Авиакатастрофа борта 569 над Каспием

Jan 23, 2015 03:12

...Из воспоминаний Сергея Новикова.18 октября 2009 года исполняется 20 лет со дня трагической гибели 8 парашютно-десантной роты 217 пдп.

За 20 лет мир изменился. Нет больше СССР. Нет партии и комсомола. Нет Советской Армии. Сменилось поколение. У молодежи в жизни, казалось бы, уже другие ценности. Но есть в жизни то, что не может изменить ни время, ни общественно-политический строй, ни очередная пропагандистская кампания по «заклеймению» чего-то и кого-то. Это те ценности, на которых стояли и будут стоять воздушно-десантные войска.
Честь. Долг. Братство.

image Click to view



Только через 20 лет начинаешь понимать, какую роль сыграли ВДВ в конфликте в Закавказье в 1988-1990 г.г. и благодаря чему Советское Закавказье не стало «югославским вариантом». И только развал Союза дал толчок к обострению конфликтов армян с азербайджанцами, грузин с абхазами и осетинами, которые не разрешены до сих пор.

Начало резкой эскалации межнациональных конфликтов было положено 27-29 февраля 1988 г. в Сумгаите, где за один день было убито более полусотни жителей армянской национальности.
Оттуда конфликт распространился на Нагорный Карабах. Туда были введены внутренние войска, но они не смогли взять под контроль ситуацию. Настала очередь воздушно-десантных войск.

8 парашютно-десантная рота в составе 3 пдб 217 пдп принимала участие в наведении конституционного порядка в Закавказье с марта 1988 года.

Уже стерлись из памяти конкретные даты, но рота выполняла задачи по поддержанию порядка в марте 1988 г., находясь в учебном центре недалеко от Армянской АЭС, в июле-августе 1988 г. - в Степанакерте (Нагорный Карабах), в 1988-89 г.г. в Ереване (Армения), в 1989-1990 г.г. Баку (Азербайджан). Выполняемые задачи - охрана объектов, патрулирование, противодействие противоправным действиям, осуществление «комендантского часа» в ночное время.
В то же время подразделения продолжали заниматься боевой и политической подготовкой, обслуживанием и ремонтом техники.

Особенно впечатляло местное население занятия рукопашным боем в составе подразделений и исполнение строевых песен. А состояние воинской дисциплины просто шокировало «местных» офицеров и прапорщиков. Ереван впервые увидел солдат, которые не берут взятки при осуществлении комендантского часа, и выполняют приказ своих командиров, не взирая на лица. Так, Председатель Совета Министров АрССР, после остановки на посту в районе пл. Ленина в Ереване, пешком пошел за пропуском.
Те же задачи выполнялись в период, предшествующий трагедии 8 роты.

После завершения выполнения заданий в г. Баку, полк возвращался в пункт постоянной дислокации - г. Болград. Из Баку до аэродрома «Насосный» (р-н г. Сумгаит) полк совершил марш на своей технике.

Наш батальон последним из полка вылетал с военного аэродрома «Насосный». Вылетала последняя десятка Ил-76. В первом борту вылетала 8 рота, точнее управление и два взвода, (в т.ч. КР к-н Зорев, замполит роты л-т Бородулин, командиры пдв л-ты Петров, Резниченко, старшина роты пр-к Арсенов и 38 солдат и сержантов), с 3 взвода связи (упр. пдб) ефр. Кульбицкий, с РМО повара - пр-к Гуров и с-т св. сл. Ревенко, водитель Газ-66 и повар «срочноки» - Байков Г.К. и Пастухов М.М., а так же врач 2 пдб л-т Ковригин. На борту было 2 БМД и ГАЗ-66.
Итого с 217 пдп - 48 человек. Экипаж Ил-76 - 7 человек и 2 «наземника», хотели слетать из Арциза в Болград через Баку. Всего 57 человек...



