Рассказывают, что перед тем, как покинуть этот мир, БЕШТ обеспечил будущее нескольким своим приближенным. В частности, некоему р.Яакову (я не сумел идентифицировать его ни с одной известной реальной фигурой из окружения р.Исроэля), которому велел разъезжать по городам и вестечкам и рассказывать майсы о событиях, свидетелем которых он успел стать за годы их знакомства. И с этого кормиться.
Р.Яаков жалобно поинтересовался, как долго ему жить без уверенности в завтрашнем дне. На что БЕШТ его только по плечу похлопал и обнадеживающе улыбнулся.
Несколько лет р.Яаков разъезжал по местам массового проживания евреев в Восточной Европе, проводил творческие вечера, перебивался с воды на квас. Приобрел определенную популярность. Своего зрителя.
И дошел до него слух, что в далекой стране Италии живет еврей, который платит золотой за каждую рассказанную ему бештовскую майсу. Учитывая, что р.Яаков знал несколько сот больших и несколько тысяч малых майс, получалось, что все дороги вели его в Рим.
Пришлось купить лошадь и телегу, но ожидаемые доходы и это оправдывали.
Дорога заняла не один месяц и могла бы составить сюжет отдельного толстого романа. Исторически-авантюрного, с элементами детектива и мистики.
Добрался р.Яаков до Италии. Нашел, где эта улица, где этот дом (который оказался дворцом). Представился. Объяснил цель своего прибытия. Ему немедленно отвели покои, поставили на довольствие. Но к хозяину дома не пустили. Оказалось, что порядок таков: по субботам в большом зале дворца собиралась вся община и слушала бештовские майсы. А на исходе субботы с рассказчиками расплачивались.
Так что р.Яаков успел и отдохнуть, и подготовиться, и продумать все. И оглядеться. Узнать, что владелец дома - человек очень богатый, очень ученый и праведный. И таинственный - появился неизвестно откуда, несколько лет тому назад, ведет крайне уединенный образ жизни: выходит только на утреннюю трапезу, послушать майсы. А так, даже с миньяном молится, не выходя из своего кабинета.
И вот субботнее утро. Полный аншлаг: несколько дней только и разговоров было, что о гастролере, который от БЕШТа годами ни на шаг не отходил. Выходит хозяин дома. Занимает место во главе стола. Наступает тишина.
И тут р.Яаков понимает, что не помнит ничего. Ничего, что касалось бы БЕШТа. Вообще ничего. Никаких ассоциаций. Пусто. Битый час пытался хоть что-то вспомнить. Бесполезно. Народу надоело вежливо ждать. Поднялся ропот. Это не помогло.
Промучились до минхи. Лучше не стало.
На исходе субботы р.Яаков засобирался домой, молясь только об одном - чтобы память наконец вернулась. Потому, что улучшение все не наступало.
А на конюшне его остановили - хозяин дома просит его остаться до вторника и постараться хоть что-нибудь вспомнить. Если ничего не получится, тогда пусть уезжает на все четыре стороны. Ещё и приплатят.
Наступил вторник. Р.Яаков так ничего и не вспомнил. Пока не сел в телегу и не взял в руки вожжи. И тут он с удивительной четкостью вспомнил одну историю. Только одну, но очень четко.
Его тут же проводили в кабинет хозяина дома. Торопясь, пока амнезия не вернулась, р.Яаков повел рассказ. О том, как однажды оказался среди сопровождавших БЕШТа в срочной поездке. Дело было накануне Песаха. Дорога привела их в город, который казался вымершим. Как оказалось, еврейские жители попрятались, а прочие собрались на площади и чего-то ждали. БЕШТ принялся, буквально ломиться в один из еврейских домов, окна которого выходили на эту площадь. Сначала вообще никто не откликался. Потом отказывались впустить. Потом впустили, но принялись уговаривать спрятаться: вот-вот должен начаться погром! Ждут только епископа. Тот должен толкнуть краткую напутственную речь и понеслась!
Но БЕШТ прятаться отказался, а встал у окна, кого-то высматривая. Когда на площадь выехал экипаж епископа, он велел р.Яакову выйти и позвать новоприбывшего на пару слов. К ужасу хозяев дома р.Яаков подчинился. А вот епископ - заупрямился, обещался после речи зайти. Услышав такое БЕШТ в крайне резкой форме велел р.Яакову вернуться за епископом и без него не возвращаться. И велел подчеркнуть: БЕШТ зовет.
На этот раз клирик упираться не стал. Велел публике ждать и явился. Заперлись они с БЕШТом на час. О чем говорили - никому неизвестно. Но только, вернувшись на площадь, епископ велел толпе расходиться. А как только это было выполнено, засобирался и БЕШТ. Вот такая история.
После недолгой паузы, заговорил хозяин дома. Ему было чем дополнить майсу. Поскольку он был тем самым епископом. Потомок одного из достославных еврейских родов, в юности встал на кривую дорожку, которая довела его до крещения и т.д. О своем еврействе он старался не вспоминать, до тех пор, пока ночь за ночью ему не стали являться во сне предки и сообщать, что им удалось уговорить самого БЕШТа заняться им. Сначала, неблагодарный потомок не обрадовался. Но подумав - обрадовался таки. Только когда посланник БЕШТа явился за ним наяву, дурное начало мобилизовало все внутренние резервы и удержало от того, чтобы явиться на зов. Хорошо, что на второй раз его уже не хватило.
БЕШТ дал бедолаге указания, куда ехать и что делать, чтобы удостоиться искупления. И знак: когда явится человек, который расскажет майсу об этой их встрече, это будет означать, что прощение даровано.
Много лет ждал бывший епископ, а ныне скромный трудящийся Италии, ждал визита р.Яакова. Чтобы узнать, что ещё не все сделал. И за пару дней доделать все что нужно.
На радостях, гостеприимный хозяин отвалил р.Яакову целое состояние, обеспечившее дальнейшее его существование. Что оказалось очень кстати, потому что остальные свои майсы тот так и не вспомнил.