Когда ездили в
репинскую усадьбу Здравнёво наш путь лежал возле отвалов местных доломитовых карьеров. Тогда у меня и родилась идея побродить по отвалам, обойти вокруг главного карьера Гралёво. Что я и сделал несколькими днями позднее.
Приехал в Рубу первым автобусом около 7 утра. От автобусной остановки до отвалов идти минут пять. Отвал - это насыпь из пустой породы(глины, земли) извлеченной из карьера(или шахты).
Вид с одного из отвалов на Западную Двину. Слева, до моста, часть Рубы. За мостом, вправо, через деревню, идет дорога в Здравнёво.
Кликнуть для увеличения(~300кб)
Панорама Рубы с отвала. Слева вдали - комбинат ОАО "Доломит", который превращает добываемый доломит в доломитовую муку - удобрение, а также покрывает пылью все вокруг. У подножия искусственного холма - трасса Киев-Питер. Большинство жителей поселка, вероятно, работают на комбинате.
Кликнуть для увеличения(~350кб)
Останки подъемника. Его предназначение для меня остается загадкой. Возможно, в советские времена, тут действительно катались лыжники.
Если спуститься с отвала и попродираться по кустам, перебраться через дренажную канаву, то глазам откроется такая панорама. Гралёвский карьер, наверное, не самый большой карьер в Беларуси, но тоже довольно внушителен. В поперечнике - около 2 километров. Ну а глубина - метров 40. На дне образуются озера и острова.
Кликнуть для увеличения(~350кб)
Ради чего же всё это затеяли? :) Карьер, комбинат.. Вот он, виновник - доломит. Эта горная порода используется не только как удобрение, но и в качестве покрытия для грунтовых дорог, а также в металлургии, стекольной и химической промышленности. Если хорошенько поискать, то в срезах этих камней можно найти окаменевших насекомых, живших много миллионов лет назад. В 1982 году в карьере Гралёво были найдены останки мамонта.
Большие шагающие экскаваторы со дна или стен карьера сгребают ковшами породу в кучу.
Экскаватор поменьше погружает добычу в "БелАзы". Самосвалы увозят доломит на комбинат для переработки, а пустую породу на отвалы.
В своем "кругокарьерном" путешествии я почти нос к носу столкнулся с большой совой. Птаха перепугалась и быстро улетела, не дав мне её снять.
"БелАзы" при помощи бульдозеров сооружают насыпь из пустой породы на дне карьера.
Мобильная буровая установка в работе. Скважины бурятся в целях разведки, а также для проведения взрывных работ.
Недалеко от края карьера был обнаружен брошенный шагающий экскаватор. Шагает он с помощью двух "ног" по бокам корпуса. Длина стрелы - около 40 метров.
Ковш красавца.
Вход в экскаватор и подкова на удачу. Оба входа, к сожалению, были закрыты. А пытаться залезть в него иначе я не стал.
Мощная "лапа", при помощи двух таких экскаватор и передвигается.
Это южная часть Гралёво, наиболее разрабатываемая сейчас. На переднем плане - куски доломита, на заднем слева дымит комбинат, где они перерабатываются. От первых до второго около 2 км.
Поднимая облако пыли, могучий "БелАз" мчится на комбинат, чтобы отдать свою ношу :) Не очень большой, грузоподъемностью тонн 30.
Предупреждение водителям пересекающим дорогу, где курсируют самосвалы.
И закончу таким пасторально-промышленным пейзажом. Комбинат ОАО "Доломит".
Спасибо за внимание!