Уинстон и Клементина

Mar 29, 2013 20:29




Я очень люблю историю: с удовольствием читаю автобиографии, смотрю байопики. Посмотрев какой-либо фильм, основанный на реальных событиях, разыскиваю документальную информацию о героях, прочитав книгу, которая оставила яркое впечатление, изучаю биографию автора. Этой болезнью я уже давно заразила и своего мужа. Недавно меня заинтересовали истории любви, которые не из серии безумная страсть, остров в подарок и татуировка с именем на всю спину, а потом «не сошлись характерами» и новая любовь до гроба. Нет, меня вдохновляют пары, которые противостояли мнению окружающих, возрасту и социальной дистанции, которые все преодолели, остались вместе и согревали своей любовью мир долгие годы. Сегодня хочу с вами поделиться историей одной такой любви.
Речь пойдет об именитом и знаменитом на весь мир политике, участнике войн, историке и биографе. Он многое сделал не только для Великобритании, он повлиял на ход истории в мире - не побоюсь таких громких слов. О нём написаны тома, он немало о себе рассказал и сам (преувеличивая частенько, ведь скромность не была его главной добродетелью). Не было, пожалуй, в зарубежной истории двадцатого века политика популярнее и весомее, чем он. В общем, личность поистине культовая - сэр Уинстон Черчилль. Но сегодня речь не о нём, а о них - Уинстон и Клементина.

Это была одна из самых идеальных супружеских пар в кругу английской аристократии. Говорят, за каждым успешным мужчиной стоит любящая женщина. Женщина, которая поддерживает своего мужчину, помогает ему, верит в него, служит ему опорой и надежным тылом. Кое-кто даже утверждает: успешный муж - это на три четверти заслуга жены.
Они встретились на лондонском балу в Крю-Хаусе. Черчилль вел себя крайне скованно - едва взглянул на 19-летнюю Клементину и не вымолвил ни слова. Даже не пригласил танцевать. Тогда она приняла приглашение на танец другого кавалера. На этом и закончилась первая встреча Уинстона и Клемми. Их дороги разошлись, чтобы встретиться вновь - четыре года спустя.
Вторая встреча произошла на званом обеде у тетки Клементины. И в этот раз ни Клемми, ни Уинстон не собирались на нем появляться. Но Судьба - вещь упрямая: несмотря на то что у мисс Хозье не было ни одного приличного платья и к тому же, она долго не могла найти свои бальные перчатки, а юный лорд ни за что бы не попал на этот обед, если бы не его секретарь…
У. Черчилль никогда не славился успехом у женщин. Он был робок, неуклюж и неповоротлив, кроме того, не любил танцевать. А в те времена танцы считались, чуть ли не единственным способом познакомиться с леди из высшего общества. Ведь Клементина слыла красавицей и недостатка в ухажерах не испытывала. Правда, она была не так родовита, как сэр Уинстон Спенсер-Черчилль, потомок герцогов Мальборо.



«У неё обворожительные коричневые волосы и очень деликатные черты лица, блестящие серые глаза и восхитительный поворот головы, - описывал её внешний вид, корреспондент знаменитого светского журнала «The Bystander». - Её плечи и шея несут в себе элемент исключительной грации и ненавязчивой силы греческого искусства».



