ТИМОФЕЙ АНДРЮЩЕНКО, АВТОГОНЩИК: «ПОМИМО НАВЫКОВ И ОПЫТА, В НАШЕМ СПОРТЕ МНОГО ЗНАЧАТ ГАДЖЕТЫ»
Тимофей Андрющенко, вице-чемпион России по авторалли (2013 г., класс R1, до 1600 куб.см.). Родился и вырос в Комсомольске-на-Амуре. Выступает за него на Honda Civic 1999 г. выпуска. Живёт на два города: Москва и Комсомольск. Ведет блог
http://andryushchenko.livejournal.com. 24 февраля 2014 года участвовал в XXV «Гонке звёзд журнала «За рулём» на Московском ипподроме.
Тимофей Андрющенко и - за кадром - штурман Сергей Синицын
Тимофей, какие гаджеты вы используете на гонках?
- Раллийные автомобили разительно отличаются от обычных «гражданских» автомобилей: шумоизоляция и обшивки салона сняты, чтобы снизить вес и увеличить скорость. Так что во время гонки к рёву мотора на 6-9 тысячах оборотов в минуту добавляется грохот от шлейфа камней, летящих из-под колёс и бьющихся о кузов. Поэтому одним из самых важных приборов в гоночном автомобиле является переговорное устройство, обеспечивающее связь между пилотом и штурманом. Шлем каждого члена экипажа оснащен микрофоном и наушниками и связан кабелем с блоком, который крепится в салоне автомобиля между сидениями. Благодаря этой «переговорке» пилот и штурман могут спокойно обмениваться информацией, так как речь передаётся уже без посторонних шумов. Некоторые переговорные устройства позволяют регулировать громкость или, например, воткнуть аудиокабель для записи переговоров экипажа на видеокамеры, установленные в машине. Система питается от батарейки 9В, которую мы меняем перед каждой гонкой. И всегда берём запасные 2-3 штуки.
А для чего видеокамеры?
- Ралли проходит по дорогам общего пользования, которые специально перекрывают для соревнований. За день до гонки все экипажи знакомятся с трассой, чтобы составить скоростную стенограмму. В ней штурман и пилот указывают крутизну поворотов, расстояния между ними, трамплины и прочие элементы, которые могут повлиять на движение автомобиля на высокой скорости. Помимо составления стенограммы, проезд экипажа обычно записывают на те самые онборд-видеокамеры, которые установлены в салоне автомобиля. Делают это для просмотра сложных участков. А уже после гонки видео просматривают еще раз: анализируют движение автомобиля по трассе и оценивают работу пилота и штурмана. В автомобилях используют только экстрим-камеры - устойчивые к тряске и ударам. Условия гонки достаточно жёсткие: приземления с трамплинов, проезды ям и неровностей на большой скорости, а также сильная вибрация. Обычные камеры - не выдерживают.
Что за аппарат у вас?
- В прошлом году я использовал модель Drift, но потерял её, возвращаясь в сентябре из Новороссийска, с финала Чемпионата России. Мне подарили новую - GoPro Hero3. Так как я не пользователь, а «тыкатель», то освоил я её не сразу. У камеры широкие возможности, и мне предстоит ещё с ними разбираться. Главное, что у этой модели хорошая защита от пыли и воды, что очень важно для авторалли. Хоть камера и стоит в салоне - на гонках может случиться всякое. Однажды у нас камнем пробило пол в машине и повредило корпус огнетушителя. К финишу мы вернулись полностью усыпанные белым порошком. А камера Drift весной нашлась. Оказалось - завалилась под консоль машины! Прекрасно работает, даже батарейка не окислилась.
Click to view
Переговоры «пилот-штурман» через гарнитуру Stilo (над лобовым стеклом слева, зеленый светодиод) на скоростном участке «Абрау-Дюрсо» 7-го этапа Чемпионата России-2013 по авторалли
А что за устройства получают гонщики от судей перед стартом «Гонки звёзд» и прикрепляют к автомобилю?
- Это датчики хронометража. Они нужны для кольцевых гонок - там, где старт совпадает с финишем. Датчики вычисляют время прохождения круга по радиосигналу маяка, установленного на старте/финише. Такие же системы применяются на «Формуле 1», поскольку они обладают высокой точностью.
Что за реклама GPS-антирадара на Вашем автомобиле?
- Это партнёры, разработчики Android-приложения (от 2.2 до 4.4) «GPS АнтиРадар». Современный антирадар - это не приёмник-определитель сигнала радара, а приложение со списком адресов дорожных камер. Оно определяет местонахождение вашей машины по GPS, сопоставляет со своей картой установленных фото- видеокамер, измеряет скорость, и во время превышения допустимой для конкретного места скорости более чем на 19 км/ч - смартфон дает сигнал. А, как известно, штрафы начинаются с превышения на 20 км/ч.
Краснодарский край, заключительный этап Чемпионата России по авторалли-2013.
Серебряный призёр - Тимофей Андрющенко
Мы предполагали использовать приложение в первую очередь в Москве/Подмосковье, но когда выезжали в другие города, а соревнования Чемпионата России проходят и на Урале, и в Карелии, и в Краснодарском крае, оказалось, что камеры в этих регионах тоже занесены и предупреждения срабатывали всегда, оповещая нас о наличии ограничений. Это позволяет выбирать оптимальный скоростной режим, не нарушая ПДД.
