Как я и ожидал, новый том "Тшувэйс ве-ѓанѓогэйс" р.Штернбуха, чтоб он был здоров - это что-то. Времени нет, а оторваться невозможно. Хоть спи с книжкой в обнимку.
И, что характерно, как будто специально для меня написано.
Вот, например, напоминание, чаевничая начинать с благословения на чай. А то на печенюжку благословишь, а чай уже тафель - потерял броху.
Или это,
тоже про меня. Про статус грязнокровок (мама еврейка, пап нееврей). Как известно, средневековые французы, на плечах которых стоит здание современного иудаизма, несколько раз бросались фразочками, из которых вроде бы следует, что нам нужен гиюр. Хотя в Талмуде прямым текстом, вроде, намекается что не нужно.
"Тшувэйс ве-ѓанѓогэйс" постановляет в этом вопросе так: в тот момент, когда грязнокровка начинает соблюдать заповеди Торы - его еврейство вступает в силу и любого обрезания (во имя обрезания) и окунания (любого!) достаточно, чтобы закрыть вопрос окончательно. Жертвоприношение, как я понял, не понадобится, мы же не гиюримся в полный рост а от отцовской этой самой избавляемся.
Но вот те из нас, которые не соблюдают - это, как выясняется, реальная чума. Прямым текстом автор упоминает только запрет выдавать за таких евреек. Но это же только верхушка айсберга: зимун, миньян, крия, вино, мимно...как страшно жить!!!
А рядом, на той же грядке, не менее интересный ответ про наших, неофитских, коѓенов. Какие-то горячие головы попросили "Тшувэйс ве-ѓанѓогэйс" признать халалями (говоря по-русски, раскоѓенить) всех, чьи мамы учились в университетах. Потому что нет такого: училась в универе и не спала с...ну, с теми, переспав с кем женщина становится запрещенной в жены коѓену.
Так он что отвечает? Что не надо перебарщивать. Если девочка соблюдает традиции (в прямом смысле слов, а не в израильском), то могла за все годы универстствования никого кроме евреев к себе не подпускать.
Поэтому. Те коѓенские дети, мамы которых соблюдали, но не очень, имеют право благословлять коѓенским благословением и вообще коѓенствовать. А те, у кого мамы - простые советские люди (О! Очень приличные и благонравные дамы!), тем свое коѓенство лучше при себе хранить: на кладбище не ходить, там, жену выбирать по определенным критериям. А демонстрировать её, людям показывать, не надо. Вообще.
И касается это, кстати, не только русскоязычных детей коѓенов.
Я стараюсь в предельно мягких выражениях, ребята. Получилось?
А дальше - ещё веселее. Казалось бы ничем не примечательный псак по поводу того, что делать если оказалось, что замужняя жена талмудиста - дочь "гийорет", которая никогда не собиралась соблюдать.
Ну все как обычно. Развели на всякий пожарный. Отгиюрили. Поженили.
Подробности.
И тут, практически без подготовки, "Тшувэйс ве-ѓанѓогэйс" выдает:
מטעם זה הגיור בבתי דין ממשלתיים לגיור שיש מהם שאינם מקפידים על קבלת מצוות כדין אין לה שום תוקף כלל
Вот так. Это вам не р.Шерман, бедолага. Это глава раввинского суда Эйды харейдис. И его псак. И придется с этим как-то жить.
И т.д. и т.д. Целый том. 399 ответов!
В заключение, ещё один. Дело там нехитрое: невеста из хсидим, со двора, желает начать покрывать голову только с послесвадьбы. А у жениха дома принято, что невеста под хупу идут уже с покрытой головой.
То, что "Тшувэйс ве-ѓанѓогэйс" посоветовал уступить невесте - это не так интересно. Интересен подход. Вот он пишет: "мне кажется, что нет никакого оправдания тому, чтобы невеста из под хупы выходила с непокрытой головой". Вывод? "Ну, раз такое количество набожных девочек из достойных семей так поступают и есть хасидские дворы, где это принято - так значит нужно найти этому ѓалахическую базу". Вот этим, в частности, и отличается настоящий раввин от...выдающегося: он вместо того, чтобы адом грозить придерживающимся распространенного среди соблюдающих евреев обычая, ищет ему ѓалахическое обоснование. Очень просто.