Пользу фиксированного расписания для терапевтического процесса поняли ещё классические психоаналитики, и они же сделали его обязательным условием работы. Постоянное - это в одни и те же дни недели, одно и то же время. Некоторым типам личности клиентов это действительно просто-таки необходимо, а остальным просто полезно. Подтверждаю, проверял на себе.
Но что, на самом деле, значит жёстко фиксированное расписание? Какие послания оно несёт клиенту? Вообще-то, целый спектр. От "терапевт абсолютно стабилен и надёжен, на него можно опираться" до "этому жестокому миру абсолютно пофиг твои проблемы; да, и терапевту тоже". И вот тут, на самом деле, необходим индивидуальный подход. Гештальт-терапевты (о других направлениях не знаю), например, это чуют, даже если не задумываются, и традиционно позволяют клиентам свободно отменять или переносить сессии, если это происходит не вплотную к назначенному времени.
Расписание, его гибкость или жёсткость - это одна из терапевтических интервенций, и хорошо бы иметь хотя бы гипотезу о его целях с каждым конкретным клиентом.
В моём опыте были клиенты с очень нестабильным рабочим расписанием, никак не привязанном ко дням недели, и с ними мы договаривались о плавающем графике, когда клиенты выбирают ближайшие подходящие часы в моём графике. Были клиенты, часто внезапно отменявшие сессию день-в-день, и я решал не брать с них (обычную в таких случаях) оплату пропусков. (Да, мне это проще, чем многим: я работаю из дома, так что не трачу время на дорогу и не оплачиваю аренду офиса). Были клиенты, задерживавшие оплату за десяток проведенных сессий, и потом всё-таки полностью возвращавшие долг. Были и клиенты (впрочем, не так уж много), с кем я чувствовал, что настаивать на правилах необходимо.
Всё индивидуально. Так или иначе, главное послание, которое сеттинг должен нести каждому клиенту, это: "Психотерапевт надёжен, стабилен, и ты ему важен". А конкретные варианты реализации возможны очень разные.
[
DW ]