Лично я человек крайне консервативный. Вообще и особенно в том, что касается наших религиозных законов, порядков и обычаев. Очень не люблю любые нововведения. Даже тот "креатив", который не противоречит ни -алахе, ни (что нисколько не менее важно) духу заповеди или "обряда", которые им пытаются "украсить", выношу с большим трудом.
Но это моя проблема. А вот если из порядок исполнения заповеди методично удаляют освященные элементы, заменяя их новыми - прямо и нагло противоречащими смыслу , центральной идее происходящего?
Каждый год, в годовщину Исхода из Египта евреи собираются на специальную трапезу, именуемую "седером". Бормочут что-то, некоторые даже поют, двигают туда-сюда блюда и бокалы, сами бегают туда сюда, пьют вино стаканами, едят. Короче веселятся как могут.
Все бесчисленные (без преувеличения!) элементы седера служат одной цели - дать участникам "вкусить свободы".
А теперь представим себе группу ортодоксальных, по документам, евреев, которые собираются на пасхальный седер, честно выпивают четыре бокала, едят мацу, хрен, делают кидуш, читают послетрапезные бенедикции. Но при этом едят прямо с пола, стоя на четвереньках, наряжены в рубище и украшены всевозможными рабскими феньками, от серег в ушах, до кандалов на ногах. Они добросовестно исполняют заповедь рассказывать в эту ночь об Исходе: расписывают прелести жизни в Египте, поют египетские народные песни, прославляют рабовладельческий строй, оплакивают жертв казней египетских - своих добрых хозяев и т.д. и т.д.
Мы помним условия задачки: речь идет о (номинальных) ортодоксах. У одного из них (кандидата гуманитарных наук) даже есть раввинский диплом! Они хотят все сделать по закону (по минимуму), но чтобы при этом церемония отражала их личные взгляды, представления и, да, маленькие капризы. Допустимо? Не является глумлением над "святынями Израиля"? А чем тогда является?
Или вот ещё пример: феминистическая свадьба