Ресоциализация или индоктринация?

Jun 22, 2012 12:31


Специфические особенности методики освобождения от химической зависимости в современных культовых новообразованиях христианского толка на территории Российской Федерации. Материал предоставлен врачом-психиатром, сотрудником научно-методического отдела Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Н. В. Каклюгиным.

В настоящее время в России по самым приблизительным подсчетам функционирует более 200 культовых новообразований. В их деятельность вовлечено от 3 до 5 миллионов человек, из них в возрасте до 18 лет - 500 тысяч, 18-25 лет - не менее 1 миллиона. Разрушено до 250 тысяч семей, появилось большое количество несовершеннолетних детей, оставленных родителем или родителями, ушедшими в секту, что является отдельной трудноразрешимой социальной проблемой современного российского сообщества, требующей своего обязательного решения. На этом фоне неопротестанты харизматической направленности, чье учение несет в себе большинство признаков тоталитарного деструктивного культа, в России активно занимаются вовлечением в свои ряды молодых людей, потребляющих наркотики. Количество их стационарных общин уже превышает 1000. При этом в последнее время они стремятся не указывать свое происхождение и именуют себя нерелигиозными общественными организациями. И несмотря на то, что подходы подобных культовых новообразований к методикам освобождения от химической зависимости невозможно назвать профессиональными и соответствующими мировым и российским научным стандартам в данной области, их лидеры упорно называют свои общины реабилитационными или восстановительными центрами для наркозависимых, терапевтическими сообществами или коммунами, активно рекламируют свою на самом деле индоктринационную деятельность. Однако при детальном рассмотрении механизмов, за счет которых россияне прекращают потреблять психоактивные вещества в таких организациях, можно обнаружить их общее сходство. Это позволяет специалистам наркологической службы распознавать признаки культового новообразования даже в случаях, когда его руководители пытаются скрыть их с целью получения доступа в государственные учреждения для набора новых членов в свои организации.

15 декабря 2007 года в Национальном научном центре наркологии (г. Москва) прошло заседание круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви». Организаторами данного мероприятия выступили Московское общество православных врачей (председатель - д.м.н., проф. А.В.Недоступ), научно-методический отдел по профилактике зависимостей и реабилитации лиц с зависимым поведением Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского (руководитель Центра - д.м.н., иеромонах Анатолий (Берестов)), Отделение наркотической и демографической безопасности Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (президент Академии - В.Г.Шевченко), Национальный научный центр наркологии (директор - Н.Н.Иванец). В его работе приняли участие врачи психиатры и наркологи из части субъектов Российской Федерации, священнослужители Русской Православной Церкви Московского Патриархата и помогающие им светские специалисты, занимающиеся в различных регионах России реабилитацией лиц с зависимым поведением, а также представители средств массовой информации и сотрудники федеральных служб и ведомств, осуществляющие контроль за деятельностью религиозных и общественных организаций, работающих в сфере профилактики алкоголизации и наркотизации населения, реабилитации и ресоциализации алкоголь- и наркозависимых лиц. Одним из основных вопросов, обсуждаемых участниками данного общественно значимого мероприятия в своих докладах, стало постоянное наращивание влияния современных религиозных новообразований (тоталитарных деструктивных культов) на территории России под прикрытием заботы о психическом и телесном здоровье лиц, злоупотребляющих теми или иными психоактивными веществами [4, 11].

