Моценштейн исследованы четыре жилища Культуры Шнуровой Керамики. Это были конструкции трапецевидной формы, длиной порядка 8 м. и шириной 5-6 м. Все они были ориентированы по линии с северо-запада на юго-восток. Между жилищами прослежена длинная вымостка из валунов, интерпретируемая как дорога или «тротуар между домами» ( см. рис.7)


Рис.7 План основной части поселения Ваттендорф-Моценштейн. Жилище 14 ( на юге). Другие жилища и вымостка ( дорога).



Дополнительная иллюстрация. Каменная вымостка между домами ( по Seregely)

Конструкция 14 ( жилище) было углублено в землю приблизительно на 40 см. Его заполнение состояло из углистых скоплений, костей, фрагментов глиняной обмазки, керамики, кремневых отщепов и пр. артефактов КШК ( см. рис.8). Внутри обнаружены следы открытого очага размерами 1 х 0,8 м., возле которого находился большой плоский валун. Рядом с жилищем обнаружена мусорная яма. На полу жилища зафиксированы остатки столбов и кольев, однако их небольшой диаметр не позволяет сделать вывод, что они являлись опорой для кровли. Судя по радиоуглеродным датам и компактной седиментации остатков, это сооружение функционировало в промежутке 50-160 лет ( см. рис.9).
Различия в пространственном (планиграфическом) распределении категорий артефактов, свидетельствуют о зонах хозяйственной активности в доме. Пол жилища по истечени определенного времени, очевидно, выравнивался при помощи сырой глины. В результате, мы имеем возможность проследить стратиграфическую картину всех этапов его существования.
Удалось проследить зону производства орудий, жилую зону , места приготовления и потребления пищи, а также место захоронения отходов ( см. рис.8).



Рис.8 Жилище 14. Распределение структуры артефактов было использовано для реконструкции зон хозяйственной деятельности. А- общий план сооружения, В-расположение следов от кольев на полу сооружения, С - кости животных ( с распределением веса гр. на куб. м.), D- реконструкция зон в жилище КШК.

Интересно и то, что вышеуказанные последовательно располагающиеся глинистые слои, содержат бытовые отходы в разных пропорциях. В процессе смены поколений ( которое оценивается 3-6 поколений), зоны хозяйственной активности внутри жилого сооружения менялись и менялись существенно.
Остсутствие четких следов от столбов, существенно затрудняет реконструкцию жилого сооружения. Тем не менее, полученные результаты, в целом, дают основание считать, что мы имеем дело с небольшой конструкцией типа избы, пол которой был немного заглублен в материк ( см. рис.13).
Шурфовка и зондирование поселения говорит о том, что его основная площадь составляла порядка 2000 кв. м.
Выше уже говорилось о длинной вымостке из камней между жилыми постойками, рассматриваемой как дорога или тротуар. Его ширина 2 м., а длина оценивается не менее, чем 40 м. Судя по площади поселения, здесь одновременно могло существовать не более восьми жилищ. Таким образом , скорее, мы имеем дело даже не с поселком, а лишь с небольшой деревушкой.

Датировка поселения
Радиокарбонный анализ с использованием АМS-метода показал, что жилище 14 функционировало в период 2630-2580 ВС сal - 2580-2470 ВС cal. В результате можно говорить, по крайней мере не менее о 50, а, возможно, даже и 160 лет его существования.
Эти результаты согласуются с деднохронологической датировкой озерных поселений Культуры Шнуровой Керамики в Швейцарии. Последовательность комбинированных калиброванных дат для каждого периода заселения, указывают на аналогичные хронологические маркеры: 2660-2570 ВС cal- 2550-2470 ВC cal ( см. рис.9).


Рис.9 Жилище 14. Последовательность калибровки комбинированных дат по С14 (Ox Cal v 4 0,5).

