Черное и красное

Oct 14, 2009 12:47



1)      Историческое

В 1955 г. различные группы и товарищи, в основном пережившие неприятный опыт и ушедшие из Анархистской федерации, которая в декабре 1953 г. была преобразована в Коммунистическую либертарную федерацию (КЛФ) и и превратилась в некю разновидность партии - скорее троцкистской, чем либертарной, и совершила политическое самоубийство после того, как стали известны результаты выборов, в которых она принимала участие решили объединиться. В ноябре 1955 г. они создают Анархистские группы революционного действия (NR # 46? P. 21).  В марте 1956-го АГРН выпустили журнал «Нуар э руж»».

Главным делом этой группы было издание журнала, кроме того, она была вовлечена в борьбу против войны в Алжире. Попытка создать специфическую анархо-коммунистическую организацию провалилась и в 1961 г. некоторые товарищи вошли в тогдашнюю Анархическую федерацию, чтобы создать там Союз коммунистических групп, сначала в виде фракции внутри АФ (они покинули ее несколько лет спустя), тогда как другие создали группу «Черное и красное», чтобы продолжить выпускать журнал.

В 1967 г. на съезде АФ в Пентекоте (Pentecôte) произошел раскол, и многие исключенные участники присоединились к ЧиК, которая была преобразована в Группу-не-группу. Расширение группы должно было произойти как через принятие новых товарищей, так и через изменение политического видения (в частности, отношения провинциальных групп и парижских студентов); ГНГ стремиться прояснить классическое определение группы, показать, что возможна новая форма организации, при которой дискуссия и ротация заданий могут и должны рассматриваться и осуществляться коллективно. Эти идеи найдут практическое применение в Движении 22 марта, в это же время, в мае 68-го, ГНГ «разорвется» на различные формы деятельности и объединиться только к концу 68-го, «осуществив контрудар» по движениям. Журнал выходит еще в течение двух лет, а группа ЧиК ищет новую структуру: комиссии труда, федерации групп, сближение с ИРК (Информация, рабочая корреспонденция), вплоть до самороспуска летом 1970-го.



2)      Группа «Черное и красное»

Первоначально это была группа друзей с опытом совместной работы, сосредоточенная в Париже. Группа мало писала о своей деятельности в журнале: кратко в №№ 1,19 и 28 и в последнем номере в июне 1970-го. Означает ли это, что невозможно найти информацию о внутренней жизни группы?

На посторонний взгляд, она попадается довольно часто по сравнению с другими фракциями анархистского движения (АФ, УГАС и т.д.). Участие товарищей из ЧК в международных кемпингах имело большое значения для распространения их идей после того как начался прилив молодежи в группу и эти идеи получили распространение в студенческой среде, чему также способствовал теоретический и открытый характер журнала. После 1968-го они, однако, испытывают последствия «очевидного раскола между рабочими и студентами, который также соответствует разделению между старыми участниками и молодыми (№ 46 с. 5).

Призывая к собранию, которое должно было положить конец журналу (и группе) товарищи писали (№46 с. 4):

«Мы не слишком-то хорошо понимаем, почему мы вместе и куда мы идем. Этические предпосылки у одних, экономические у других смешиваются, что ведет к неясности. Пример такой неясности - после всех последних собраний один товарищ думает, что надо прежде всего изучать классы, иначе мы погрязнем в прошлом и не сможем определить для себя путь действия и мысли, понять перспективы. Итак, мы никогда не могли глубоко изучить некоторые проблемы, потому что собрания нашей группы каждый раз касаются мелких акций на злобу дня, их планирования и обсуждения, всякого рода проблем солидарности и т.д. Это, конечно же вопрос времени, но остается вопрос: являемся ли мы прежде всего группой действия или же группой размышления, учебы или всего сразу? Не обречена ли группа быть лишь перекрестком, где сопоставлялись бы различные действия и разная информация, где товариши, приезжающие в Париж или живущие в провинции могли бы быстро установить контакт, как если бы ЧК была своего рода постоянным держурным пунктом?»

Эти трудности особенно проявились после майских событий, когда группа столкнулась с постоянной повседневной практической деятельностью и должна была временно забросить теорию. В то же время ЧК пользовалась уважением (банда Кон-Бендита!), после того как пережила Май и стал своего рода мифом, что и послужило причиной разрыва между большим престижем группы и ее реальным положением. Множество новичков стремилось примкнуть к организации, которой не существовало и группа искала новые структуры, более децентрализованные, более разнообразные, а также стремятся установить более тесный контакт с ИРК. Эти новые структуры не могли быть запущены из-за нехватки ротации задач (изготовление журнала, картотека, переписка и т.д.), некоторой устойчивости ядра, трудности отношений между Парижем и провинцией. Проект реорганизации ЧК споткнется о дилемму: теоретическое размышление «для продажи читателям-потребителям» или действие без падения в классический милитантизм. Последний публичный акт группы - 46 и последний номер журнала в котором «делается публичное заявление о нашей ситуации и демистифицируется (в первый и последний раз) наша группа и наш журнал (№ 46, с. 5).

Мы уже подчеркивали значение этого номера в котором была размещена информация и исторические элементы, включая честное размышление и большое число самокритики.

3)      Журнал «Нуар э Руж»

Ясно, что невозможно разделить группу и журнал, но мы попытались отдельно рассмотреть жизнь группы и содержание журнла, исключительно чтобы облегчить чтение. «Нуар э руж» - средство политического выражения, проявляющегося в плане поисков, изучения и документации анархизма» (NR # 28) и добавим - его критики.

«Нуар э руж» не представил платформу или манифест потому, что «мы не верим в библии, данные в откровении и неизменные. Мы считаем, что более реалистично, более конструктивно, а также более анархично просто работать над анархистским бюллетенем» (NR # 1). Несмотря на это самоопределение, журнал решительно отнес себя к анархо-комунистическому течению (до 1967-го он также именовался «Тетради анархо-коммунистических исследований»).

«Нуар э руж» прежде всего стремился прояснить некоторые проблемы, например: расизм, классовая борьба, антиклерикальная борьба, франкмасонство, индивидуализм, контроль над рождаемостью, коллективизация в Израиле, в Испании, в Югославии. Вплоть до 1967 г. и прежде всего через исторические исследования «Н. э Р.» приступает к критике марксизма, затем наплыв студентов сделал более важным марксистский анализ в экономической области (материализм, критика СССР, ситуация во Франции и т.д.). Влияние Ситуационистского интернационала («Нищета студенческой жизни» в 1966, книги Дебора и Ванейгейма в 1967-м) вело к появлению новых концепций, критике классического милитантизма, а также к появлению новых методов действия, нового, более адекватного языка. Однако после Мая попытка показать исчезновение противоречий между анархизмом и марксизмом провалилась - то, что существовало в реальности, не нашло (или еще не нашло) теоретического выражения и оправдания. Тогда появился интерес к коммунистам рабочих советов (les conseillistes), Паннекуку и т.д.

Хотя некоторые думают, что «анархизм в наше время является тормозом для развития нашей деятельности» (NR #46, p. 6), анархизм является постоянной величиной в поисках «Нуар э руж» и критика анархизма должна лишь способствовать его переоценке: «Анархизм определяется как гуманистическая, а также индивидуалистическая, философская и этическая концепция, а также как концепция организационная, социальная, коллективистская и пролетарская» (NR # 28, 1964).

Anarchisme et non-violence n°24 (janvier/mars 1971)

См также:

Анархистское движение во Франции после Второй мировой войны и идеология либертарного марксизма

пер. с фр., история анархизма

Previous post Next post
Up