По итогам проведенного заседания всеми его участниками в тексте итоговой резолюции, в частности, было отмечено следующее: «В настоящее время, когда алкоголизм и употребление психотропных веществ стали поистине предметом внимания всей нации и представителей Правительства Российской Федерации, необходимо, чтобы специалисты в области психического здоровья обратили внимание и на бывших членов современных религиозных новообразований (тоталитарных культов). Люди, у которых до автоматизма выработана привычка к длительным (многочасовым) служениям и ритуальным песнопениям под громкую ритмичную и мелодичную музыку, циклично заменяемую на тихую и спокойную (что усиливает внушаемость адептов), дополненную крайне эмоциональными проповедями ораторов с цитированием фрагментов из Библии, испытывают резко выраженную психическую зависимость от используемых технологий контроля над их сознанием. То есть желание вновь и вновь посещать подобные мероприятия, активно участвовать в них. Особенно преуспевают в открытии и пропаганде своих многочисленных центров «духовного восстановления и оздоровления» так называемые неопятидесятники и саентологи, нашедшие поддержку у недобросовестных иностранных и отечественных политиков, депутатов Государственной Думы Российской Федерации (РФ), членов Общественной палаты РФ и их помощников, медицинских работников, журналистов и в некоторых случаях отдельных высокопоставленных сотрудников правоохранительных структур.

В тоже время вопрос с неопротестантскими (харизматическими) религиозными новообразованиями и психическими последствиями от пребывания в них, вызывает сегодня профессиональный интерес у врачей-психиатров, наркологов, организаторов здравоохранения, а также некоторых ответственных представителей государственных служб и ведомств. Появляется все больше фактов, свидетельствующих о том, что многократное посещение массовых собраний харизматических неопятидесятнических объединений, так называемых «прославлений Господа» или «служений», может способствовать росту психической патологии у лиц, принимающих в них наиболее активное участие. Поведение членов подобных общин, вследствие регулярного применения определенных практик и психотехник, легко поддается контролю, эмоциональный фон со временем становится неустойчивым, нестабильным. Они чувствуют некое значительное превосходство своей религиозной группы над окружающими людьми, которые открыто критикуют идеологическую основу учения подобных организаций и не могут согласиться с предлагаемыми подходами создателей и членов новообразованного культа к обретению трезвого образа жизни. Наряду со «Свидетелями Иеговы», подобные объединения являются самыми многочисленными и быстро растущими религиозными группировками в нашей стране, несмотря на разрушительные для человеческой психики технологии, используемые в процессе обработки сознания попавших к ним людей. По свидетельствам очевидцев, все они на своих собраниях используют религиозные практики, приводящие к расторможению психических процессов у присутствующих. Как заявляют их лидеры в кругу приближенных к ним адептов высокого уровня посвящения на своих собраниях, главная цель неопятидесятнических объединений - «царство Божье на земле», где должны править «люди Божьи», то есть руководители этих организаций. В подавляющем большинстве из них практикуется активное изымание материальных средств граждан в процессе проведения определенным образом подготовленных так называемых «служений» под предлогом оказания помощи деятельности таким специфическим религиозным новообразованиям, в том числе входящим в их структуру реабилитационным общинам для нарко- и алкогользависимых лиц» [11].

Итоговая резолюция от участников круглого стола, содержащая вышеприведенный фрагмент текста, была направлена для рассмотрения и вынесения соответствующих решений в руководство Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Государственный антинаркотический комитет (ГАК) и центральный аппарат Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). Однако, информирования государственных структур о текущей ситуации в данной проблемной области современной российской действительности, явно недостаточно. Было принято решение регулярно доводить до сведения специалистов наркологической службы постоянно поступающую информацию о новых тенденциях в данной области во избежание направления ими химически зависимых лиц в подобные противоестественные с точки зрения здравомыслящего человека «центры духовного восстановления» под видом обучения их навыкам трезвого образа жизни. С этой целью и подготовлен данный материал.