Керамика и другие изделия из глины
Типологическое изучение найденного археологического материала также подтверждает данные радиоуглеродного анализа о коротком отрезке времени существования поселения.
Фрагменты сосудов представлены обломками кубков, амфор и горшков, характерных для ранней Баварской Культуры Шнуровой Керамики ( см. рис.6).
На сосудах типа кубков с S- овидным профилем доминируют шнуровые отпечатки и тычковые элементы орнамента. Сосуды типа горшков, как правило представлены типичными
Wellenleistenkeramik ( т. е. с волнообразными налепами и защипами) или украшены прямыми налепными валиками. Амфоры орнаментированы шнуровым, нарезным, прочерченным , либо тычковым орнаментом.
Химический анализ показал использование разных сортов глины для изготовления сосудов.
Такой широкий спектр глиняного формовочного теста может свидетельствовать о том, что гончарное производство на поселении было ориентировано на местный и внутренний спрос, а не являлось широкой специализацией его жителей. Наблюдаемая изменчивость в составе теста глины также может указывать и на перемещение отдельных лиц ( например браки), которые могли принести с собой какие-то керамические изделия. Можно допустить и обмен керамическими изделиями с обитателями соседних поселений.


Дополнительная иллюстрация. Глиняные колесики ( по Seregely)



Дополнительная иллюстрация. Глиняный вотивный топорик ( по Seregely)

Другие интересные керамические изделия представлены глиняными колесиками и глиняным миниатюрным топориком ( см. рис. 6, 11-12). Первые могут являться пряслицами, что свидетельствует о производстве шерстяных тканий. Что касается миниатюрного топорика, то его назначение видимо ритуальное. Тем не менее, этнографические аналогии, не позволяют полностью исключать и использование указанных предметов в качестве игрушек и как ритуальных предметов.
Кремневые и каменные орудия: местное производство и связи.
Среди кремневых изделий преодладают лезвия и концевые скребки с обработкой по краю. Они изготовлены из местных, либо не местных сортов юрского кремня, а в исключительных случаях из кремня с месторождений Арнхофена или Байердорфа.
Изучение отходов кремневой индустрии показало, что эти отходы представлены только местными низкокачественными сортами кремня. Большинство же кремневых артефактов сделаны из кремня хорошего качества из месторождений Среднего или Южного Франконского Альба. Кстати, отходы от обработки сырья такого типа отсутствуют.
Что касается каменных тесел, то находки заготовок и отходов от производства шлифованных орудий свидетельствуют об их местном изготовлени. Местное производство каменных боевых топоров также подтверждается находками соответствующих полуфабрикатов. Само же каменое сырье для производства топоров и тесел происходит из Жестебко с Исерских гор - района между современной Польшей и Чехией, т. е. с расстояния около 300-т км. ( см. рис.12). При этом, на поселении найдены и необработанные валуны ( т. е. исходный материал для производства указанных орудий), они также происходяят из месторождения в Жестебко. Вообще, последнее служило важным поставщиком сырья для Центральной Европы, начиная со времени Культуры Линейно-Ленточной Керамики.

Доказательства выращивания и переработки зерновых культур.
В Ваттендорф- Моценштейне было найдено 14 терочников ( жерновов ручных мельниц ) и их обломков, относящихся к поселению Культуры Шнуровой Керамики.
Ритуальные закладки некоторых из них описаны выше. Помимо этого два терочника происходят из жилища 14, а остальные из культурного слоя поселения.
Вместе с терочниками со швейцарских свайных поселков КШК, это первые документально подтвержденные находки такого рода для Культуры Шнуровой Керамики в целом.
За одним исключением все жернова из Моценштейна изготовлены из Михельсфельдских и Каллмюнцерских песчаников, месторождение которых находится в 6-12 км. к востоку.
Сырьем для одного жернова послужила вулканическая порода, выходы которой расположены на расстоянии около 60 км. на восток ( см. рис. 12).
Сырье для шлифовальных камней также оказалось местного происхождения, скорее всего оно было взято из выходов песчаников в 4 км. к юго-западу от поселения. В одном случае, был использован красноватый песчаник, обнажения которого имеются в 20 км. от поселения.
В целом большая часть сырья для жерновов и шлифовальных камней происходит из мест, расположенных в одном-двух часах ходьбы от поселения ( см. рис.3 и рис.12).
Находки двух жерновов из жилища 14 вполне корреспондируется и с радиоуглеродными датами: средняя продолжительность функционирования одной ручной мельницы примерно 30-50 лет, таким образом мы имеем дело как минимум с 60-100 годами существования данного жилища.
Кроме того, находки жерновов и в других местах, показывают важность зерновых в жизни обитателей поселения. Вероятно, эта важность, дополнительно доказывается и использованием жерновов в ритуальных целях.