Двигатель загорелся на взлете. Возможная причина - разрушение подшипника в двигателе (двигатель был из капремонта), осколками были перебиты система пожаротушения и топливные шланги. Командир борта пытался посадить борт на запасном аэродроме на грунт, но ему дали команду возвращаться на основной. Он разворачивал борт над морем, но не дотянул до берега 1,5 километра и горящий борт упал в Каспийское море.

Вылеты прекратили, второй взлетевший борт посадили. Нас в 3-м тормознули на взлетке.
Через 2 или 3 дня батальон вывезли на Ан-22.
Офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты 8 парашютно-десантной роты до конца выполнили свой долг перед Родиной.
Благодаря их усилиям в течение трех лет не разгорелся межэтнический конфликт в Закавказье. Не было массовых убийств, издевательств, грабежей, покинутых домов, беженцев… их подвиг навсегда остался в наших сердцах.

Командующий ВДВ РФ Шпак Г. И. в своей книге "70 лет Воздушно-десантным войскам России" так пишет о тех днях:

"На второй день после прощания с боевыми однополчанами, командир 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии В. Востротин объявил конкурс на должность командира 8-й парашютно-десантной роты.

30 человек сразу же выразили готовность взять на себя тяжёлую ношу, ведь рота была на виду у ВДВ и всей страны. Предпочтение отдали командиру разведвзвода ст. лейтенанту Аркадию Дадыко. Командирами взводов назначили молодых выпускников училища - лейтенантов С. Конина и А. Тягачева. Затем начался набор солдат и сержантов. Это было труднее, т.к. отбоя не было от просьб о переводе. Вынуждены были учитывать самые "веские и убедительные".

Рядовой А. Гашин, пулемётчик, занял место в боевом строю своего товарища - рядового А. Кучкарова. Узнав об этом, родители Кучкарова назвали Александра своим сыном. Пулемётчик рядовой А. Рузиматов дал клятву родным Вахидова и Солиева, что выполнит с честью долг в отделении, где служили их сыновья. При выносе Боевого Знамени гвардейской части состоялось посвящение в десантники Павла Хазова, пожелавшего добровольно заменить в боевом строю своего погибшего старшего брата Александра. Павел попал служить в танковые войска, но рапорт о его переводе в ВДВ командующий войсками удовлетворил. По десантному ритуалу Хазову-младшему вручили десантное обмундирование и гранатомёт с выгравированными на нём словами: "Оружие имени кавалера ордена "За личное мужество" Хазова Александра Юрьевича".



Так возрождалась рота о которой в полку создали песню:

"Восьмая погибла,
Восьмая живёт!
И слава гвардейцев
Ввойсках не умрёт!.."

По инициативе и при участии командующего ВДВ В. Ачалова родные и близкие погибших совершили перелёт к месту гибели десантников, где им вручили ордена "За личное мужество(посмертно)"
Затем они перелетели в г. Болград, в ставший им родным, полк и роту. Сейчас в этом городе сооружён памятник погибшим десантникам."



Мостовский Валерий Станиславович, старший механик-водитель 8 пдр
фото, присланное его родителями. На обратной стороне этой фотографии только одна фраза: «Очень просим Вас чтить память наших детей. Родители.»



...Из воспоминаний Сергея Новикова.



Командир 8-й пдр гвардии капитан ЗОРЕВ Николай Николаевич (слева) и Сергей Новиков (справа)
Степанокерт, 1988г.

Обстоятельства катастрофы

Личный состав 8-й парашютно-десантной роты возвращался в место постоянной дислокации (г. Болград Одесской области, УССР) после выполнения задания в зоне армяно-азербайджанского конфликта. Через 5 минут после взлета ночью на высоте 1 600 м разрушился, загорелся и отвалился двигатель №1. Его осколки пробили топливный бак, что привело к сильному пожару. При этом была выведена из строя система пожаротушения. Экипаж попытался вернуться на аэродром вылета. Катастрофическое развитие пожара привело к разрушению левой плоскости. Самолет потерял управление и упал в Каспийское море в 1,5 км от берега через 11 минут после начала пожара. Погибли все находившиеся на борту - 9 членов экипажа (8 офицеров, 1 прапорщик) и 48 десантников (5 офицеров, 2 прапорщика, 7 сержантов и 34 солдата).

