Каждый раз, натыкаясь там или сям на попытки представителей прогрессивного иудаизма (имеется ввиду леворадикальное крыло иудаизма-иудаизма, а не одна из объявляющих себя иудаизмом сект) поставить под сомнение легитимность "института цадиков", прости Г-споди, собираюсь чиркнуть пару слов о ѓалахическом статусе цадика. Предпоследний раз, помнится, хотел напомнить ѓалаху о том, что поминающий цадика, должен помянуть его добрым словом (см. ШО ѓа-Адмур, ОХ 124:8). Но руки не дошли. Ладно, ещё представится случай, с б-жьей помощью.
А пока что,
чтобы не забыть, вот это: Рамбам (МТ, законы траура, 4:4) постановляет (на основании сказанного в Иерушалми от имени рабби Шимона бен Гамлиэля), что нормальным людям, делают надгробия, а цадикам не делают. Ибо лучшим напоминанием о них служат их труды. И, заканчивает Рамбам, вообще нечего крутиться на кладбище попусту.
Разумеется, есть такие нетерпеливые люди, которых этот псак приводит в состояние эйфории: сам Рамбам запретил! Да ещё и Риваш (его приводит Кесеф Мишне) подтвердил: лучшее напоминание связано с нешлянием! Ура!...Секундочку, что он запретил? Что Риваш подтвердил? Смотрим, что пишут наши законоучителя (например, "Минхас Элиэйзер" 3:37 или "Ксав Сейфер" ЙД 178). Они пишут: сказано "не делают надгробия цадикам". А почему не сказано "не делают надгробия на могилах цадиков"? А потому, что в том то и дело! Нормальным людям надгробия делают для пользы их души и чтобы помнили их. А цадиков помнят и так (вопрос пользы души Рамбама-ѓалахиста не занимал). НО! Но. Но. Но. Но. Но. Для праведников надгробие не делают. Но делают его - и ещё как делают! - для нужд тех, кто приходит помолиться на могиле цадика! И это не только дозволено, но и необходимо! Это - большая заповедь!
А что же сказал Риваш? Ровно то же: не ходят на кладбище (на могилы праведников) для того чтобы помянуть их (и уж тем более на экскурсии и прочие "научные экспедиции"). Но ходят - и ещё как ходят! - чтобы помолиться там и простереться, извиняюсь за выражение. (Впрочем простираться, в прямом смысле слова, давно не принято).
Вот и все. Это уже не говоря о том, что ни Тур, ни ШО данное постановление Рамбама вообще не упоминают. Даже намеком.
И не могу не привести элегантное решение задачки, предлагаемое моим любимым "Игрес Мейше": Рамбам говорит о законах цадиков, которые в наше время не применимы, потому что цадики такие перевелись (см. конец Соты), как неприменимы некоторые законы талмидей-хахомим, потому что нет больше тех талмидей-хахомим. Вот ШО эти законы и не поминает. Хе.
Так или иначе, но вот они - цадики. В иудаизме. Даже Рамбам признает их существование. И особый статус их могил, кстати.
Офф. Пиарю:
http://isaak-rozovsky.livejournal.com/4988.html