Страх людей перед маленькими ползучими существами настолько велик, что однажды ему даже посвятили целый фестиваль.
В институте Иллинойса с 1984 г. проводится традиционное мероприятие: «Фестиваль фильмов о страхе насекомых». На нём демонстрируют полнометражные тематические фильмы и короткометражки о насекомых, а точнее, о том, чего люди в них боятся.
Основатель кинофестиваля, профессор энтомологии Мэй Беренбаум, предложила эту идею ещё будучи аспиранткой Корнелльского университета, но воплотить задумку удалось только в 1980 году на факультете Иллинойского университета.
Мэй Роберта Беренбаум
Справка:
Мэй Роберта Беренбаум (May Roberta Berenbaum) - американская энтомолог, профессор, член НАН США. Родилась 22 июля 1953 года в Третоне, получила степень бакалавра биологии в Йельском университете, степень доктора философии по экологии и эволюционной биологии в Корнеллском университете. Работает на кафедре энтомологии Иллинойсского университета в Урбане-Шампейн. В 2011 году стала лауреатом премии Тайлера за природоохранную деятельность, в 2014 году получила из рук президента США Барака Обамы Национальную научную медаль.
Церемония вручения Национальной научной медали
Главный редактор журнала Annual Review of Entomology, почётный член Британского экологического общества и много-много чего ещё. Именно она стала прототипом энтомолога Бамби Беренбаум в сериале «Секретные материалы».
Бобби Филлипс в роли Бамби Беренбаум
А ещё она автор множества научных трудов и книг о насекомых. При этом Мэй состоит в Американской академии искусств и наук, цель которого: «культивировать всякое искусство и науку, которые могут служить высшим интересам, чести, достоинству и счастью свободных, независимых и добродетельных людей». А чем кино - не искусство?
Почему же именно хоррор? Но разве сами люди, пугающиеся насекомых, не превращают их на экранах в ужасных монстров?
На фестивале Insect Fear Film Festival поднимаются различные темы, связанные с насекомыми и страхом, который люди испытывают перед ними. И речь не только о непосредственных инсекто-фобиях. Например, это может быть страх фермеров перед инвазивными видами, уничтожающими посевы и приносящими серьезный экономический ущерб хозяйствам, буквально лишающими их куска хлеба. А также влияние на насекомых радиации, или болезни, переносимые некоторыми видами, например, клещами. Все эти темы поднимаются с помощью искусства - художественных фильмов, отражающих страхи человечества перед теми или иными видами насекомых.
История фестиваля:
«Фестиваль начинался как идея, которая у меня возникла в аспирантуре в Корнелле. Прочитав плакат, рекламирующий фестиваль Годзиллы, спонсируемый Азиатско-американским обществом студенческого городка, я подумала, что подобное мероприятие, в котором будут показаны фильмы о страхе перед насекомыми, может быть веселым и образовательным. Но когда я подала идею руководителю отдела энтомологии, он почти сразу же наложил на неё вето, опасаясь, что такое событие будет слишком недостойным. Поэтому идея была отложена на некоторое время. Однако, проработав год в должности доцента в Иллинойсе, я набралась смелости, чтобы подойти к тогдашнему руководителю Стенли Фридману с той же идеей. На этот раз её с энтузиазмом приняли», - рассказывает Мэй.
Первый фестиваль состоялся в марте 1984 года, именно он задал формат всех последующих подобных мероприятий. Каждый фестиваль начинается с того, что зрителям предлагают пообщаться со «звёздами» - живыми тарантулами, тараканами, богомолами. Далее мероприятие включает показ 2-3 полнометражных фильма и несколько анимационных короткометражек. Начиная со второго фестиваля у него появился ещё один общий атрибут - специальная фестивальная футболка. Опционально могут идти другие элементы программы. Например, в 1994 году зрителям предложили лакомства из насекомых, а также провели тематический конкурс детского рисунка.
С определенного момента фестивали стали тематическими, посвященными конкретному виду и проблеме вокруг него. Например, для фестиваля 2018 года темой были избраны клещи как переносчики болезней. От сатиры инсектолюбов не ушли даже политики, или как их назвала в своём твиттере Мэй: poli-ticks (политические клещи).
Фестивальная футболка и работа с тематической выставки рисунков, занявшая 1 место
А в 2019 году на фестивале затронули тему термитов как вредителей и уничтожителей деревянных построек.
Афиши фестивалей разных лет
Фестиваль №37 успел состояться до общеизвестной ситуации с противовирусным режимом, в феврале 2020 года. Неожиданно, но он касался не насекомых, а чудовищных крабов и лобстеров. Тема ракообразных расширила сферу фестиваля до морских родственников членистоногих, включая креветок, ремипед, изопод и других.
Афиша фестиваля 2020 года
Так или иначе, все фестивали касаются не насекомых как таковых, а остросоциальных проблем, с ними связанных. Например, в 2015 году на 32-м фестивале, посвященном фильмам ужасов о женщинах-энтомологах, Мэй обнародовала результаты небольшого неофициального исследования, проведённого ей ещё в 1991 году. Они касались хорор-фильмов, героинями которых были женщины-энтомологи. Результат вышел не самый приятный. «В отличие от своих коллег-мужчин, которые благородно трудились, чтобы спасти человечество от голода или болезней, женщины-энтомологи, как правило, использовали свои знания о насекомых, чтобы продлить свою молодость и красоту», - рассказала она. Таким образом, кинематографисты, помимо того, что инфернизировали образ самих насекомых, также представляли и женщин-учёных как эгоистичных и коварных, не гнушающихся ничем ради личной выгоды. При этом, довольно мелочных в своих научных изысканиях.
Например, персонаж Дженис Старлин в фильме 1959 года «Женщина-оса» пришла к убеждению, что маточное молочко осы даст ей вечную молодость. Вместо этого оно превратило учёную в кровожадное существо, буквально воплотив суть коварной дамы и во внешнем облике.
Постер фильма "Женщина-оса"
В фильме 1970 года «Пир плоти» доктор Элейн Фредерик (которую играет Вероника Лейк) проводила омолаживающие процедуры, состоящие в очищении лица от омертвевшей кожи с помощью потребляющих мясо личинок.
Постер фильма "Пир плоти"
Лишь позднее в кино появились изображения женщин-энтомологов, работа которых может привести к катастрофическим результатам, но их личные намерения чисты. Как пример можно вспомнить фильм 1997 года «Мутанты» (Mimic), героиня которого доктор Сьюзен Тайлер создаёт страшных тварей, чтобы спасти город от распространения страшной болезни, уносящей сотни жизней. В 2005 году была снята лента со схожим сюжетом: «Человек-москит» («Mansquito»), где женщина-энтомолог борется с вирусным заболеванием, передаваемым комарами.
Постеры к фильмам про женшжин-энтомологов
«Так что, я думаю, мы достигли какого-то паритета, и этим можно гордиться», - поделилась Мэй.
Примечательно, что даже эта достойная леди, так много времени уделившая насекомым, в детстве, как и многие из нас, боялась их. Но, узнав их ближе, поняла, что страхи эти были беспочвенными. «Знание - это сила. Раньше я боялась насекомых, пока не поступила на 1 курс колледжа. Я обнаружила, что они настолько очаровательны, что забыла о своем страхе перед ними», - рассказывает она.
Знаниями можно победить множество проблем - победим же и фобию насекомых. И пусть фильмы ужасов о них не вводят вас в заблуждение: их функция - пугать, но пугают они зачастую выдумками и предрассудками, манипулируя вами с помощью ваших же страхов.