Рис.10 Результаты анализа почвенных профилей в трех местах на склоне к юго-западу от поселения: коллювий уже с позднего неолита отражает аграрную деятельность.

Просеевание почвы с поселения Ваттендорф-Моценштейн позволило обнаружить некоторое количество обуглившегося ячменя ,полбы, однозернянки. Есть и отпечатки зерен на керамике. Несмотря на это небольшое количество данных, они все же сопоставимы с данными по другим поздненеолитическим поселениям. Кроме того, наличие зерновых свидетельствует и о существование стабильных полей, близких к поселению.
Для проверки входных данных по аграрной деятельности были сделаны три профиля почвы в трех местах на склоне к юго-западу от поселения на глубину до 2-х м.( см.рис.10) .
Резюме такое: эрозия почвы наблюдается в позднем неолите, затем снижается в эпоху бронзы и вновь возрастает в железном веке и средневековье. Вероятно начало этих процессов здесь восходит к середине III т.л. до н.э.

Дикие животные, крупный рогатый скот, лошади.
Хотя в данном случае размер выборки сравнительно небольшой, остеологический анализ показал некоторые неожиданные результаты.
Высокая степень фрагментированности костей и следы надрезов, ударов на них и т. п. - все это свидетельствует о забое животных для потребления ( в русском языке такого выражение нет, но в западной археологической литературе для обозначения этого используется особый термин butchery - букально «мясничество» - прим.мое). Был определен широкий спектр видов животных. В числе находок преобладают кости одомашненных животных (74%) и только 26% принадлежит диким видам ( см. рис.11). Стоит отметить, что среди последних существенно представлены кости оленя ( 36 %).


Рис.11 Соотношение костей животных на поселении КШК Ваттендорф-Моценштейн.

Среди домашних видов преобладал крупный рогатый скот. Потребление баранины, свинины и мяса домашней козы было менее популярным ( см. рис.11). Заслуживают внимания находки лошадиных костей. Складывается впечатление, что эти лошади были уже одомашнены. Кости собак представлены единичными находками.
Широкий диапазон костей диких животных это отличный показатель большого значения охоты. Среди остатков диких животных есть также кости бобра, лося, кабана, медведя, лисицы, барсука, косули, зайца.
И хотя пока мы не видим целостную картину ( результаты будут обобщены далее) следует отметить, что результаты, полученные в Ваттендорф-Моценштейн, на сегодняшний день являются одними из немногих для понимания животноводства, эксплуатации природных ресурсов и вообще способа существования как такового для сообществ Культуры Шнуровой Керамики.
Основы хозяйства, организация и общая численность населения в Ваттендорф-Моценштейн.
Объединив все доступные данные, можно утверждать, что жители поселения Культуры Шнуровой Керамики в Ваттендорф-Моценштейне:
-интенсивно культивировали зерновые культуры ( полба, однозернянка, ячмень) -изготавливали каменные и костяные орудия и керамику для собственного использования
-использовали прилегающие территории для аграрных нужд и культвирования зерновых
( результат первая эрозия почвы)
-разводили крупный рогатый скот, овец, коз, свиней и лошадей
-практиковали охоту и собирательство
-самостоятельно добывали необходимое сырье для орудий, обычно в пределах 20 км. от
поселения
-иногда организовывали или принимали участие в экспедициях на дальние расстояния
с целью получения сырья и материалов ( см. рис.12)



Рис.12 Источники сырья и продовольствия для жителей поселения КШК в Ваттендорф-Моценштейне. 14- месторождение камня в Жестебко.

