Похоже, что заметки Беляева можно рассматривать как источник по истории театральной и музыкальной жизни Смоленска. И что характерно, он писал не только критические очерки о прошедших концертах, но и анонсы предстоящих концертов по сути уже зная, что может показать тот или иной исполнитель. Иногда это оказывается единственным свидетельством быстро промелькнувшего времени. Читаю сейчас биографию Сергея Рахманинова:
"Став в 1910 году совладельцем Ивановки Сергей Васильевич увлекается "сельскохозяйственной деятельностью". Любимым отдыхом для него становится езда на автомобиле, приобретенном в 1912 году."
И что характерно никаких крупных гастролей с 1910 по 1914 годы (до начала 1 мировой войны) не упоминается. С началом войны упоминаются благотворительные концерты.
О гастрольном туре становится известно при анализе рецензии Александра Беляева на концерт Рахманинова в Смоленске.
Александр Беляев "Концерт Рахманинова".
*** 6 октября, в зале Дворянского собрания, состоялся концерт Рахманинова. Пианист исполнял исключительно собственные произведения. Сыгранная им соната носит несколько импрессионистический характер. Oт классической формы композитор взял общий план, и в эту форму вложил не органически развивающуюся тему, а целый ряд музыкальных настроений, причем переходы от одной музыкальной мысли к другой не всегда логически обоснованы, и связаны лишь умно задуманными каденциями. В этой музыкальной мозаичности, много красочного, яркого и, пожалуй, даже слишком много звуковой красивости. Его содержательные и певучие прелюдии общеизвестны. Исполнение композитором собственных произведений стоит, в сущности говоря, вне критики, - даже если он несколько отступает (напр. в темпе) от печатного текста. Произведения Рахманинова он исполнял так, как может исполнять только сам автор и больше никто. С этой стороны мы уже отмечали исключительный интерес концерта.
*** Но если оценивать его как пианиста безотносительно, то отдавая полную дань его художественному исполнению, придется отметить, что в ньюансирвке он не всегда удерживается на золотой середине. Желая выявить музыкальную мысль до последних пределов, он подчас ставит точки на "i", отчего игра временами теряет строгий характер.
«Смоленский вестник», Смоленск, 1913, № 225, 10.10, с.2
Вот скажите мне каким видом сельскохозяйственной деятельности может заниматься музыкант, если у тебя на осень- зиму 1913 -14 года гастрольный тур в 30 концертов за чуть больше, чем три месяца? Приблизительно 8-10 концертов в месяц: день на переезд, день на отдых и репетицию, день концерта. Как при таком графике хватало сил еще и на сочинение произведений?
Как бы сказали сейчас "гастрольный чес", С учетом одного НО.. Это было Настоящее Искусство.))
Гастрольный тур Сергея Рахманинова на осень-нач зимы 1913 года
Курск, Орел, Смоленск (6 октября), Либава, Рига, Минск, Вильно, Лодзь, Варшава, Киев, Одесса, Кишинёв, Кременчуг, Полтава, Харьков, Екатеринослав, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Екатеринодар, Баку, Тифлис, Варшава, Петербург, Москва (5 концертов)..
Если кто-то может нарисовать этот маршрут на карте, буду очень рада. У меня не получилось.
Из современных классических музыкантом могу представить в такой ситуации только Башмета, когда один на один с залом, и победа в твоих руках.
За карту гастрольного тура Сергея Рахманинова отдельное спасибо Михаилу Катюричеву.