Как правило, на израильских предприятиях нет своих столовых. Вместо этого буржуины раздают своим сотрудникам купоны, на которые они могут выменять готовую еду в предприятиях общественного питания, подписавшихся под такое дело.
Предприятия общественного питания любят кормить работников предприятий: кормить тех можно как попало, а доход постоянный. Вселяющий уверенность в завтрашнем дне.
Но все-таки мы живем в демократическом обществе. И для того, чтобы получить подряд, ресторатор должен не только сговориться с вышеупомянутым буржуином, но и накормить (первый и последний раз) работников так, чтобы они сказали свое пролетарское «Хочем!» и несли ответственность за сделанный им выбор сами.
Так вот. Вчера наш завод наконец переезжал-переезжал. 13 часов непрерывного таскания увесистых ящиках по скользким трапам, по неотапливаемым помещениям, рысью. Зато(?) какой обед закатила нашему коллективу швармомочная за углом, впечатлившаяся слухами о переборчивости избалованных столичных гурманов!!!! Это было нечто особенное.
Только…это же загородная промзона. Люди здесь простые. Иешив не кончали. В мандринах не разбираются. Кашрут есть. Какой есть. А какого мне надо - нет, естественно.
Пришлось пообедать псалмами.
Жевал я свои псалмы и думал, что это все потому что Б-г мой - вредный и склочный старик, вооруженный не помню уже чем. Или потому, что я боюсь стейка, а не Б-га. Хотя это одно и то же, наверное.
Стейк! Ладно бы боялся горы. О горе, по крайней мере, сказано (дважды!) «и Святыни Моей страшитесь».
Хотя и горы бояться, конечно, не нужно, как объяснено в трактате Иевомейс (6б). Бояться, все-таки нужно только Б-га (ещё нужно бояться папу с мамой, но маленький Срулик Элиэзеров, когда сформулировал эту максиму, был уже круглым сиротой, так что ему простительно). Но в чем может выразиться трепет(-шмепет) перед Всевышним, если не в бережном отношении к его заповедям? В случае с горой, среди прочего в благоговейном отношении к ней. Как заповедовано. Например, подниматься на неё только во исполнение заповеди (Мишне Тейро, Бейс а-Бхиро, 7:2). Ну и так далее и тому подобное (скажем, запрет вести себя там легкомысленно. Поэтому когда я читаю, как достойнейший, грамотный и корректный человек спрашивает «Если мы говорим об галахических аспектах восхождения, то причем тут легкомысленная атмосфера мероприятия?» - просто теряюсь. Не меньше, чем почти полный консенсус именуется «несогласием ЧАСТИ поским». Охо-хо, лихонько…).
Мой въедливый бесхитростный ветхозаветный Б-г, что имеющий, то и ввиду. Он так безнадежно неинтерактивен. И даже не экзестенциален, прости Г-споди. (Он вообще такие мудреные слова знает только потому что всеведущ). И увязывает обязанность трепетать перед собой с практическим исполнением его заповедей (см. ТАНАХ), а не с чем-то более возвышенным и духовным. Боишься, говоришь? Заповеди к осмотру! Почему здесь диеевед? И тут? А тут вообще диевед на диеведе, да ещё и лехатхила? Тенденция, однако. Постмодерн-ортодокс.
Изредка у нас с Довид-Гершоном по пятницам случаются такие диалоги:
-Папа, я хочу тебе помочь готовиться к субботе. Что мне делать?
-Спасибо, сыночек. Вытри пыль на тех полках.
-А я хочу мыть пол!!!
-А я думал, что ты хочешь мне помогать…
-Нет, я хочу мыть пол.
-Тогда так и нужно говорить. Что хочешь сказать, то и говори. Договорились?
-Договорились.
Ну, хочется подняться и хочется. Бедиавад это допустимо по отдельным мнениям? Допустимо. Риск нарушить заповедь есть? Очевидно. А исполнить? Ээээ…Можно конечно придумать под это дело заповедью. Натянуть заповедь на акцию как не будем говорить что не будем говорить на что. Так гораздо пристойнее.
Горы никто не боится. А Б-га? И в чем это выражается?
Что-то я отвлекся от темы. Первый рабочий день на новом месте.
Возвращались мы поздно. «Спокойной ночи малыши» давно закончились, а мы только подъезжали к святому городу Иерусалиму.
Дорогу нам перегородила вереница автобусов. С первого на меня, ящером в старушечьем гриме смотрел один из кандидатов иерусалимские градоначальники. Со второго - другой, которого я каждый раз принимаю за Цахи Негби, пережившего посещение косметического салона. На третьем - герцелеподобный герцелианец таки Якутиэли. Только мультяшного Поруша не хватала для полноты картины.
Зато(?) когда автобусы проехали, нашим взорам в полный рост явилась наглядная агитацию списка МАФДАЛ-ИЛ. С огромного плаката защитить мои ценности обещали пятеро гладко выбритых улыбчивых мужчин, на головах которых легких усилием воображения можно было представить себе уборы (сейчас передо мной уменьшенная копия постера, в «Макор ришоне» - все равно кипы нужно додумывать ), и одна неулыбчивая женщина, также без следов растительности на лице, зато(?) набриолиненная.
Жалко, что я зарекся, бли недер, голосовать за кого-либо в этой стране, кроме «Але ярок».