Результаты расследования

Причиной катастрофы был назван конструкционный дефект двигателя Д-30КП. Причиной разрушения двигателя послужило разрушение межвального подшипника, после чего произошел обрыв вала турбины низкого давления из-за его интенсивного нагрева в результате трения маслоуплотнительной втулки по поверхности вала.

Увековечение памяти

Указом Президиума Верховного Совета СССР все 57 военнослужащих, погибших в катастрофе были посмертно награждены орденами «За личное мужество». В память о погибших десантниках 8-й роты и авиаторах экипажа Ил-76МД установлены памятники в городах Болград, Иваново, в военных городках Гвардейское Днепропетровской области и Арциз-2 Одесской области около средней школы №4. Погибшим посвящена песня ансамбля «Голубые береты» «Экипажу 561» ("Падала синяя птица»)



Памятник 8 роте стоит в Болграде (построен на пожертвования и деньги ЦК ВЛКСМ).



Со слов Сергея Новикова на кладбище в Болграде похоронены Зорев, Бородулин, Гуров, Ревенко и неопознанные останки: шесть могил на семь человек. В Виноградном (рядом с Болградом) похоронен пр-к Арсенов, других развезли на "Черных тюльпанах".

Список погибших

Десантники 8-й роты 217-го гвардейского парашютно-десантного полка

гвардии рядовой Абазов Руслан Исаевич
гв. рядовой Ананченко Владимир Сергеевич
гв. прапорщик Арсенов Юрий Николаевич
гв. рядовой Болтушкин Максим Владимирович
гв. рядовой Байков Геннадий Костантинович
гв. рядовой Байков Сергей Юрьевич
гв. лейтенант Резниченко Игорь Анатольевич
гв. лейтенант Бородулин Евгений Николаевич
гв. капитан Зорев Николай Николаевич
гв. лейтенант Петров Сергей Витальевич
гв. лейтенант Ковригин Дмитрий Орестович
гв. прапорщик Гуров Александр Петрович
гв. рядовой Пастухов Михаил Михайлович
гв. младший сержант Ревенко Вячеслав Семёнович
гв. рядовой Васючков Олег Николаевич
гв. рядовой Свинцицкий Станислав Викторович
гв. рядовой Кучкаров Адхамжон Тошмирзаевич
гв. рядовой Солиев Фазлиддин Саидаливич
гв. рядовой Вахидов Гиесидин Джамалович
гв. рядовой Мостовский Валерий Станиславович
гв. рядовой Ризник Мурад Реджепович
гв. рядовой Рибко Сергей Михайлович
гв. мл. сержант Зарипов Ильдар Мазгарович
гв. мл. сержант Мерзликин Олег Владимирович
гв. мл. сержант Суслов Владислав Николаевич
гв. рядовой Хазов Александр Юрьевич
гв.старшина Морозов Николай Георгиевич
гв. рядовой Воробьёов Вадим Владимирович
гв. рядовой Лаков Юрий Николаевичч
гв. ефрейтор Исламгулов Рамиль Варисович
гв. рядовой Стрелецкий Игорь Алексеевич
гв. старший сержант Трохалёв Виталий Викторович
гв. рядовой Пузиков Павел Алексеевич
гв. мл. сержант Чугай Сергей Викторович
гв. сержант Мотузка Виктор Леонидович
гв. рядовой Жуков Юрий Александрович
гв. рядовой Морозов Станислав Владимирович
гв. ст. сержант Шевченко Валерий Александрович
гв. ефрейтор Галивеев Ильдар Наильевич
гв. рядовой Терехин Сергей Владимирович
гв. ефрейтор Кульбицкий Валерий Владимирович
гв. рядовой Кутлугузин Руслан Яхьяевич
гв. рядовой Кузнецов Игорь Геннадиевич
гв. рядовой Чуйкин Владислав Владимирович
гв. ефрейтор Гайдай Владимир Викторович
гв. ефрейтор Мачитидзе Владимир Гивиевич
гв. рядовой Магомадов Чингирхан Мухарбекович
гв. ефрейтор Япринцев Сергей Михайлович

