Каким образом современные отцы могут вернуть себе статус блюстителей законов жизни семьи и при этом не уподобиться домашним тиранам былых времен? Почему так важно, чтобы эту особую роль отца признали семья и общество? На эти вопросы отвечает психоаналитик Габриэль Рубен в своем интервью журналу "PSYCHOLOGIES".
Габриэль Рубен (Gabrielle Rubin) - психоаналитик, член Парижского психоаналитического общества, исследует роль бессознательного в жизни общества и развитии цивилизации. Автор многих книг, последняя из которых "Пора спасать отцов" ("II faut sauver les peres", Payot, 2008).
Они становятся приятелями своим детям или относятся к ним слишком по-матерински, вечно отсутствуют или не справляются... Габриэль Рубен бьет тревогу: современным отцам необычайно трудно выполнять их важнейшую роль - воплощения семейного авторитета. Психоаналитик стремится выяснить глубинные причины такого "ослабления позиций" и описывает его тяжелые последствия для личности ребенка и для будущего нынешнего общества в целом. Ее вывод вкратце таков: без отца нет цивилизации. Вот почему "нужно помочь отцам вновь обрести свое место в обществе".
Psychologies: Вы утверждаете, что нам всем "пора спасать отцов". Неужели им так плохо?
Габриэль Рубен: Это не я придумала, это недуг нашего общества, от которого страдаем мы все, но в первую очередь - дети. Общество движется в сторону одичания, правосудие не уважают, преподавателей не слушают, на полицейских нападают... Такое отторжение обществом любых форм авторитета - серьезный симптом. Построение общества начинается с отца: именно он разрешает и запрещает, и он же разрывает первоначальную связь (близкую к слиянию) матери и ребенка. Но сегодня он трачивает полномочия "представителя закона", его роль становится туманной.
Psychologies: Что мешает ему быть главой?
Габриэль Рубен: В первую очередь то, что общество не признает за ним этой роли. Мы постепенно перешли от иерархической модели организации общества к горизонтальной, что привело к неизбежной путанице ролей и потере ориентиров в семье. Теперь никто никому не подчиняется, различия между поколениями размываются. Когда-то отец был могущественной фигурой не только в семье, но и в обществе: его окружал тот же ореол мощи и защиты, что и короля, папу или главу государства. Сегодня у отца больше нет этой поддержки.
Psychologies: Может, нам вернуться к римской модели семьи, где властвовал pater familias?
Габриэль Рубен: Конечно же нет! Я как психоаналитик только говорю, что для становления личности ребенка ему необходимо считать отца сильным и могущественным. Прекрасно, если отец таков на самом деле. А если это не так, общество, признавая и ценя отцовский авторитет, тем самым может позволить ребенку вообразить своего отца таким, приписать ему эти качества. К сожалению, сегодня этого нет. Мужчины, которых больше не уважают и не ценят, сами отказываются от мужских качеств и становятся похожи на матерей.
Psychologies: Значит, отец-домохозяйка мешает становлению личности ребенка?
Габриэль Рубен: Ребенку необходимо восхищаться своим отцом. Если это сын, то он должен брать с него пример, - именно так он взрослеет. Если бы общество ценило мужчин, занимающихся домашним хозяйством, то все было бы в порядке, но у нас совсем не тот случай. Символически роли матери и отца не взаимозаменимы. Но это не означает, что отец не должен быть ласков с ребенком или не должен брать на себя повседневные заботы о нем.
Psychologies: Может ли мать помочь восстановить авторитет отца?
Габриэль Рубен: Необходимо, чтобы мужчину уважали в семье, и прежде всего его жена. Ведь ее отношение очень сильно влияет на детей. Кроме того, для восстановления авторитета отца надо, не покушаясь на равноправие полов, признать, что роли мужчины и женщины вне семьи, возможно, одинаковы, но внутри семьи - различны. Чтобы спасти отца и мать как символы, нужно разграничить их семейные роли. Вот отправная точка для дальнейших размышлений. Нового отца предстоит выдумать, и это непростая, но достойная задача!
Материал подготовила Надежда Василевская.
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0094.shtml