Этот список родился из наших с
ziryaell вечерних совместных сетований на то, что гештальт-терапевтов учат чувствовать, осознавать и выбирать форму, а вот мыслить - не учат. И потому, что метод как бы не об этом, и потому, что ну уж мыслить-то уже все научились раньше. Но нет. Мыслить - это отдельный навык, который тоже надо осваивать много лет. “Как-то мыслить” и “мыслить правильно” соотносятся как “более-менее грамотно писать” и “писать хорошие книги”. Так что на практике - кто научился, а кто ну так.
И вот как бы выглядела дополнительная подготовка по умению мыслить (не только для гештальтистов, а вообще)...
Авторский курс “Основы мышления для гештальт-терапевтов (и не только)”
(Программа-перформанс, для забавы и осуждения. Запускать это мы не планируем. Мы вообще не знаем, кто бы это всё реально потянул хорошо преподать).
Курс рассчитан на три года. Каждая тема курса сочетает теорию с практическими упражнениями и интеграцией подходов в структуру личности. Успешное прохождение курса даёт участникам глубокое, ясное, чёткое мышление, многие знания и многие печали.
Темы неизбежно затрагивают разные направления философии и религии, поскольку это, собственно, и есть разделы знания о способах мыслить и не мыслить. Но упор делаем не на скучную историю теории, а на практические приложения, поскольку психотерапия - это и есть прикладная философия.
Часть первая. Начала мышления
1. Рациональное и мифологическое мышление. Мифологическое сознание по А.Лосеву.
2. Соотношение мышления и знания. Знание как сумма опыта и знание как сумма информации. Опыт и рефлексия - кто кого?
3. Знание, сознание и мышление в контексте новейших открытий нейропсихологии.
4. Мышление системное, клиповое, ассоциативно-шаблонное. Сканеры и дайверы. Картографы и упаковщики: “Программистский камень” А.Картера. Какой тип мышления для чего предназначен.
5. Понятия и обобщения. Классификация и категоризация. Иерархические и сетевые системы. Классификация животных по Борхесу. Шизофреническая категоризация.
6. Л - Логика. Классическая, формальная, нечёткая. Неклассические логики. “Заметки о женской логике” Д.Беклемишева.
7. Рациональное (критическое) мышление. Скептицизм. Картезианство. Байесианство. Метод Сократа.
8. Научный метод. Наблюдения, гипотезы, теории, доказательства, постановка экспериментов. Фальсифицируемость по Попперу и её ограничения.
9. Язык и мышление. От Витгенштейна до информационных войн XXI века. Вербализация как конструирование опыта.
10. Основы риторики. Этос, логос и пафос.
Часть вторая. Углублённое мышление
11. Эпистемология: от Декарта до Матрицы. Я мыслю, значит ли это, что я существую? Феномен мозга в пробирке.
12. Диалог Аристотеля и Платона: реализм и идеализм.
13. Кинизм и цинизм. Принцип Оккама. Ничего лишнего!
14. Редукционизм: всё сводится к простым частям. Холизм: частное имеет смысл только как часть целого, которое больше, чем сумма частей. Эмерджентность и синергия.
15. Интуиционизм и очевидно понятное. Ловушка обыденного мышления. Контринтуитивные истины. Когнитивные искажения.
16. Прагматизм: истина не важна, главное - чтобы работало. Эмпирическое и теоретическое. Конвенционализм: истина не важна, главное - как договорились. Пределы договорённостей. Гравитация, бессердечная ты сука!
17. Размышления о непосильно сложном. Структурное мышление. Декомпозиция сложности на уровни и элементы. Проклятие неустранимой сложности. Информационная энтропия.
18. Софизм. Схоластика. До чего доводят чистые рассуждения в отрыве от реальности.
19. Диалектика. Обнаружение и синтез противоположностей в диалоге.
20. Нозология и феноменология. Иллюзия понимания и иллюзия отказа от понимания.
21. Парадоксы мышления: заводим разум в тупик. Апории, антиномии, дилеммы, коаны. Уловка 22.
Часть третья. За пределы мышления
22. Мышление как предсказание будущего. Прогнозы оптимистические и пессимистические: истина где-то посредине. Позитивное и негативное мышление.
23. Стоицизм. Мудрость и благоразумие, справедливость, мужество и стойкость, самодисциплина и умеренность.
24. Эпикурейство. Четверолекарствие: не бойся богов; не беспокойся о смерти; благо легко достижимо; зло легко переносимо.
25. Агностицизм: между верой и знанием. Что есть реальность? Основы солипсизма, эмпиризма и гносеологического пессимизма.
26. Вера как феномен сознания. История развития. Современные формы веры, религиозные и нерелигиозные. Где необходимо поверить, потому что невозможно понять. Где необходимо поверить, потому что невозможно проверить.
27. Буддизм: религия без веры. Карма как причинно-следственная связь. Европейское наследие буддизма - от Блаватской до Фромма. Основы дзен-буддизма в нашей жизни: практикуем, не приходя в сознание.
28. Этика: христианская и нехристианская. Гуманистическая этика как наследие христианской. Этика атеизма: если бога нет, то всё ли дозволено?
29. Основы экзистенциализма как последствия отказа от христианства. Мировоззрения без страха смерти. Жизнь в отсутствие смысла.
30. От постмодерна к метамодерну. Отказ от смысла ради процесса. Нарратив и перфоманс. Релятивизм как основа новейшего мировосприятия.
31. Киберпанк, который мы заслужили. Феномен искусственного интеллекта в приложении к этическим вопросам. Искусственное бессознательное. ИИ, личность и психика.
32. Ценность жизни vs ценность качества жизни: история вопроса от античности до современности. Индивидуализм и коллективизм в вопросах выживания.
С этого места можно было бы продолжить курсом основ мировых религий с точки зрения философских подходов и способов мышления. Но это, во-первых, ещё лет на пять обучения, а во-вторых, мы не владеем предметом настолько, чтобы хотя бы составить план. Так что на этом и остановимся.
Сертификационная работа
1. Взять любую из масштабных актуальных жизненных проблем (экономика, политика, образование, наука, здравоохранение, взаимоотношения людей, организация сообщества и т.д.)
2. Назвать и обосновать, что и почему в этой области сейчас делается неверно и в ближайшем будущем приведёт к серьёзным проблемам.
3. Для какой-нибудь из отмеченных ошибок предложить три альтернативных решения, явно лучших, чем то, что делается сейчас.
4. Показать и обосновать их несостоятельность.
Список составили:
Андрей Новосёлов
andrzejn Наталия Ляпунова ziryaell Нет, мы не сможем это всё вам преподать. Придётся вам самим. Начните, пожалуй, с гугля и википедии...
Этот же текст в виде Google Document.
[
DW ]