Авиаторы Арцизского полка Военно-транспортной авиации

ст. лейтенант Андрєєв Евгений (старший борттехнік)
прапорщик Андрияш Александр (старший воздушный стрелок)
ст. лейтенант Вологин Валерий (помощник командира корабля)
майор Гавриков Юрий (начальник связи полка)
ст. лейтенант Гашимов Алексей (старший техник группы обслуживания)
подполковник Закиров Фасхаддин (штурман полка ВТА)
полковник Калмыков Александр (командир корабля, командир полка ВТА)
майор Краюхин Игорь (инженер полка ВТА)
ст. лейтенант Пестерев Александр (борттехник)

Героизм и мужество

Николай Дели пишет: «Хочу акцентировать внимание на Подвиг старшего воздушного стрелка прапорщика Андрияша Саши, который в том полёте увидел настоящий ад, и остался верен своему долгу, командиру и экипажу. При обычных полётах, вне военных действий, воздушный стрелок выполняет функции бортмеханика и следит за задней полусферой самолёта. ИЛ 76 оборудован автоматической системой РИ-65, которая предупреждает экипаж женским голосом в аварийных ситуациях. В кабине экипажа каждый лётчик занимался своим делом: следили за приборами, вели радиосвязь, смотрели на приближающуюся полосу. Она в ночное время видна очень хорошо и далеко. Не дотянули каких-то полторы, две минуты лёту, а стрелок в корме видел этот пылающий ужас и всё больше разгорающееся пламя. В это время можно сказать он был, повторюсь, в настоящем аду. Пламя достигло кабины стрелка. От высокой температуры начали плавиться окна кабины. Но слышен его спокойный голос: «Командир, второй двигатель отвалился, крыло рушиться». Комиссия затем установит, что температура в кабине стрелка в тот момент была не менее плюс 180 градусов. Много было разговоров, почему хотя бы стрелок не выпрыгнул, чтобы хоть один остался в живых. Но тут несколько причин: команды командира не было, он до последнего следил за происходящим с тыла, и главное весь экипаж был уверен, что совершит посадку. У Саши был парашют, лодка, спасательный жилет, аварийный запас, но самое главное он до конца оставался на своём рабочем месте, выполняя свои функции… Совершая Подвиг! Когда Сашу нашли в кабине на дне, говорят он был накрыт кожаной курткой. Лётному составу кожаные куртки выдавали не для красоты, а на случай пожара, и перчатки тоже. По словам очевидцев, было два взрыва. Первый в воздухе, второй при прикосновении с водой. Местным жителям показалось, что спускается парашют, думали стрелок выпрыгнул, но это после взрыва из грузовой кабины, скорее всего швартовочные сетки полетели, поэтому и показалось, что это был парашют. Саша Андрияш был активным участником художественной самодеятельности играл на баравнах в полковом ВИА».

Расшифровка "Черного ящика" последние минуты

Генерал-лейтенант авиации Е. Русанов:
«Трагическая развязка наступила за минуту до приземления, когда казалось, что всё позади. Но к этому времени левая плоскость, прогорев, потеряла несущие качества. Самолёт вошёл в левый крен. Резко увеличилась скорость снижения. Исправить положение не хватило рулей...»

Спустя несколько дней после катастрофы над Каспием, в полку военно-транспортной авиации однополчане погибшего экипажа 569-го, молча, с комом в горле, слушали записанный на магнитную ленту радиообмен с руководителями полётов и теми, кто был уже обречён. Авиаторы без паники выполняли свой долг. Это последние слова, которые легли на магнитную ленту:

18.27.43.
Доклад воздушного стрелка А. Андрияша: «Командир, у нас левый двигатель горит!»

18.27.47. Полковник Калмыков: «Применить пожаротушение!» (команда на долю секунды опережает «железный» голос автоматического речево¬го информатора: «Пожар, я - борт 76569, пожар, я - борт 76569, пожар!»).