Профессор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского Федор Викторович Кондратьев, ведущий российский научный эксперт в области оценки деятельности современных религиозных новообразований, в своей опубликованной совместно с представителем нижегородской философской школы, Евгением Новомировичем Волковым, статье «Психиатрические аспекты деятельности тоталитарных сект» пишет об этой чрезвычайно острой проблеме современности следующее: «Деструктивные культы - это такие группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, контролируют мысли, чувства и поведение своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы. Большинство из них используют религиозное прикрытие, но есть политические, коммерческие, псевдотерапевтические, восточные медитационные и даже группы по избавлению от алкоголя и наркотиков, в которых одна форма зависимости просто заменяется другой». Продолжая дальше свою мысль, соавторы пишут: «Только тогда, когда предлагаемые сектой «духовные услуги» соответствуют наиболее слабым, уязвимым местам социально-личностного склада неофита, вербовщик получает возможность дальнейшего продвижения. Опасность подстерегает лиц, имеющих факторы риска быть завербованными в секту, когда вербовщики попадают в душевную нишу именно с тем предложением, которое является желанным для данного человека. Иными словами, у этого человека должна быть предуготовленная мотивация принять новое мировоззрение» [5]. Именно такой мотивацией и является стремление алкоголика или наркомана прекратить свое стремительное падение «в пропасть», свое медленное самоубийство, обратившись к христианским ценностям. И в силу своей малой информированности они часто попадают в ловко расставленную ловушку, где под видом традиционного религиозного вероисповедания, славящего Иисуса Христа - Спасителя рода человеческого, активно работают те самые неопятидесятники-харизматы (синоним - неопротестанты), использующие в своей миссионерской практике в том числе элементы известного многим нейролингвистического программирования (НЛП или NLP), увеличивающего их шансы привести на свое собрание новичков (неофитов).

К сожалению, до сих пор не существует единого определения такого понятия, как «секта», точнее - существует великое множество вариаций на эту тему. Большой юридический словарь дает следующее определение: «Секта (религиозная) - отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т. п. Для С. характерна замкнутость, обособленность, претензии на исключительность своей роли и т. п. Термин не употребляется (кроме единичных случаев) в нормативных актах РФ. В принципе любая С. может в соответствии с ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года зарегистрироваться как религиозная организация или действовать как религиозная группа, если она не наносит вреда гражданам и обществу в целом. В 1990-е гг. в РФ была отмечена разрушительная роль некоторых религиозных С., именуемых криминологами как тоталитарные. Статья 239 Уголовного Кодекса РФ устанавливает ответственность за создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от гражданских обязанностей или иным противоправным деянием, а равно руководство таким объединением, участие в его деятельности и пропаганду вышеуказанных идей». В данном тексте будем руководствоваться именно этим определением, а также использовать в качестве синонима термин «современное культовое (или религиозное) новообразование», наиболее удачно отображающий сущность этих, по сути, раковых клеточных структур (новообразований) на теле традиционных христианских религий. Он был введен в сектоведение в середине 90-х годов прошлого века упоминаемым выше профессором Федором Викторовичем Кондратьевым.

Однако для простого человека, неспециалиста, подобные формулировки не совсем понятны. В этом смысле достаточно живое и яркое определение приведено в книге «История религии» [3]. Оно звучит следующим образом: «Как большие реки сопровождаются в своем течении омутами, заводями, плавнями и просто болотами, так и великие религии рождают вокруг себя свои искаженные отражения - секты. Секта - это осколок великой идеи, обмеление большой реки, искажение и узость, так сказать провинциализм в религии. Если мы встречаем религиозное учение, которое не принимает в себя всей истории человеческой мысли, не понимает этой истории, не объясняет ее, проходит мимо, не благословляя и не осуждая, а просто не замечая того или иного факта человеческой жизни, - мы имеем дело с сектой. Если какое-нибудь религиозное движение не животворит, не возрождает те страны, по которым оно протекает, если под его влиянием не расцветает человеческая мысль, не возрождаются искусства, науки, не обогащается и не повышается в своем темпе общенародная жизнь - мы имеем дело с сектой. Если, наконец, отдельные последователи данного учения не приобретают мудрости, чувства связанности со всем миром в его прошлом и настоящем, то это учение не всецелая животворящая истина, а секта». Очень мудрое и полноценное толкование, способное объемно отобразить в сознании читателя истинную сущность подобных осколков традиционных религий, или, проще говоря, сект.

