Давно крутились в голове планы посетить крайний юго-западный уголок Беларуси и, в том числе, территорию ландшафтного заказника Прибужское Полесье. В интернете удалось отыскать некоторое количество информации по данному участку земной поверхности. Маршрут прикинули весьма приблизительно - времени хватает. Рассчитывали на 3-5 дней с заездом в Жабинку и небольшой экскурсией по Бресту. Забегая вперед, отмечу, что план выполнен примерно на 60-70% - есть задел для второй покатушки в указанные края.
Итак.
Планируемый маршрут:
Минск - Жабинка (+окрестности) - Брест - Томашовка (ст. Владава) - Домачево -Брестские озера - Медна(+Меднянские озера) - рыбхоз Страдочский - Гвозница - Нов. Роматово - Мокраны - Малорита -... и домой
Действующие лица:
Андрон, Вика, велосипед Trek 4400, велосипед GP Avalance 3.0.
После некоторых раздумий было решено не заморачиваться ездой в пассажирских поездах (изза сложности размещения велосипеда в оных) и ехать проверенным способом - электричками.
Воскресенье, 11:57. Из Минска тронулся электропоезд в направлении Бреста. И мы в нем, соответственно. У Вики нашелся кусок ткани, похожий на велочехол. Сняв с одного велика переднее колесо и запаковав оставшееся в чехол, мы, таким образом, сэкономили 20 тыщ белорусских денег. За второй велос уплатили в полном объеме. Тем не менее, ревизоры нашли повод погундосить на предмет того, что байк упакован не надлежащим образом. Все мы знаем при этом, что белорусский моторвагонный подвижной состав сконструирован крайне враждебно к велосипедам и не предназначен для их адекватной перевозки. Это грустно.
Начало седьмого вечера. Выпив некоторое количество пива и проглотив большое количествосушено-соленых морепродуктов, высаживаемся в Жабинке. Едем в гости к Вове Серафимову. Весь вечер с переменным успехом идет дождь и гремит гром. Ближе к ночи пошли на Муховец купаться голышом (где-то есть соответствующие фотокарточки).
Утро понедельника. В велике Вики, пока он спокойно стоял на болконе, спустило заднее колесо (нипанятна...). Толком не выспавшись, подкрепившись чайком, грузимся в дизель Лунинец - Брест. Через час мы уже в пункте назначения. Попытка купить билеты до Владавы не увенчалась успехом. При планировании переездов я не обратил внимания на график движения дизелей и на месте оказалось, что нужный нам поезд в понедельник не ходит, а следующий - только поздно вечером. Быстро посовещавшись, решили пройти маршрут с другого конца - т.е. от Малориты. Покупаем билеты. До поезда 3 часа - не торопясь едем в Брестскую крепость. Я там уже второй раз, Вика - первый. Под впечатлением все равно - оба. Масштабы мемориала внушающие.
По наводке Серафимова заехали в женский монастырь на Волынском укреплении, посмотрели с улицы на музей «Берестье» и поехали обратно на вокзал. При этом, кстати, промокли под дождем.
В 14:13 в отчаливаем на дизеле в сторону Украины. Через 1,5 часа вышли в Малорите и сразу надавили на педали. Дорога Малорита - д. Ляховцы показалась нам просто райской - влажный от только что прошедшего дождя новенький асфальт, остутствие перепадов высот, отсутствие машин - на груженых велах совершенно не напрягаясь держали крейсерскую скорость 26-27 км/ч. Однако, через 3 км асфальт закончился и началась жуткая гравейка, сильно размешанная крупной дорогоукладывательной техникой. Скорость упала до 13 км/ч и поддерживалась с большими усилиями. Впредь, за некоторым исключением, маршрут пролегал преимущественно по гравейкам. Асфальт появлялся только в деревнях и на оживленных автотрассах.
На подъезде к Ляховцам нас втретил знак, предурпреждающий о въезде в приграничную зону.
Мы к этому были готовы ибо предварительно уплатили соответствующую пошлину в банке и взяли квитанции с собой.
Подъезжаем к Мокранам. Зачем, собственно, они нам нужны? Так вот, судя по очень скудным данным, рядом с этой деревней, почти на самой гос границе, расположен интересный природный объект - самая большая в Беларуси континентальная песчаная дюна, памятник природы республиканского значения. Фотографий, однако, нигде не нашли. Решили ехать на свой страх и риск.
Встретившие нас перед деревней милиционеры о таком чуде (о дюне) не слышали и посоветовали спросить в сельсовете. Что мы и сделали. Женщина, скучавшая там, достаточно охотно и подробно описала маршрут. В результате "дюну" мы таки нашли...
Не берусь утверждать, что ЭТО и является тем самым памятником природы. Но даже если так и было, то сейчас ее пора вычеркивать из списка. Судя по всему, песок разобрали на строительные нужды. Понятно, что не весь, но на дюну оно теперь мало похоже. Да и вообще, место малоприятное. Да еще какойто пепелац, торчащий из песка... Кроме того, начало припекать солнце.
Набравши на цепи песка, с характерным поскрипыванием двинулись на северо-запад по трассе М12, по пути оценив мобильную доильную установку.
«Благодаря» сильному встречному ветру, ехать среди было тяжко. Полегчало только когда въехали в лесную зону. Примерно через 24 км от Мокран свернули с трассы на гравейку и вскоре попали в деревню Дубично. Там набрали воды в колодце и начали думать о ночлеге. Стоянку устроили в приятном сосновом лесу в 50 метрах от дороги.
