1. Я должен всегда вежливо разговаривать со всеми, улыбаться, быть внимательным и предупредительным. Ведь именно это - вежливость.
… а иначе прослыву хамом и никто не захочет со мной общаться!
На самом деле, у каждого человека есть свой уровень приветливости. Для кого-то нормально улыбаться каждому встречному и пожимать руку, а кто-то более сдержан. У всех свои психологические особенности. Более того, если мы плохо себя чувствуем - банально не выспались, болит зуб или что-то расстроило, мы становимся более мрачными и неразговорчивыми, чем обычно. Мы имеем на это право; наша внутренняя жизнь и физический комфорт важны для нас. Конечно, не стоит грубить другим людям, если вам плохо. Но и улыбаться, когда хочется плакать или кричать от боли, тоже никому не нужно. Всё равно выйдет неубедительно, люди начнут подозревать нас в лицемерии.
2. Когда я открываю дверь на звонок, а там стоит незнакомый человек, я обязан выслушать его. Даже если он 10 минут рассказывает про новые товары, за которые «не надо платить», я не могу сказать: «мне это не интересно» или вовсе молча закрыть дверь у него перед носом.
… ведь это невежливо!
На самом деле, ваша квартира - ваши границы, и вы не обязаны выслушивать человека только потому, что открыли ему дверь. Как открыли, так и закрыли, дверь ваша. Вы ведь никак не оскорбили визитера - вы просто отказали ему во внимании, потому что захват вашего внимания не был вами санкционирован. Зная это, опрос по телефон всегда начинается со слов: «Вы можете уделить нам несколько минут?». И здесь вы спокойно выбираете - да или нет. Навязчивые продавцы не предоставляют вам этого выбора, пользуясь этим мифом. И он работает, пока вы верите в него.
3. Я всегда должен придерживаться одного и того же мнения. Я не могу сегодня думать одно, а завтра другое - никто не будет меня уважать.
… ведь это не солидно!
На самом деле, продолжать отстаивать не актуальное для вас мнение только потому, что вы не хотите показаться легкомысленным - проявление слабости, а не силы. Ведь вы делаете это из страха. И люди это если не понимают, то чувствуют. Кроме того, это утомительно - ведь вам придётся всё время помнить, что по какому поводу вы говорили. Добавьте сюда вашу абсолютную неготовность к тому, что вас «поймают» на разночтениях. Для вас ведь это не обычная, а выходящая за рамки ситуация, в которой вы либо растеряетесь, либо вовсе станете утверждать, что не говорили подобного или же вас не правильно поняли. И то, и другое не придаст вам солидности в глазах окружающих.
4. Чтобы меня правильно поняли, я должен объяснить свои поступки. Если мои поступки кому-то не нравятся, я должен извиниться.
… ведь иначе на меня обидятся!
На самом деле, вы совершенно не обязаны объяснять смысл своих поступков, особенно если вас об этом не просят. Часто мы работаем «на упреждение». Например, жена звонит мужу и спрашивает, купил ли он молоко. Муж сразу начинает оправдываться, объяснять, почему именно он не успел его купить. А жене в этот момент не интересно, почему нет, она в магазине и хочет знать, брать молоко или оно дома есть. Часто мы так же ведём себя в отношении чувств. Кроме того, даже если объяснений просят, вам решать, давать их или нет. Давать объяснение имеет смысл тем, с кем вы состоите в отношениях (если они этого просят), на этом отношения и строятся. Но объяснять, к примеру, продавцу, почему вы не хотите покупать его товары - совершенно не обязательно.
5. Я должен всем нравиться. Все должны быть хорошего мнения обо мне. Если кто-то думает обо мне плохо, я должен сделать всё, чтобы это исправить.
… ведь иначе все будут думать, что я плохой!
На самом деле, от того, что мы будем стараться исправить впечатление о себе. О нас будут думать только хуже. Если мы совершили ошибку, о которой сожалеем, её нужно признать и извиниться. Но если о нас думают плохо потому что мы придерживаемся определённых взглядов (например, болеем за «Зенит», или голосуем за Путина), никакими методами это исправить нельзя.
Как сказано классиком психологии: я пришел в этот мир не для того чтобы соответствовать твоим ожиданиям, ты - не для того, чтобы соответствовать моим. Если мы встретились и поняли друг друга, это хорошо. Если нет - этому нельзя помочь.
Пытаясь подстроиться, понравиться каждому, мы вредим себе: о нас начинают думать, что мы слабые, бесхарактерные, не уважаем себя. А если человек не уважает сам себя, то и другие его тоже уважать не будут.