Вследствие легкости регистрации под видом религиозных организаций, которая предусматривается законом «О свободе совести и религиозных организациях», за последние годы на территории Российской Федерации появилось огромное количество зарубежных и доморощенных сект тоталитарного типа. По информации благотворительного общественно-просветительского фонда «Комитет по спасению молодежи», главная задача которого - защита молодежи от психического террора под видом религиозных, медицинских и педагогических организаций, в различные культовые новообразования, которых в России по самым приблизительным подсчетам более 200, уже вовлечено от 3 до 5 миллионов человек, из них в возрасте до 18 лет - 500 тысяч, 18-25 лет - миллион. Разрушено до 250 тысяч семей, не меньшее число появилось несовершеннолетних детей, оставленных родителем или родителями, ушедшими в секту, что является отдельной трудноразрешимой социальной проблемой современного российского сообщества, требующей своего обязательного решения [2].

Если обратить внимание на духовные истоки одного из самых распространенных на сегодняшний день религиозных движений, подходящих под вышеуказанные определения - неопротестантизма харизматического толка, в средневековой Европе, то историк Альбрехт Ричль заметил сходство между современными экстатическими группами и средневековыми сектами «братьев и сестер свободного духа». Согласно информации, изложенной в летописях того времени, два суконщика из городка Цвикау, которые получили название «Цвикауских пророков» не согласились с основателем одного из направлений протестантизма - реформаторского движения в католическом христианстве, Лютером, и заявляли, что следования Святому Писанию недостаточно для ведения добропорядочной жизни и прежде всего необходимо внутреннее откровение, совершавшееся в душе Святым Духом. Но они не довольствовались только церковью и в общественной жизни они вместе с Томасом Мюнцером переработали свое учение, что привело к многочисленным социальным беспорядкам, к мародерствам, разрушениям традиционных для той территории религиозных догматов и морально-нравственных принципов [8].

Современные «Цвикауские пророки» появились и активно действуют теперь и в России. Лидеры подобных организаций пришли к выводу, что необходимо использовать яркие запоминающиеся действия для того, чтобы привлечь как можно больше людей: исцеления от тяжелых заболеваний, в разряд которых попадают в том числе и алкоголизм с наркоманией, так называемые «говорения на языках», некие мифические «пророчества», коллективные молитвы с переходом их участников в состояние крайнего психического возбуждения с последующей релаксацией. Эти люди говорят, что традиционные богослужения давно устарели и необходимо искать новые формы, нужно «зажечь сердца Святым Духом». Конечно никакого «зажигания Святым Духом» не происходит, но происходит обращение к подсознательным механизмам функционирования человеческой психики, ее эмоциональной составляющей. Людей призывают с энтузиазмом и фанатичным рвением участвовать в проводимых массовых совместных акциях, называемых «службами» или «служениями» [2, 4, 11]. Причем в большей степени это привлекает личности с неустойчивой психикой [5]. В данную категорию, естественно, попадают и лица с химической зависимостью от приема тех или иных психоактивных веществ и их родственники, далекие от понимания того, что такое традиционное религиозное вероисповедание, как оно может сохранить в первозданном виде приобретенный через него навык трезвения, и в чем его отличие от учения, проповедуемого представителями тоталитарных деструктивных культов.

