Как известно, есть три вечных ханукальных вопроса русскоязычной интеллигенции:
1.Как греки умудрились сделать нечистым масло, если у них нет того места, которым нечистоту вырабатывают? Вариантов, за прошедшие тысячелетия, накопилась масса, но все они какие-то...шершавые. Не гладкие ни разу.
2.С какой радости нельзя было воспользоваться немножко-нечистым маслом, даже если? И тут тоже масса вариантов. См. п.1.
Лично мне больше всего по душе ответ, который дает на оба первых вопроса "Нейде б-Иеѓудо": инѓохономи. В переводе на русский язык: не было никакой формальной нужды в этом чуде. Прекрасно можно было без него обойтись. А произошло оно исключительно для того, чтобы продемонстрировать б-жественное присутствие во всей этой истории. Ну и, заодно, любовь и расположение Г-спода к своему народу. И, для полноты картины, неприязнь ко всему, что отдает, даже отдаленно греческой культурой (во всех её проявлениях).
Тогда автоматически получаем ответ на самый острый, третий вопрос: как же это так, что ни книги макабейские, ни Йосиф Флавий не упоминают чудо с маслом?
Ну, а как же иначе? Потому что вся цель этого чуда - поставить на место их коѓенское племя. Сместить акценты. Перевести стрелки. Отнять победу, фактически.
А потом покатилось: книги не канонизировали, трактат "Ханука" не написали, статус праздника не дали, трапезу даже не заповедовали. В благословении выпятили СЛАБОСТЬ наших доблестных бойцов, а не их героизм, скажем ( а что? "Отдал сильных в руки храбрых"!). Харедизировали праздник.
И как финалочка: "Всякий, кто представляется макавеичем - раб". Веселой Хануки, как говорится.
Конечно не упоминают. Зачем оно им? Они слоника замучили.
-----------------------------------
Есть известная хабадская ханукальная история. Как известно, на Хануку Ребе дает ханукегелт ученикам иешивы в 770. Но только тем, кто не пропускает занятия и даже не опаздывает на них. По заранее утвержденным спискам.
И вот как-то раз в число удостоившихся зачем-то попытались включить пару-тройку не самых дисциплинированных иешиботников.
Ознакомившись со списком Ребе сказал:
-Я вижу тут несколько имен, которые, надо полагать, были добавлены из "любви к Израилю". Так вот пусть эти юноши отправляются к р.Леви-Ицхоку из Бердичева. Он у нас специализируется на "любви к Израилю", вот он пускай и дает им ханукегелт.
Вот очень важно помнить и не забывать, что Любавичи - это не Бердичев. И даже не Коцк. И уж конечно не пр.
Когда мы говорим об "универсальности", имеется ввиду вовсе не эклект...тьфу ты, короче, ХАБАД - это не сборная солянка, не сборник хитов иудаизма, а самостоятельное, оригинальное и целостное учение. И вполне специфический путь служения Творцу. При этом - подходящий всякому и ведущий всякого туда, куда ему нужно.
Не нужно учить Геемору как в Бриске, плясать как в Бреславе, лютовать как в Сатмаре и сражаться за целостность Земли Израиля как в Амоне. Все нужно делать как в Любавичах.
Как сказал Альтер Ребе р.Леви-Ицхоку из Бердичева, спросившему, почему у нас не говорят "шеймру", ведь когда сыны Израиля говорят "шеймру", на Небесах начинается грандиозная тусовка:
-На все тусовки не поспеешь!
(Или в более нравящемся мне варианте: "Не на всякой тусовке нужно светиться").
И это тоже урок Хануки!
-----------------------------------
Музыкальный руководитель сада Адель-Енты написала в честь Хануки рок-оперу для средней группы сада. Текст: строчка - хор макабеев, строчка - хор греческих оккупантов, строчка - хор макабееев и т.д. до полной победы.
Адель-Ента же, которой доверили роль рыжего грека, выучила всю либретту и исполняет все произведение на одном дыхании. И очень органично получается. Просто не Ханука, а Пурим какой-то: не различишь, где наши, а где ненаши.
UpD Насчет связи между второй и третьей частями поста. Когда я попробовал деликатно напомнить худрукам, что Ребе не советует давать еврейским детям роли наших врагов (Нет, нас не интересует "другой". Нет, мы не хотим понимать его. Нет, нам не интересен его нератив. Мы вообще слова такого не знаем!) мне ответили, что ВСЕ ТАК ДЕЛАЮТ.
Ты ж понимаешь!
UUpD В субботу открыл газету ("Макор ришон") и был незамедлительно и беспощадно наказан: напоролся на материальчик про некоего Хагая Бен-Арци (если не ошибаюсь, чей-то то ли кузен, то ли племянник... ), "исследователя" Хануки. Господин Бен-Арци уовгорит примерно то же, что я писал вчера (что само по себе забавно), только акценты немного смещает. По его теории, чудо было малозначительной фигней, значение которого зловредные мудрецы раздули ради того, чтобы удушить наше национальное самосознание и оставить сидеть в "галуте" под их гнетом. Кроме того, он продолжает историю на том месте, где я её обрываю: пришло время и сионисты решили вернуть празднику его истинный характер. Перевели с греческого книги макабейские, выкинули из всех(!) "сидуров "Мегилу Антиохуса" (меня поразил не столько тот неизвестный до сих пор факт, что эта мегила в силурах была, а то что кто-то позволил кому-то во всех сидурах копаться) и т.д. ОК. И последнее, "на сладкое " так сказать. Оказывается, даже если масло горенло восемь дней, ханукию мы зажигаем не в честь этого чуда, а в память об освящении мишкана или чего то ещё. А те кто думает, что в честь "чуда кувшинчика масла" - ошибается. Это цитата. "Ошибается". То же самое я слышал год назад от другого популярного лектора. Раши ошибается, ТУР ошибается, Мишна Брура вот ошибается. Всякий кто после зажигания читает не "Свечи
Эти мы зажигаем в память об освящении Мишкана", а что-то другое - ошибается и лжесвидетельствует. А господа -бней-арци их поправляют. Восстанавливают историческую справедливость. Развеивают мифы. Лишают меня остатков субботнего настроения.