6. Я не должен ошибаться. Если я ошибся, я должен чувствовать себя виноватым.
… ведь ошибки - это плохо!
На самом деле, ошибка - это цена опыта. Как говорится в пословице, не ошибается тот, кто ничего не делает. Это не значит не отвечать за свои действия.
Чувство вины парализует. Если мы виноваты, мы должны быть наказаны. Последовательность именно такая: ошибка - вина - наказание. Никто не хочет быть наказанным и потому никто не хочет ошибаться. Мы боимся наказания, боимся ошибок и, как результат, начинаем бояться действовать. Мы не хотим знакомиться, нам трудно начать общаться с незнакомым или мало знакомым человеком. Даже от близких мы стараемся закрыться, отгородиться стеной.
Если же наказания нет, то мы берём на себя ответственность. И тогда последовательность такая: ошибка - ответственность - исправление. Например, если мы случайно обидели человека, мы можем извиниться. Если конфликт случился из-за недоразумения, мы можем попытаться прояснить ситуацию. Мы можем быть открытыми и честными с собой и другими, если не боимся ошибиться, например, «подпустить к себе слишком близко» кого-то.
7. Я никогда не должен говорить «я не понимаю» и «мне это не интересно». Это запрещенные фразы.
… ведь иначе решат, что я самовлюбленный болван!
На самом деле, любая фраза, начинающаяся с «я…» - в общении допустима. Это так называемое «я сообщение». Говорить о себе мы можем что угодно, если это описывает наши чувства. Сюда не входит «я считаю, что это бред». Потому что такое высказывание содержит оценку собеседника. Но «я потерял нить разговора», «я отвлекся», «у меня уже голова болит» - вполне допустимые фразы в конструктивном разговоре.
Неконструктивными считаются фразы-«диагнозы»: «это бред», «это тупо», «ерунда». Так же не приводят к согласию высказывании в адрес собеседника: «ты не понимаешь», «ты в этом не разбираешься», «ерунду ты говоришь». Вот в этом случае про нас как раз и подумают, что мы амбициозны и негибки.
8. Я никогда не должен говорить: «я не знаю».
… ведь не знать чего-то - стыдно!
На самом деле, человек не Википедия, он не может знать всё. Правда, признать это могут немногие. Мы изо всех сил пытаемся скрыть, что чего-то не знаем. Но эту хитрость способны раскусить даже подростки: не зря они уважают учителей, которые не пытаются изобразить абсолютную компетентность, и способны честно ответить: «Я не знаю. Но я посмотрю в литературе и расскажу тебе на следующем уроке».
К сожалению, мы часто боимся признать что не знаем чего-то именно потому, что нам легче создать иллюзию знания, чем на самом деле разобраться в вопросе. Или честно сказать: «Мне это не интересно». Ведь не стыдно не интересоваться тем, что не интересно))
9. Я должен делать вид, что мне не нужна помощь, даже если это не так.
… ведь я уже взрослый!
На самом деле, люди часто не могут признать, что они заблудились или не знают, где поворачивать. Или же нуждаются в таблетке от головной боли, и тем более - в понимании и сочувствии. Для многих попросить о помощи - то же самое, что сказать «я не справился», «я маленький и слабый». В результате получается только хуже, особенно в вопросах, касающихся не только его одного. Не укладывается в срок проект, потому что один сотрудник завалил свою часть; разваливается брак, потому что один из супругов делал вид, что его всё устраивает; болезнь переходит в трудноизлечимую стадию, потому что больной не обращался к врачу.
Своевременная просьба о помощи - показатель зрелости. Здесь работает принцип: любой ценой показать, что он уже взрослый, хочет тот, кто себя взрослым не считает. Кто чувствует себя маленьким, слабым, незначительным, и боится, что об этом кто-то догадается. Наш социум весьма инфантилен, поэтому этот миф очень распространен.
10. Я должен обязательно заслужить авторитет, показать свою значимость. Нельзя расслабляться.
… а иначе никто не будет уважать меня!
На самом деле, как уже говорилось, люди уважают того, кто сам себя уважает. Для уважающего себя человека иметь авторитет настолько естественно, что он не думает о том, как его создать и поддерживать. Он просто общается, и люди почему-то уважают его. Думать о поддержании или завоевании авторитета свойственно тому, у кого его нет.
Если мы всё время стремимся завоевать авторитет, а его по-прежнему нет, значит, наши методы не эффективны. Значит, утверждение, что за авторитет нужно бороться, его надо завоёвывать и боятся уронить - абсурдно.
Быть авторитетом просто: нужно всего лишь избавиться от перечисленных выше мифов))
Источник