Дело в том, что некоторые организации, выдающие себя за представителей классического протестантизма и занимающиеся реабилитацией и ресоциализацией химически зависимых лиц, по крайней мере, в их понимании значения этих слов, не имеют права считаться протестантами. Об этом свидетельствуют, в том числе, и представители близкой к этой разновидности христианского учения религии - лютеране. «Никакого отношения к протестантской реформации неохаризматическое движение не имеет», - такую позицию озвучил магистр богословия Олав Паньчу, настоятель прихода святого Иоанна Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии города Саратов, выступая на Международной научно-практической конференции «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма» в 2005 году [8]. Один из отечественных исследователей феномена неопятидесятничества, Роман Лункин, в своей аналитической работе «Протестантизм и глобализация на просторах Евразии» отмечает следующие особенности деятельности представителей данной деноминации: «Протестантские церкви являются новой заметной силой в разных странах мира. Процесс глобализации стал для протестантизма своеобразным рычагом, с помощью которого миссионеры в кратчайшие сроки завоевывали общество в той или иной стране… Протестанты проникли во все уголки земного шара в то время, когда государственные и экономические границы стали намного слабее, чем это было раньше… Противоречия двух подходов к глобализации - неопротестантского и традиционных церквей - вылились в открытый идейный конфликт... Крайние харизматические направления применяют самые экстравагантные методы евангелизации и рождают новые необычные формы богослужения, порой, доводят веру в различные дары Святого Духа до абсурда… Пятидесятничество стало своеобразным протестантским вирусом, затронув практически все христианство… Харизматические церкви и движения очень быстро стали транснациональными и обрели чрезвычайную мобильность… Акцент делается на постоянном привлечении в церковь новообращенных. В новых харизматических церквях, которые ориентированы только на молодежь, эта система доводится до крайности, когда каждого обязывают привести в общину неофита. Каждая деноминация создает свои алгоритмы построения церквей, и старается применить их в любом уголке земного шара. Харизматы-миссионеры в посткоммунистических странах уверены в том, что миллионы будут готовы пойти за ними, также как это происходит в Южной Корее, США или Мексике… В среде российских неопятидесятников-харизматов большое значение имеет процесс формирования новых патриотических ценностей. Он стал прямым следствием ломки государственных и культурных границ… Протестантская революция изменила мировоззрение жителей традиционных обществ, их культуру и образ жизни, а также заставила бороться за свои права в новом меняющемся мире… Переосмысление ведет к провозглашению новой эпохи - в харизматическом варианте это звучит так: наша страна будет пятидесятнической, все граждане должны быть христианами и избирать верующих политиков, будь это в Корее или на Украине» [10]. Под «верующими» в данном случае подразумеваются, естественно, исключительно члены неопротестантских харизматических религиозных объединений, не имеющие ничего общего с традиционными для нашей территории религиями и морально-нравственными ценностями исповедающих православную веру государств Восточной Европы, ставшими очередной мишенью для вторжения. Именно этот факт после известных политических и социальных потрясений в соседней с нами в Украине, обобщенных в понятие «оранжевая революция», вызывает в настоящее время обеспокоенность у общественных деятелей и здравомыслящих представителей органов государственной власти Российской Федерации. Прием россиян в эти организации сегодня проводится в огромном масштабе во многом под прикрытием заботы их лидеров о распространении по всей России алкоголизма и наркомании, на что всем специалистам, работающим в данной области следует обратить особое внимание. Ведь в первую очередь представители неопротестантов-харизматов, скрывающихся сегодня все чаще под личиной общественных нерелигиозных объединений, идут в наркологические стационары и к представителям власти, называя себя при этом руководителями успешно функционирующих центров реабилитации потребителей наркотиков, чтобы заручиться их поддержкой во всех своих деяниях, обеспечив в дальнейшем беспрепятственный набор в свои ряды новых членов.