Ещё одно преимущество в том, что это приложение не требует Интернета и щадит батарею, когда оно запущено в фоновом режиме с выключенным экраном. Есть опция и оповещения только в случае превышения скорости (чтобы не «звенела» каждая камера). Приложение весит 11 Мбайт. Разработчик - Олег Корчагин. Слышал, что сейчас он тестирует приложение HUD Speed. В тёмное время суток оно показывает на лобовом стекле экран смартфона, лежащего наверху приборной доски - за счёт отражения. Удобно: позволяет не отрывать глаз от дороги.
Скриншоты приложения «GPS АнтиРадар»
Какими ещё приложениями пользуетесь?
- Пользуюсь интернет-мессенджерами. Постоянно на связи с братом и друзьями из родного Комсомольска-на-Амуре, из Хабаровска. Всё время в онлайне через Viber и WhatsApp. Последний особенно нравится тем, что при отсутствии Интернета сообщение всё равно будет отправлено сразу же, как только появится даже слабый сигнал.
На «Гонке звёзд» обнаружились преимущества Viber. Там интерфейс, удобный для ведения соцсетей: из приложения сразу можно сделать фотоснимок и отправить. Наши друзья журналисты на гонке так и делали: снимали с планшета МegaFon Login 2, отправляли «на большую землю» через роутер Yota Many с встроенным аккумулятором и там публиковали в Facebook. На планшете всё время приходилось следить за цветовым балансом камеры: снимки с автоматическими настройками оказались жёлтыми, пока баланс не перестроили вручную. С помощью 4G-Интернета мы даже хотели сделать онлайн видеотрансляцию с онборд-камеры во время заезда. Но не нашли функцию онлайн-трансляции ни в одной соцсети.
А еще с помощью телефона и специальных приложений Skyscanner и BookingCom я решаю вопросы логистики при подготовке к соревнованиям: ищу билеты на самолёт и жильё. Ну и поисковики Яндекс и Google использую. Что еще - пишу заметки, рисую эскизы, обожаю молниеносно делать скриншоты и отправлять нужную информацию в любом виде, в зависимости от возможностей получателя. Ноутбук - хорошо, но он не всегда с собой, с ним сложнее в дороге выкладывать фото и делать короткие репортажи. Телефон сейчас гораздо больше, чем устройство для звонков.
Какой у вас смартфон?
- Однажды на ознакомлении с трассой я случайно переехал свой очередной простейший телефон и купил iPhone 4. Отношения с ним были не простые - использовал его только для звонков и смс. Мне сложно было смириться с самой непонятной для меня программой ITunes. Скачать или закачать что-либо было истинным мучением. Что-то у нас с ним не сложилось.
А полтора года назад жена подарила мне Samsung Galaxy Note II. Вообще я очень неохотно осваиваю новые модели, подолгу привыкаю к ним. Самые важные качества - скорость, надёжность и простота. Мне кажется, то, как быстро осваивается новое устройство - зависит от того, насколько совпадает логика мышления разработчика с логикой пользователя. В случае совпадения такую логику называют «интуитивно понятная». Поэтому моделей и разновидностей на рынке такое множество, а популярностью пользуются, на мой взгляд, устройства наиболее «догадливых» разработчиков.
Так вот с Andriod я почувствовал себя «продвинутым юзером» - всё начало получаться легко и быстро. Скачивать и пересылать файлы, пользоваться электронной почтой - без проблем. К большому размеру экрана привык через пару дней. Так как по Москве больше езжу на метро, то иногда вычисляю маршрут с помощью приложения ЯндексМетро. Кстати, мой телефон умеет определять количество оставшихся поездок на проездном метрополитена! (NFC-датчик - прим. ICT-online.ru).
Каким сотовым оператором пользуетесь?
На Дальнем Востоке я пользуюсь МТС как корпоративный клиент. И в Москве в 2010 году купил их карту, но через год перешёл на «Билайн», а ещё через год - на «МегаФон», за лучшим предложением. Сейчас у меня московский тариф «Связь городов»: 500 рублей за 500 минут на всю Россию и 1 рубль за минуту сверх этого. Плюс 300 рублей за условно безлимитный Интернет, который, правда, к концу месяца «кончается», и скорость снижается. Голосового трафика тоже не хватает, наговариваю на 2500-3000 рублей в месяц. Недавно позвонили из «МегаФона» с предложением нового тарифа, безлимит за 2500 рублей в месяц: 5000 минут, тысячи SMS. Мобильный Интернет устраивает меня по скорости, по крайней мере, переходя дома на Wi-Fi, не замечаю разницы. Жаль, что в метро Интернет доступен только на станциях. Дома у нас NetbyNet: 50 каналов ТВ и Интернет за 500 рублей в месяц. Но телевизор не смотрим - все новости и всё самое интересное узнаем из Интернета.
Что из мобильных устройств и гаджетов планируете использовать в ближайшем будущем?
- Заказал DriftBox. Это спортивное оборудование, которое помогает с высокой точностью оценить скорость движение, угол заноса, перегрузку и траекторию движения автомобиля. DriftBox изначально был разработан для использования в японской дрифт-серии D1 для оценки выступления спортсменов. Он выдает данные в режиме онлайн.
Вообще, стараюсь следить за техническими новинками. В автоспорте, помимо навыков и опыта спортсмена, очень большое значение имеет техническая сторона. Победа складывается по крупицам из многих факторов, и использование электронных девайсов позволяет достигать наивысших результатов.
(с)
http://ict-online.ru/consumer/co103618/