Спасибо всем за вчерашний мозговой штурм в комментариях. Механизм совместного проживания получается такой:
1. Я вижу, что со мной внимательные доброжелательные свои (пускай даже кот, в крайнем случае пускай даже мягкая пушистая игрушка) - у меня вырабатывается окситоцин, я успокаиваюсь и расслабляюсь. Теперь мне не надо тратить столько глюкозы и нейромедиаторов на сопротивление тревоге, стыду и вине, остаётся больше ресурсов на перестройку нейросети.
2. Я подключаю к работе зоны, ответственные за символизацию и вербализацию - теперь бОльшая часть мозга занята переработкой впечатлений, больше шансов с этим справиться. Поэтому, даже если не с кем говорить, то надо тогда писать, рисовать или лепить свой поток переживаний.
3. Если меня действительно внимательно и вдумчиво слушают, то мои слова и переживания порождают какие-то переживания в слушателе, он их у себя перерабатывает и выдаёт мне какие-то свои итоговые реакции и соображения. (Этот процесс называют контейнированием). Если повезёт, то эти его слова точно попадут в моё состояние, я встрою новые готовые образы в своё сознание и сэкономлю ресурсы, которые бы иначе потратил на собственный вывод того же самого. Остаётся больше ресурсов на переработку оставшегося.
Это, похоже, основные три механизма совместного переживания беды. Они же работают и при совместном переживании ярких приятных впечатлений (ими тоже можно травмироваться, если случился передоз). Поэтому путешествовать, ходить в арт-галереи и заниматься сексом лучше не в одиночку - удовольствие полнее.
* А вот самостоятельно вариться в анализе и болезненном обдумывании пережитого, многократно всё прокручивая только в уме, никак не выдавая наружу - судя по всему, вредно. Перечисленные три механизма, среди прочего, этот внутренний бесконечный цикл тормозят и блокируют. В принципе, тоже понятно: если долго и напряжённо на чём-то фокусироваться и повторять, то под это занятие отрастают нейронные структуры, оно становится всё легче и привычнее, потом фиг отучишься.
[
DW ]