При этом следует отметить, что современными религиозными новообразованиями (сектами) все общество условно разделено на сферы влияния. Так, скажем, «Свидетели Иеговы» по большей части интересуются одинокими престарелыми людьми, поскольку там можно «поживиться» квартирой. Муниты, мормоны чаще всего интересуются студентами. Сайентологам особенно интересны бизнесмены и предприниматели. С этой целью они проводят различные бизнес-тренинги, на которых происходит навязывание идей их лидера - Лафайета Рона Хаббарда. Хотя не гнушаются они и студентами. Так, до последнего времени, головной офис сайентологической организации города Москвы располагался в непосредственной близости от Московского государственного технического университета имени Баумана. Это позволяло представителям данного опасного для общества тоталитарного деструктивного культа вербовать в свои ряды молодое поколение россиян из среды технической интеллигенции, включая профессорско-преподавательский состав данного высшего учебного заведения. Несмотря на то, что одно из подразделений сайентологов, «Нарконон», было создано специально для обработки сознания лиц, потребляющих наркотики с последующим их вовлечением в секту, наркоманы и алкоголики - это по большей части удел неопятидесятников харизматического толка. Факт уже хорошо известный специалистам, работающим в области сектоведения. Об этом в одном из своих интервью сообщал и руководитель одного из самых авторитетных специализированных негосударственных учреждений, занимающихся изучением сект и разработке механизмов противодействия их распространению на территории Российской Федерации - Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе святого благоверного князя Александра Невского города Новосибирска, Олег Владимирович Заев. Пожалуй, здесь будет целесообразно привести фрагмент его мыслей на этот счет, опубликованный в новосибирской газете «Честное слово»: «Таким образом они собирают большое количество преданных людей, которых «облагодетельствовали». Нужно пояснить, что излечения от наркомании у неопятидесятников не происходит. Происходит лишь изменение зависимости, которая заменяется психонаркотиком. В результате исследования, проведенного в швейцарском г. Упсала, 25 процентов людей, вышедших из неопятидесятнических сект, предпринимали попытки суицида, не говоря о других 93 процентах, приобретших устойчивое расстройство психики. И чем это лучше? Однако пока до крайностей не дошло, наркоман становится активным членом неопятидесятнического движения, чем улучшает показатели так называемого исцеления и повышает статистику, свидетельствующую о росте организации в целом» [7].

В тоже время об этом знает за редким исключением лишь узкий круг специалистов, по роду своей деятельности на протяжении многих лет занимающихся этой проблемой на профессиональном уровне. Родственники же химически зависимых лиц, измученные тяжелыми для семьи последствиями злоупотребления их близкими психоактивных веществ, с радостью готовы хотя бы временно скинуть с себя ставший непосильным груз личных переживаний, связанных с происходящим. Ради этого они готовы в большинстве случаев пожертвовать многим. И вдруг именно в этот момент появляется кто-то, желающий безвозмездно помочь их горю, о чем постоянно твердит при встрече. Даже возможно, что этот на первый взгляд удивительно добрый и отзывчивый человек и сам когда-то употреблял наркотики или страдал от пристрастия к потреблению алкогольных напитков. А теперь, благодаря прохождению курса реабилитации, к примеру, в общине у неопятидесятников (неопротестантов) харизматической направленности, не пьет, не курит и по его словам ведет здоровый образ жизни. Этот факт не может не восхищать свидетелей такого преображения, однако прежде чем возрадоваться за успехи подобного исцеления необходимо более тщательно рассмотреть какой ценой даются такие «победы», какова истинная цель неожиданно возникшего рядом помощника и что может произойти дальше в жизни человека, последующего за ним.

Когда лидеры подобных современных религиозных новообразований христианского толка говорят общественности, что их члены могут уйти в любой момент и что двери общин открыты, они пытаются создать впечатление, что у их «подопечных» есть свобода выбора и это их добровольное решение - оставаться внутри группы. На самом же деле в их сознании отсутствует возможность альтернативы, так как им был внушен страх в отношении внешнего мира. Он уничтожает саму психологическую возможность выхода из сформированной культовой среды, даже если человек несчастлив в ней или просто хочет заняться чем-то другим. Руководители и члены подобных общин уверены, что для них не существует иных путей успешно развиваться духовно, интеллектуально или эмоционально. Посредством одновременного применения нескольких методик контроля над сознанием люди превращаются в рабов. Хотя члены сект часто говорят: «Покажи мне путь лучше моего, и я по нему пойду», - в действительности у них нет ни времени, ни способности логически рассуждать, чтобы доказать это утверждение самим себе. Они заперты в своеобразной психологической тюрьме [9]. И выбраться из нее собственными силами, без вмешательства извне, чрезвычайно трудно, практически невозможно.