Вокруг ее семьи ходили сплетни. Так, говорили, будто ее мать леди Бланш изменяла мужу направо и налево, и полковник сэр Генри Монтагю Хозье не был ее настоящим отцом. Людская молва привела к тому, что полковник подал на развод и отказался от официальных детей, оставив леди Бланш в весьма щекотливом положении и к тому же без копейки денег. Чтобы найти средства хотя бы на одно приличное бальное платье для дочери, леди Бланш давала платные уроки французского. Вот почему Клементина с вниманием относилась ко всем потенциальным женихам, но себя не навязывала: она была бесприданницей. Что, однако, не мешало ей разрушить две помолвки.
И всего месяц спустя - 11 августа 1908 года Уинстон Черчилль сделал Клементине предложение руки и сердца в беседке блейнхемского парка. Уинстон преподнес своей будущей невесте "самое замечательное кольцо" с огромным красным рубином и двумя бриллиантами.
Ей было 24, ему - 33.
Свадьбу назначили на сентябрь в церкви Святой Маргариты в Лондоне, и это стало грандиозным событием в великосветском обществе - платье невесты обсуждалось еще очень долго! На Клементине было сверкающее платье из белого атласа со струящейся белой фатой из нежного тюля, корона из флердоранжа и бриллиантовые серьги, подарок жениха. Черчилль оделся в обычный для того времени свадебный костюм - высокий цилиндр, белая манишка, бабочка, жилетка и черный сюртук.
Невеста свободно говорила по-французски и по-немецки, обладала тонким умом и чувством юмора. Уже на свадьбе она могла представить, какая жизнь ее ожидает: выйдя из церкви, Уинстон завел со своим шафером разговор о политике, а во время свадебного путешествия работал над очередной книгой.
Предстоящую свадьбу Клементина и Уинстон решили держать в секрете. Но Черчилль был так счастлив, что не сдержался и шепнул на ушко новость своему лучшему другу. На следующий день об их помолвке знало все поместье.
В свете эту новость встретили скептически. Никто не верил в будущее их брака. Друзья Уинстона считали, что Черчилль не создан для семейной жизни и не протянет в брачной кабале больше полугода. Подруги Клементины были уверены, что она слишком хороша и жизнерадостна для такого увальня. Но все они ошибались. Современники вспоминали, что в присутствии супруги суровый Черчилль преображался.



Леди Хозье славилась в обществе не только своей красотой и грациозностью, которые сохранила до самой старости, но и проницательным умом. Она была требовательна и строга, отличалась рассудительностью, трезво оценивала проблемы. А вот ее избранник, наоборот, был весьма ветреным. Он никогда не пытался строить грандиозные планы на будущее, прописывая каждый шаг. Уинстон считал, что ему и так обеспечена победа.
Самой же леди Клементине позавидовать труднее: ей достался жених с тяжелым характером, закоренелыми дурными привычками, патологической несобранностью и маниакально-депрессивной нервной организацией.

Рой Дженкинс писал: «Просто феноменально, что Уинстон и Клементина - эти отпрыски ветреных дам - создали один из самых знаменитых в мировой истории брачных союзов, известный как своим счастьем, так и своей верностью». Биографы Черчилля пишут, что ему частенько везло, но больше всего ему повезло с женой!



Женившись, Уинстон Черчилль ни разу не дал даже слабого повода усомниться в его верности и любви: никаких «походов налево» у него не было. «Я женился и с тех пор жил счастливо», - много позднее запишет великий политик.
И началась семейная жизнь. Что он только не вытворял: писал книги, учился водить самолёт, проводил ночи напролёт в казино, проигрывая и отыгрывая назад состояния, руководил политической жизнью страны, выпивал непомерное количество виски, курил без конца гаванские сигары, уплетал килограммовые блюда! Но Клементина не старалась обуздывать мужа, исправлять его недостатки и переделывать характер, как это бы пыталась делать менее умная женщина. Она принимала его таким, каким он был. Бескомпромиссный и упрямый политик около жены становился кротким юношей. А она стала для него соратником, первым советчиком и верным другом. Ей было с ним нелегко, но никогда не было скучно. Черчилль много говорил, никогда никого не слушая и даже не слыша.
Сначала у четы Черчилль родилось четверо детей: сын Рэндольф и дочери Диана, Сара, Мэригольд.
Вскоре после рождения дочери Дианы Черчилль похвастался, что «она самое прелестное дитя на свете». Его спросили: «Наверное, похожа на мать?» «Нет, - гордо ответил Черчилль, - вылитая я».
Однако их безоблачная семейная жизнь была омрачена трагедией. 22 августа 1921 года в возрасте трех лет умерла любимая дочь Уинстона Мэригольд. Горю Черчилля не было предела. И так склонный к депрессии, он окончательно замкнулся в себе, заперся в кабинете с сигарами и виски и не выходил несколько дней.

Клементина была вынуждена забыть свое горе, собраться с силами и всю свою энергию направить на то, чтобы вернуть супруга к жизни. Она очень любила своих детей, но Уинстона она любила больше...

Спустя год, 15 сентября 1922 года, Клемми подарила мужу еще одну дочь, которую они, вопреки приметам, назвали Мэри в честь ушедшей малышки. Уинстон был так счастлив, что отметил рождение дочери покупкой поместья Чартвелл с особняком XVI века, возведенном еще при Генрихе VII.