«Утро» вторника (почти полдень). Вкусно покушав отправились на поиски Пожежинского Царь-дуба - самого старого дерева в Беларуси. Проехав пару километров от нашей ночной стоянки увидели соответствующий указатель и, следуя ему, свернули на леснуюдорогу. До пункта назначения оставалось 4 км.
Дорога оказалась почти не проезжаемой и большую часть пути пришлось идти, держась за велосипеды. Указатели на дуб больше не появлялись. Это несколько напрягало, учитывая многочисленные разветвления дороги. Несмотря на перечисленные трудности и сильную жару, Царь-дуб был найден с первой попытки. И увиденное превзошло все ожидания - невероятно огромное дерево.
Даже Царь-дуб из Беловежской пущи кажется, поменьше будет (хотя, мошт мне так только показалось...). Пожежинский экземпляр имеет 2,14 м в диаметре ствола, 46 м высоту и около 800 лет жизни.
Хотелось поторчать в окрестностях дуба как можно дольше, но комары заставили нас поспешить...
На гравейку вернулись без приключений.
Следующим пунктом (не обязательным, но желательным) было обнаружение островных ельников, которые особенно интересны именно на территории Пожежинского лесничества и тоже являются памятником природы. Имея информацию об их нахождении, мы, однако, сделать почти ничего не могли. Ибо отсутствовали у нас карты лесничества с отображением участков.
В безрезультатном деле поисков наступил, казалось бы, перелом - встреченные лесники посоветовали заехать в лесничество и попросить посмотреть карты там. Но из этого ничего не вышло, ибо здание оказалось закрыто. Местный пожарник спутанно пытался рассказать нам, как найти ближайшие из еловых островов, даже рисовал мало понятные схемы палкой на песке... В общем, этот пункт решено было отложить на следующий раз. Еловые участки среди соснового леса то мы встречали, но деревьев с полуметровым диаметром ствола, о которых говорится в литературе, в них не было. Немного поплутав по лесу, двинулись дальше - к деревне Гвозница.
Перед въездом в населенный пункт нам открылись весьма живописные просторы.
Сама Гвозница - достаточно большая и продвинутая деревня. В магазине затарились сладостями и молочными продуктами. Перекусили и двинулись дальше.
Въехали в Биосферный резерват.
Ближе к вечеру въехали в деревню Медно. Примечательна она тем, что в ней находится музей этнологии полесья, в который, однако, мы не попали. Рядом с поселением находятся 2 озера - Меднянское и Страдочское. Быстро отыскав первое, обнаружили на берегу летнее кафе. Покушали драников с пивом и двинулись на второе озеро, с целью искупаться и переночевать на его берегу. По пути перешли первый на маршруте брод через речушку с очень холодной водой и, вот оно - Страдочское озеро - небольшое, но очень красивое, похожее на Свитязь.
Повсюду большие песчаные дюны, поросшие соснами, нередко странной формы, чистая озерная вода, рядом - ручеек, множество удобных туристических стоянок и мало людей (в выходные там наверное очень многолюдно). Расставили палатку, наплавались и плотненько покушали. Ночью ярко светила полная луна и летали летучие мыши.
Утро среды.
Начали соотносить реальное с желаемым и решили, что планам следует подвинуться. На самый юг не поедем, а только покатаемся по окрестностям деревни, выедем на трассу Р94 и по ней до Бреста 20-25 км.
Собравши пожитки двинулись в путь к рыбхозу. Чуть не увязли в песках, немного поплутали по расходящимся и сходящимся лесным дорожкам и таки выехали к цели. Есть информация, что это старейший (или один из самых) рыбхоз в Беларуси. По нему это видно сразу. Все открыто, какая-то допотопная гидротехника присутствует, людей нет, пруды сильно заросли, а некоторые и вовсе пересохли.
Очень жарко и сухо. Примечателен этот объект тем, что он является местом обитания значительно количество птиц, в том числе - редких (всевозможные цапли, орлан белохвост и тд...). Их там действительно с избытком. Проехав 3-4 км по дамбе, повернули обратно и вернулись в деревню, которую быстро минули и оказались на развилке: влево - гравейка и 5-7 км до Брестских озер с многочисленными базами отдыха, вправо - асфальт и 6 км до д. Знаменка и трассы. Так как от гравейки уже тошнило - выбрали более гуманное направление. Через некоторое время мы уже торопимся по трассе в Брест. По пути удостоверились, что битва за урожай в самом разгаре.
Траффик приличный - машины проносятся мимо на высокой скорости и это напрягает.
По пути совершили вылазку в пограничную зону, куда простому смертному путь закрыт.
Следует отметить, что катаясь 3 дня по охраняемой пограничниками территоррии, никто к нам с вопросами не обратился. При этом, машины с погранцами то и дело проезжали мимо.
В Брест приехали с запасом по времени. Купили большой кусок арбуза, заехали посмотреть на пропускной пункт Варшавский мост и поехали на пляж.
После отдыха и поедания арбуза погрузились в электричку и в полночь вылезли в Минске.
Таким образом, на компьютере - около 170 км. Круг с заездом в Мокраны оказался неоправданным. Лучше бы доехали до Томашовки - как раз эти же 50 км. Хотя, осталось на следующий раз.
Прибужское Полесье оказалось очень интересным и перспективным местом с точки зрения эко-туризма.