На острове Сите все валом валят, само собой, к Нотр-Дам-де-Пари. Цифровое фото производится в промышленных масштабах на все мыслимые камеры, от среднего формата со штатива до полумегапиксельных телефонных.никогда еще не видел, чтобы фотографы занимали очередь - стояли бы гуськом, первый щелкал бы свой минишедевр и отбегал в сторону, а последующие пять человек покорно ждали бы своей очереди. Ни дать ни взять - касса электричек Ленинградского (Николаевского?) вокзала. С вокзалом же площадь перед собором роднит и количество попрошаек и разных темных личностей цыганистого вида. У них, как положено, сосредоточенные лица занятых людей - работают.
Так вот - за этим всеобщим интересом большинство народа проскакивают мимо Консьержери, и после этого уж точно не имеют шанса увидеть Сент-Шапель, до входа в которую надо пару минут прогуляться чуть в другую сторону от общего туристического потока. Это королевская двухъярусная капелла, стены которой состоят почти полностью из витражей, 1315 сцен из церковных преданий. Не представляю, что за краски полыхают в ней в солнечный день, нам выпал пасмурный, но даже и без яркого солнца зрелище сильное. Отовсюду мягкое свечение, торжественная тишина, посетители стоят или сидят, закинув высоко вверх головы, и молчат.
Чего не могу понять, так это того, как в Париже сохранилось такое количество витражей XIII-XIV веков в такой фантастической сохранности. Здания ладно, хотя тоже не очень понятно, как им удалось преодолеть века, ветра-дожди, войны и революцию - но металлические рамки витражей и стёкла... инженерное образование начинает беспокойно ворочаться в глубине души с непониманием и подозрением обмана. Красиво фантастически, фото не в силах передать, так, напомнить разве что.
Посмотреть на Яндекс.Фотках