Черчилль был хорошим отцом, всегда любил резвиться с детишками - маскарад, жмурки, шарады, он охотно перевоплощался в «гориллу», видя, как рады дети его дурачествам.
Трудности делали их любовь сильнее, а когда случалась разлука, они писали друг другу нежные и трепетные письма. «Мой любимый мопсик», - так называла его в своих письмах Клементина. «Моя нежная кошечка», - так называл свою супругу великий политик.



Клементина стала для Черчилля не только верной и преданной женой. Она разделила с мужем все его заботы, неустанно поддерживала его в вихре политических страстей. Она всегда проявляла живой интерес к делам своего мужа. Но жить одной жизнью с У. Черчиллем - великим политическим деятелем ХХ в.- было для Клементины Черчилль не только огромным трудом, но и большим удовольствием. Она стала для него самым лучшим и близким другом и советчиком. Многие политические решения У. Черчилль принимал только предварительно посоветовавшись с ней.
Между супругами существовала особая духовная связь, о которой знали все. Однажды во время Второй мировой Черчилль лежал в Каире больной, эмоционально истощенный. Английскому командованию пришлось послать в Англию за Клементиной. Когда до президента США Рузвельта дошли новости о приезде Клементины в Каир, он отправил Черчиллю такую телеграмму: «Сердечный привет Клемми! Я успокоился, узнав, что при Вас теперь Ваш командир».



Черчиль вообще был непревзойденным мастером острот и колкостей, которые впоследствии становились крылатами фразами.
Во время избирательной кампании ему пришлось долго спорить с одной из представительниц движения за права женщин. Черчилль был противником участия женщин в политической жизни. Опровергая все доводы своей оппонентки, он вывел ее из себя, и она, не сдержавшись, крикнула:
" Будь я вашей женой, я бы налила вам в кофе яд!" Черчилль оценивающее посмотрел на нее и язвительно ответил: " Будь вы моей женой - я бы выпил".
Однажды шофер Черчилля сбился с дороги и заехал неизвестно куда. Черчилль спросил прохожего: "Извините, где я нахожусь? " -
" В автомобиле" - ответил прохожий и пошел дальше. "Вот ответ, достойный нашего парламента, - сказал Черчилль шоферу.
Во-первых, краткий и хамский.
Во-вторых, совершенно ненужный.
И в-третьих, не содержащий ничего такого, что спрашивающий не знал бы сам ".
«Я никогда не стоял, когда можно было сидеть, и никогда не сидел, когда можно было лежать»
«Я люблю свиней. Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки смотрят на нас сверху вниз. Свиньи смотрят на нас как на равных»
«Политик должен уметь предсказать, что произойдет завтра, через неделю, через месяц и через год. А потом объяснить, почему этого не произошло.»
Таланты этой легендарной личности не ограничиваются политикой и литературой: Уинстон Черчилль был еще и художником. Он обнаружил в себе страсть к живописи не сразу, взяв в руки кисть лишь в 40 лет, однако за оставшиеся годы он создал более 500 картин! Это увлечение помогало Черчиллю избавиться от депрессии, забыть обо всех дрязгах и неприятностях "большой политики". Уинстон рисовал везде: и у себя дома, в Британии, и во время многочисленных поездок по разным странам. Он писал и портреты, и интерьеры, но особенно любил выходить с мольбертом на "пленэр" и рисовать пейзажи.
В 1921 году Черчилль отправил несколько своих творений на международную выставку в Париже, подписав их вымышленным именем, и сразу шесть его работ были отмечены жюри. А в 1925 году на лондонской выставке художников-непрофессионалов его картина (разумеется, никто и понятия не имел о том, кто автор) заняла первое мето! В 1947 году Черчилль отправил несколько работ в Королевскую академию искусств. Как всегда, работы были подписаны вымышленным именем. К большому удивлению Уинстона, две его картины были приняты. А уже в 1948 году ему было пожаловано звание почетного члена Королевской академии искусств.



