Клиенты те же, подходы разные

Nov 08, 2011 11:09

Программистам легко переучиваться на психотерапевтов: многие требования остаются прежними.

1. Конфиденциальность. Типичное программистское соглашение о неразглашении запрещает не только рассказывать о подробностях проектов, но даже упоминать имена клиентов и названия продуктов.

2. Не лечить без запроса. С проектом ничего нельзя делать без утверждённых клиентом требований. Требования тоже должны исходить от клиента, инициативы разработчиков обычно воспринимаются с меньшим энтузиазмом.

3. Следовать за клиентом. Ошибкой было бы думать, будто программисты понимают, какие возможности и какой дизайн понравится клиентам. Любое улучшение, даже если оно очевидно лучше, надо сначала осторожно предлагать и показывать на примерах, чтобы клиент проникся и утвердил. Лучше не в единственном варианте, чтобы клиент мог выбирать.

4. Уточнять запрос. Редкий клиент точно знает, что ему нужно, и просит именно об этом. Требования необходимо тщательно и постепенно прояснять, уточнять, обкатывать на прототипах...

5. Терапия завершается по решению клиента. После внедрения проект переходит в фазу поддержки и доработок. Эта фаза длится до тех пор, пока клиент продолжает пользоваться продуктом и согласен платить за поддержку.

6. Выстраивать чёткие границы и разделять контексты. Работать следует только в рабочие часы (но уж в рабочие часы - работать) и не смешивать рабочие отношения с приятельскими. Иначе вы внезапно обнаружите, что работаете забесплатно, а личного времени у вас нету вовсе.

7. Уважать клиента. Клиент обычно ни хрена не смыслит в тонкой специфике нашей работы и не может без нашей помощи получить тот результат, который ему нужен. Зато он, будьте уверены, многое в своей жизни и профессиональной сфере умеет получше нас. И, кстати, успешно добывает деньги, которые платит нам за работу.

[ DW ]

гештальт для программистов

Previous post Next post
Up