Кроме того, на вершине доломитовой скалы происходили действия ритуального характера, что подтверждается обнаруженными там остатками деревянного столба, а также разбитыми сосудами, жерновами и костями животных.
Возможно и ритуальное предназначение глиняных миниатюрных колес и топориков, но в повседневной жизни и в семье.
Аспектами совместной деятельности общества явилось планирование поселения, постройка дороги и жилищ вдоль нее и, вероятно, совместная обработка полей ( см. рис.3).
Пространственное распределение структуры артефактов и экофактов доказывают режим домашнего производства, в котором семья играет роль самостоятельной экономической единицы.
Можно предположить, что за весь период существования поселения Ваттендорф-Моценштейн там проживали ( т. е. не одновременно, а в процессе течения времени) порядка 100 человек ( т. е. пять человек в одном жилище ). По существующим расчетам, семье из пяти человек для обеспечения своих жизненных потребностей понадобится примерно 1,5 га пахотной земли и для всего остального ( скотоводство, охота) еще около 9 га. Все это легко обеспечивается соответствющими подходящими территориями вокруг поселения Ваттендорф-Моценштейн для всех его возможных обитателей.

Расселение групп сообществ Культуры Шнуровой Керамики.
За последние десятилетия появилось лишь несколько публикаций о реконструкциях структуры поселений Культуры Шнуровой Керамики в Центральной Европе и Южной Скандинавии. В одной из последних (Hecht 2007) отмечается 31 жилая конструкция, включая остатки свайных домов, из 18 районов Центральной Европы. Очевидно, что широкое разнообразие поселенческих структур , существующее в период позднего неолита, часто зависит от местных условий. Например в Швейцарии, в районе Боденского озера это свайные постройки, в то время как, например в Южной Скандинавии известны иные, наземные конструкции и т. д. Локальные отличия также происходят и от различий в дальнейшем развитии материальной культуры, которые отмечены для разных регионов ( Furholt 2003).


Рис.13 Модель в 3 D поселения КШК в Ваттендорф-Моценштейне с небольшими домами типа "избы" и дорогой.

В качестве ближайших параллелей жилым сооружениям Ваттендорф-Моценштейна, можно указать на постройки из Баар-Фрюбергштрассе и Уршхаузен в Швейцарии и в Тюре на Среднем Рейне. Во всех этих случаях, кровли построек, вероятно, поддерживались точно таким же способом как и в Ваттендорф-Моценштейне. Поселение в Ваттендорф-Моценштейне это одно из немногих мест с многочисленными жилищами. В этом его отличие от бльшинства других: на четырех поселениях в южной части Центральной Европы известно
не более трех жилых построек, на остльных четырнадцати по одному, т. е. последние представляли собой что-то типа хутора.
И хотя на сегодняшний день, обобщающих данных недостаточно, тем не менее результаты полученные в Ваттердорф-Моценштейн и отдельные сведения по другим поселениям, дают основание предположить, что примерно около 2500 ВС в Центральной Европе преобладают разбросанные маленькие поселки, а также поселения, состоящие из одного дома.
Палеоэкологические данные позволяют предполагать наличие открытых ландшафтов.
Такие маленькие рассеянные сообщества нуждаются в тесной связи с другими общинами, часто находящимися на больших расстояниях, поскольку приобретение биологических ресуросов, материальных благ, всевозможный материальный и информационный обмен, брачные связи - все это играет важную роль в стабильности таких сообществ.
Реконструкция образа жизни и изучение погребальных памятников показывают существование семьи, как основы общественного уклада и практики экзогамных браков.
Подобная необходимость горизонтальной социальной мобильности и всевозможного обмена
объясняет сходство материальной культуры КШК на обширных территориях.
Очевидно, что в Центральной Европе изменение структуры расселения по принципу господства «хуторов» и «небольших деревушек», которое произошло около 2800 ВС, отражает глубокие изменения идентичности и идеологии: от коллективного к индивидуальному, от общины к одной семье, от регионального сообщества к дисперсности
удаленных друг от друга социальных единиц.
Эта модель ( локализованных родственных единиц с высокой степенью горизонтальной социальной мобильности) в настоящее время доказана вполне успешно. Подобное положение в Центральной Европе сохранялось на протяжении веков, вплоть до конца III т.л. до н.э., когда вектор общественных изменений снова повернулся в другую сторону, как предзнаменовение социальных и экономических изменений в период после 2000 ВС. Однако, вопрос о причинах всех этих изменений остается открытым.

Взято отсюда

http://www.balto-slavica.org/forum/index.php?showtopic=12584&p=212732

культура шнуровой керамики, доисторическая кухня

Previous post Next post
Up