18.27.57. Доклад старшего борттехника Е. Андреева: «Система пожаротушения сработала...»

18.28.00-18.28.58. Воздушный стрелок: «Командир, вижу пламя!» Применяются вторая и третья очереди пожаротушения. Помощник командира корабля В. Вологин докладывает руководителю полёта о заходе на экстренную посадку на аэродром вылета.

18.29.00-18.29.53. Руководитель полётов: «Заходите на посадку, полосу вам освобождают». Воздушный стрелок: «Командир, пожар продолжается!» Речевой информатор: «Крен велик! Крен велик!» Командир: «Сильно горит двигатель? Удаление от точки, штурман?»

18.30.03-18.30.58. Воздушный стрелок: «Да, горит очень сильно... Двигатель отваливается... Закрылки, закрылки горят». (Во время снижения горящий двигатель отделился от самолёта и упал в районе химического завода.)
Помощник командира корабля: «Так, закрылки не выпускаю» Командир: «Шасси выпустить!» Старший борттехник: «Шасси задние выпустились, передние - нет... Командир, аварийный выпуск надо применять». Командир: «Давай аварийно... Ну как там, потухло, нет?..»

18.31.00-18.31.53. Воздушный стрелок: «Да, командир, пламя уменьшилось, но горит, перед крылом как будто, я не вижу...»
На четвертой минуте пожара пламя на двигателе, как доложил стрелок, уменьшилось, а с земли руководитель полётов сообщил экипажу, что факела за самолётом не стало. Устанавливается по прибору атмосферное давление в районе аэродрома. Помощник командира корабля: «Я-569-й, разрешите снижение?» Руководитель полётов: «Разрешаю! Стройте заход вправо». Помощник командира корабля: «Понял, вправо разрешили снижение, приступил к снижению...»

18.32.00-18.32.59. Командир: «Малый газ!» Старший борттехник: «Малый газ установлен». Командир: «Пожарный, санитарный посты, как положено...» Воздушный стрелок: «Командир, пламя снова...» Помощник командира корабля - руководителю полётов: «Прошу санитарную и пожарную на полосу». Старший борттехник: «Левая передняя стойка шасси не выпустилась, не до конца выпущена, командир». Командир: «Аварийно!» Старший борттехник: «Аварийно выпускаю». Штурман Ф. Закиров: «Командир, доворачиваем вправо на посадку... вправо».

18.33.01-18.33.58. Уточняется курс. Воздушный стрелок: «Горит плоскость». Старший борттехник: «Пожарная система не сработала, командир!» Командир: «Ещё раз попробуй!» Старший борттехник: «Включил пожарную… Не включается, кран не открывается…»

18.34.00-18.36.58. Командир: «Посадка без выпуска механизации, с голым крылом!» Старший борттехник: «Шасси выпустились». Командир: «Система пожаротушения?» Старший борттехник: «Пожарный кран перекрыт!»

Дальше счёт пошёл уже на секунды.

18.37.03. Руководитель полётов: «5б9-й, влево пять «градусов» возьмите». 06. Воздушный стрелок: «Командир, крыло рушится, плоскость горит!» 13. Штурман: «Удаление - десять километров». 21. Командир: «Пожарный, санитарный пост». 23. Руководитель полётов: «569-й, контроль за высотой!» 39. Командир: «Борттехнику по АДО приготовиться к открытию дверей и люков!» 42. Руководитель полётов: «До полосы восемь. На курсе 569-й » 45. Борттехник по авиационно-десантному оборудованию А. Пестерев: «К открытию дверей и люков готов!» 48. Командир: «Хорошо, по команде». 49. Речевой информатор, записанный женским голосом: «Угол атаки уменьшить!» 58. Помощник командира корабля: «Командир, от себя!»

18.38.03. Руководитель полётов: «569-й, не снижайтесь, удаление шесть». 08. Речевой информатор: «Крен велик!...»