Чтобы радикально изменить сознание индивидуума и создать ему новую личность, нужно установить тотальный психологический контроль над ним. Для этого необходимо строго контролировать его поведение, эмоции, мысли и поступающую к нему информацию. Каждая из этих форм контроля оказывает огромное влияние на человеческое сознание. Вместе они образуют тоталитарную паутину, при помощи которой можно манипулировать даже очень сильной личностью. В американской психологической науке существует несколько основных моделей деструктивного воздействия тоталитарных культовых групп. Классической считается модель Р.Дж.Лифтона [1, 6]. Автор выделяет восемь элементов, приводящих, при одновременном и систематическом их использовании применительно к личности, к стойкому резко выраженному измененному состоянию сознания с последующим искажением ценностных установок человека, попавшего под влияние таких групппировок:
Контроль окружающей обстановки (среды) - жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется.
Мистическое манипулирование - использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняется «нисхождением святого духа».
Требование чистоты - резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Тоталитарная секта - «хорошая» и «чистая», все остальное - «плохое и грязное».
Культ исповеди - требование непрерывной исповеди и интимных признаний пред всей группой или ее руководящим звеном для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины.
«Святая наука» - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной.
Нагруженный культовым смыслом язык - создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления.
Доктрина выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт.
Разделение существования - только члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные - нет, то есть «цель оправдывает любые средства».

Не обязательно все из вышеназванных установок идеологии подобных нетрадиционных для нашей территории современных религиозных новообразований, какими являются объединения неопротестантов харизматического толка, должны быть зримо представлены их рядовым членам - с некоторыми из них могут быть ознакомлены лишь лица, приближенные к управляющему звену.

Продолжение следует

Список литературы:
Lifton R.J. (1989). Thought reform and the psychology of totalism: A study of brainwashing in communist China (rev. ed.) // Chapel Hill: The University of North Carolina Press. (Original work published at 1961)
Волков Е.Н. «Феномен деструктивных культов и контроля сознания» // Сайт «Пси-фактор»; электронный адрес размещения: http://psyfactor.org/sekta2.htm .
Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П. «История религии» // М., «Русский путь», 2005 г. - с.191
Каклюгин Н.В. «Послесловие к круглому столу «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви»» // Журнал РАМН «Наркология», №4, 2008 г., с. 74-83 или информационно-публицистический ресурс «Нет - наркотикам»; электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/christianity_6583.html .
Кондратьев Ф.В, Волков Е.Н. «Психиатрические аспекты деятельности тоталитарных сект» // Информационный портал фонда «Русская Цивилизация»; электронный адрес размещения: http://www.rustrana.ru/article.php?nid=10237 .
Лири Т., Стюарт М. и др. «Технологии изменения сознания в деструктивных культах» // М., «Экслибрис», 2004 - 224 с. // Электронный адрес: http://lib.ru/NLP/liri.txt .
Оконишников А.А. «Черные краски сектантской маски» // Региональная газета «Честное слово», №22 (540), 2007 г. или сайт Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе святого благоверного князя Александра Невского; электронный адрес размещения: http://nevskiy.orthodoxy.ru/news/2007_05_31.html .
Паньчу О. «Неопятидесятнические секты: угроза религиозного экстремизма» // Доклад на Международной научно-практической конференции «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма», г. Саратов, 10-11 мая 2005 года; электронный адрес размещения: http://www.anticekta.ru/Konf/Saratov_11.05.05/Doklad/Panchu.html .
Хассен С. «Противостояние сектам и контролю над сознанием» // М., «Аст», 2006 - 315 с.
«Религия и глобализация на просторах Евразии» Под ред. А. Малашенко и С. Филатова // Московский Центр Карнеги. - М.: Неостром, 2005. - 343 с.; электронный адрес размещения: http://www.archipelag.ru/geoculture/religions/Eurasia/protestantism/ .
Итоговая резолюция круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви» Директору Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, генералу полиции В.В. Черкесову, Национальный научный центр наркологии, Москва, 15.12.2007 г. // Православное информационное агенство «Русская Линия»; электронный адрес размещения: http://www.rusk.ru/st.php?idar=112497 .

Ресоциализация или индоктринация? Часть II
Ресоциализация или индоктринация? Часть III
Ресоциализация или индоктринация? Часть IV

Тема

Николай Каклюгин

Previous post Next post
Up