Mar 09, 2022 18:44
Нынешний кризис может привести к утрате Россией сколько-нибудь качественного высшего юридического образования. Где тонко, там и рвется.
Преподаватели и раньше были бедны, а теперь их доход может быть квалифицирован как нищенский.
Административные должности в том, что касается права, часто занимают отставные чины МВД и военные. Один такой бывший милиционер, урезая зарплату преподавателям, прославился своим заявлением. Он сказал, что пришлет курсантов и они за месяц сделают больше, чем делает за многие годы профессура там. Эти назначенцы мучительно не понимают, чем их поставили руководить. В присутствии преподавателей они травят в университете идиотские армейские байки. Поверьте, это не преувеличение. За это они получают очередные (воинские) звания "заслуженных юристов".
Теперь уже и лекции читать страшновато, поскольку нет понимания, что собой представляет допустимый официальный нарратив. Даже языком фактов может быть опасно говорить. Факты - самая опасная и упрямая вещь.
Для русской интеллигенции - отчасти все ещё образованной и умной - сейчас во весь рост встанет перспектива отъезда из страны. Граница пока открыта. Образованные люди нужны в Европе. Отъезд начинает выглядеть достойным выходом из систематической бедности, в которую, давайте говорить прямо, давно погружён наш преподавательский корпус. Да, там придется жить и работать на вторых ролях, но хотя бы не будет бедности и страха за детей.
Повторюсь, теперь - после обрушения рубля - это не бедность, а нищета. Нищенство ждёт всех, даже преподавателей ведущих университетов и институтов.
Власть не любит профессуру. Преподаватели ропщут, они, в глазах власти, ненадежны. Они задают слишком сложные и вечно несвоевременные вопросы. У власти нет общего языка для разговора, нет протокола для взаимодействия.
Что может сделать власть? Построить «стену», как в Берлине, когда из ГДР побежал ученый люд? Не выход. Уже проходили.
Но те, кто уже «там», смотрят сюда с сочувствием и говорят, что до возможности побега остались считанные недели. Есть ли основания им не верить? Мало. Очень мало.
Уедут многие. Уйдут из высшей школы толковые молодые. Будут подорваны и без того обессиленные научные школы.
Отрицательный отбор побеждает. Прямо сейчас гибнет последняя надежда на лучшее будущее профессиональной среды.
Больше нет шансов на привлечение в науку лучших выпускников, самых умных, самых мотивированных. Что говорят родители своим детям? Они говорят: «ни за что не связывайся с академической карьерой». Это суждение, которое опирается на осмысление опыта в несколько десятилетий. Это говорят даже в традиционных профессорских семьях.
Есть ли выход? Мог бы быть. Нужно срочно дать нашей высшей школе денег. Довольно много денег. Нужно попробовать спасти хотя бы ключевые университеты. Нужно немедленно принять зримые меры по преодолению преподавательской нищеты. Нужно защитить академическую свободу. Нужно убрать из университетов идиотов в погонах. Без этого не бывает образования.
Будут ли такие меры приняты? Нет. Не будут. Деньги нужны на совсем другие цели и совсем другим людям. Академической свободы тоже, понятно, не будет. Не время для вольностей.
Только я хочу сказать людям во власти: ваши дети теперь не смогут учиться за рубежом. Ну, многие не смогут. Они придут в некогда славные русские университеты, а там их будут ждать выжившие из ума старухи и веселые и пьяные коррумпированные троечники, которые будут потешно строить из себя профессуру. Над дипломами, которые там выдадут вашим чадам, будете смеяться вы сами.