[ Взрыв ]

А. Мурсалиев: «Столб огня, взметнувшийся на высоту до 50 метров, на мгновение осветил всё вокруг. Люди из близлежащих домов высыпали на берег, тщетно вглядываясь в темноту. Но уже через пять минут в море вышла первая лодка - надувная вёсельная. Еще через несколько минут её обогнала моторка - весь имеющийся в наличии флот спасательной станции».
- Было темно, но мы при¬мерно запомнили, место падения самолёта и уже минут через 15 заметили хвост, торчащий из воды, - рассказывает начальник спасательной станции Назим Гашимов. - Зажгли факелы. Заметили пятно расползшегося по поверхности керосина, в котором плавали обломки. Долго кружили, кричали, звали. Но, увы, никто уже нас услышать не мог. Нашли мы только спинку от кресла пилота да спальный мешок.

Генерал-лейтенант авиации Е. Русанов: «Экипаж до последней секунды боролся с аварийной ситуацией. Бортовой самописец бесстрастно зафиксировал огромные физические усилия лётчиков на штурвалы, которых авиаторы не бросили до самого прекращения записи».

Е. Жирнов: «Подвезенные к берегу прожекторы высвечивали в ночной тьме только хвост самолёта и волны. Вновь с надрывным гулом взлетит «чёрный тюльпан», снова будут литься слёзы».

Подполковник В. Коржавых. (Спец. корр. «Правды»): «Погибли люди. Подлинные профессионалы, которые любили своё дело большой, преданной и некрикливой любовью. Они достойно жили и точно так же вели себя в гибельной ситуации. Никто не схватился за парашют, хотя был он у каждого из экипажа под рукой. Не сомневаюсь: никто ни на миг не забыл, что за спиной - с полсотни пассажиров».

В Память об экипаже и 8 роте ансамблем «Голубые береты» была написана песня «Падала синяя птица»

Николай Дели вспоминает: «В 1990 году авиационному полку, которым командовал А.Н. Калмыков, вручили переходящее знамя лучшего полка ВТА. М.С. Горбачёв (Президент СССР), лично присутствовал на учениях, где принимал участие Арцизкий полк». В том же 1990 году 217 полк ВДВ получает Вымпел Министра Обороны СССР, что в третий раз знаменует о признании полка лучшим в стране. Наверное, тысячи людей, кто служил в этих полках, гордились этим и рассказывали своим родным и близким. Думаю. Уверен - это не простое совпадение. Экипаж и десантники, погибшие в трагедии над Баку, своим Подвигом и жизнями внесли свой вклад в признании полков ВТА и ВДВ лучшими в стране.

Из слов генерал-лейтенанта Е. Русанова: «С первых же секунд ава¬рийной ситуации экипаж действовал чётко и хладнокровно. Никакой спешки в радиообмене, что порой бывает в сходных ситуациях у некоторых экипажей многоместных самолётов, здесь не отмечалось - шла обычная коллективная работа понимающих друг друга с полуслова профессионалов».

Военно-транспортный самолёт ИЛ-76





Ил-76 (по кодификации НАТО: Candid - «искренний, прямой») - советский и российский тяжёлый военно-транспортный самолёт, разработанный ОКБ Ильюшина. Серийно производился в Узбекистане, на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова.





Ил-76 предназначен для транспортировки и десантирования личного состава, техники и грузов различного назначения. Является первым в истории СССР военно-транспортным самолётом с турбореактивными двигателями. Самолёт способен доставлять грузы максимальной массой 28-60 т на расстояние 3600-4200 км с крейсерской скоростью 770-800 км/ч (максимальная масса перевозимого груза и дальность полёта зависит от модификации).



Все кабины Ил-76 герметизированы, что даёт возможность перевозить 167 (в двухпалубном варианте - 245) солдат с личным оружием или обеспечить выброс 126 человек десантной группы. Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой техники воздушно-десантных подразделений и большую часть техники мотострелковых дивизий.



Грузовая кабина имеет размеры 24,5 м в длину (из которых 4,5 приходится на рампу), 3,45 м в ширину и 3,4 м в высоту. Самолёт способен брать на борт до 90 000 л топлива и преодолевать расстояние до 6700 км со средним расходом топлива 9 т/час.