История любви У. Черчилля и Клементины Хозье - подтверждение старой истины о том, что противоположности притягиваются, да с такой силой, что даже смерть не в силах разлучить их. Их брак продолжался почти 50 лет. 50 лет, прожиты в любви, понимании и полном доверии друг другу.
Уинстон и Клементина вместе пережили несколько войн, разорялись и богатели, теряли и приобретали титулы, разлучались по воле обстоятельств и снова воссоединялись. Их держала вместе крепкая, нерушимая духовная связь. Они никогда не изменяли друг другу.
Оставаясь временами за бортом активной политической жизни, Черчилль с удовольствием проводил время дома, играя с детьми, занимаясь живописью и… строительством. Он своими руками построил из кирпича и камня систему каналов, сделал бассейн для рыбок. Занимаясь строительными работами, Черчилль требовал, чтобы гости Чартвелла помогали ему. Как потом вспоминал он сам: «Весь август 1928 года я провел, строя коттедж и диктуя книгу: 200 кирпичей и 2000 слов в день».
Супруги редко бывали вместе - у Черчилля было слишком много дел, но часто комнаты их дома оглашались зычным криком Уинстона: «Клемми!» Так он звал ее, чтобы посоветоваться или что-нибудь спросить. Элеонора Рузвельт как-то заметила: «Ей досталась нелегкая роль, но она играла ее с достоинством и обаянием». Никогда не навязывая мужу своего мнения, Клементина тем не менее всегда оставалась для него непререкаемым авторитетом.
Однажды, выступая перед оксфордскими студентками, Клементина сказала: «Никогда не заставляйте мужей соглашаться с вами. Вы добьётесь большего, продолжая спокойно придерживаться своих убеждений, и через какое-то время увидите, как ваш супруг незаметно придёт к выводу, что вы правы».



Если бы леди Черчилль узнала, что ее мужа причислят к самым избранным людям, владевшим искусством безупречно одеваться, она с полным основанием отнесла бы этот успех на свой счет. Потому что в 1908 году, когда 23-летняя Клементина Хозьер стала женой сэра Уинстона, его гардероб состоял из военных френчей, практичных комбинезонов и "спецодежды" парламентария - традиционного фрака и головного убора типа цилиндр (именно с Черчилля советские художники срисовали буржуя для своих политических карикатур).

Мало кто знает, что Клементина Черчилль является кавалером ордена Трудового Красного Знамени! Эту высокую награду супруга британского лидера получила за огромную помощь СССР во времена войны: она возглавляла фонд помощи России и руководила сбором средств для советских граждан. К 1944 году было собрано 5 млн. фунтов стерлингов: тогда это была солидная сумма - очень даже неплохо для прижимистых британцев. Сталин, кстати, не ограничился орденом, но и при личной встрече вручил Клементине Черчилль уникальное кольцо с бриллиантами.

А Уинстон иногда брюзжал: «До чего дошло! Моя собственная жена совершенно советизировалась. Только и говорит о Советском Красном Кресте, о Красной армии, о жене советского посла…» Конечно, в годы холодной войны вспоминать о заслугах Клементины Черчилль у нас было не прийнято.
Когда Черчиллю исполнилось восемьдесят, компания Би-би-си создала специальную команду, чтобы снимать о нем документальный фильм, включая кадры его похорон. Сэр Уинстон пережил всех членов этой команды...
В середине пятидесятых годов на одном из обедов, которые Черчилли устраивали в своем загородном доме в Чартвелле, гости и хозяева решили сыграть в одну игру: «Кем бы вы хотели стать, если бы не стали тем, кто вы есть?» Гости оживленно принялись фантазировать о своих мнимых профессиях и дарованиях.
Наконец очередь дошла до хозяина дома. «Если бы я не стал тем, кто я есть, я бы с удовольствием стал… - здесь Уинстон выдержал актерскую паузу и, вынув сигару изо рта, медленно повернулся к Клементине: - вторым мужем миссис Черчилль».
Супруги прожили вместе более полувека и ни разу, по словам обоих, «не пожалели о сделанном выборе»…
У. Черчилль покинул свою Клементину на 90 году жизни. После смерти мужа Клементина стала членом палаты лордов и пожизненным пэром в качестве баронессы Спен-сер-Черчилль-Чартвелльской.
Позже миссис Черчилль нашла в себе силы, чтобы жить дальше и завершить начатое - она занялась изданием незаконченных мемуаров. В трудные моменты жизни она твердила: «Я хочу к Уинстону!».
Клементина пережила своего мужа на 12 лет. Она умерла, повторяя: «Я хочу быть вместе с ним…». Мечта Клементины и ее возлюбленного сбылась. Они снова оказались вместе. Клементину похоронили рядом с мужем на кладбище в Вудстоке в графстве Оксфордшир.



история

Previous post Next post
Up