Предназначен для эксплуатации на бетонированных и грунтовых аэродромах с прочностными характеристиками не ниже 0,6 МПа и Длина разбега на взлёте составляет 1500-2000 м, а пробег при посадке 930-1000 м.

Ориентировочная стоимость самолёта - 27 млн долларов США.





Противопожарная система и система НГ самолета ИЛ-76

Стационарная противопожарная система (ППС) обеспечивает обнаружение, сигнализацию и ликвидацию пожара в мотогондолах двигателей, в передней части центроплана и СЧК, в отсеках ВСУ и ГНГ. В качестве огнегасящего состава в стационарных ППС используется хладон 114 В2, который заключён в трёх цилиндрических баллонах УБЦ-16-7 (16 л, 7 пироголовок). В случае посадки с убранными шасси стационарная ППС обеспечивает разрядку всех трёх огнетушителей (автоматически). Сигнал поступает от КВ находящихся под снимаемыми обтекателями на консолях крыла и в нижней части обтекателей шасси.

Ручные переносные огнетушители предназначены для тушения пожара внутри кабин и снаружи самолёта. В кабине экипажа (в кабине ШК, в техотсеке и кормовой кабине) применяются огнетушители ОР-1-2 с огнегасящей смесью хладон 12 В1. В грузовой кабине установлены огнетушители ОР-2-6 с хладоном 12 В1.

Конструктивная защита на самолёте выполнена в виде противопожарных перегородок, облицовок, уплотнений, дренажных полостей и т. д.

Управление стационарной ППС осуществляется с панели «Противопожарная защита» установленной на ВЭЩЛ. На самолёте также установлена система обнаружения перегрева мотогондол, срабатывающая при возможном разрушении трубопровода отбора воздуха от двигателей.

Система нейтрального газа (СНГ) предназначена для предохранения топливных баков самолёта от взрыва или пожара в случае прострелов крыла во время выполнения боевого задания или пролёта зоны боевых действий. При работе системы нейтральный газ (НГ) подаётся в надтопливное пространство баков и, заполняя его по мере выработки топлива, создаёт взрывопредупреждающую среду, вытесняя воздух и топливные пары. Источником нейтрального газа является генератор нейтрального газа (ГНГ). Нейтральный газ в ГНГ образуется из воздуха в результате сжигания в нём топлива. Воздух подаётся из СКВ, топливо из ТС. Основной компонент нейтрального газа азот воздуха (80 %). Кроме того, нейтральный газ должен содержать не менее 11 % СО2 и может содержать О2 и СО не более чем по 2 %. Управление СНГ сосредоточено на панели рабочего места БИ.

Сканированные статьи из советских газет об авиакатастрофе борта 569







Вечная память !

Вандалы двухтысячных и девяностых

Молодежь двухтысячных годов под воздействием антисоветской пропаганды со стороны агитаторов США, а также под прорастанием ядовитых зерен фашистских бандеровских идей на уже независимой Украине, предает забвению исторические факты героизма своего же советского народа и героизирует миф об украинском национализме.

Так в 2008 году в Болграде (Украина, Одесская область) неизвестные вандалы в ночь с 18 на 19 сентября сняли мемориальную плиту с памятника погибшим воинам-десантникам 8-й парашютно-десантной роты, погибшей при выполнении боевого задания в Азербайджане.

Злоумышленники сняли плиту из цветного металла размером 80х85 см и весом около 100 кг и спрятали ее неподалеку от памятника, в парке и не вернулись за ней по неизвестным причинам, а утром ее обнаружили сотрудники милиции. Со слов руководителя районной организации ветеранов войны и труда Владимира Кривошея, горсовет обещал изготовить пластиковую плиту и поставить на место снятой. Памятник неоднократно был жертвой вандалов, так с монумента были сняты таблички с именами погибших воинов, которые в последствии были заменены на пластиковые.

ИЛ-76, 569, СССР, 8 рота 217 пдп, УССР, падала синяя птица, авиакатастрофа, баку, Болград

Previous post Next post
Up