Музей Подводная лодка С-189

Jul 22, 2014 03:50

Оригинал взят у zelenyikot в Подводная лодка С-189
В СПб добрался до интереснейшего музея - дизель-электрической подводной лодки С-189. Это, конечно, не космос, но условия на борту субмарин наиболее приближены к тем, в которых придется обитать первым экипажам до Марса и дальше. Ограниченность пространства и кислорода, жизнедеятельность в тесном соседстве с другими людьми, постоянный риск - все эти "прелести" одинаковы как для подводников, так и для космонавтов.



Посещение подлодки настоятельно рекомендуется всем фанатам Mars One и вообще межпланетной экспансии.

С-189 пришвартована у набережной Лейтенанта Шмидта. Рядом швартуются океанские лайнеры, поэтому может создаться впечатление, что музей закрыт, и путь к нему перегородила "таможня". Но это не так, путь к подлодке отгорожен, а на пристани посетителей ждут экскурсоводы в красных жилетках. Из посетителей формируют группы не более 10 человек - теснота не позволяет больше.

Мне еще повезло, экскурсия началась почти сразу, как подошел, а люди, говорят, ждали полтора часа.



Экскурсовод Валерий Креслатый попался очень душевный, рассказывал с любовью к судну. Как оказалось, он сам служил на таком, поэтому чувства не случайны. Думаю, для тех кто интересуется темой подводного флота, беседа с ним была бы намного интереснее чем для меня. Хотя после экскурсии мы немного обсудили сходства и различия между покорением морских и космических бездн.



К моему удивлению С-189 не воевала в Великую Отечественную, зато тянула лямку подводного противостояния в Холодную, как и 214 своих собратьев. Лодки этого типа были самые многочисленные в СССР и эксплуатировались аж до конца 80-х, хотя многие, в том числе и я, наверняка о них даже ничего не слышали. Мне, например, всегда казалось, что подводное противостояние в Холодную войну было между ракетными атомоходами. С-189 же имела простые возможности: дойти до берегов США, пальнуть атомными торпедами и уйти домой. Хотя основная ее задача была борьба с кораблями и подводными лодками.

Экскурсия начинается с кормы.



Здесь можно осмотреть два торпедных аппарата, аварийный гидрокостюм и узнать о том, какие возможности спасения были у экипажа, в случае аварии под водой.



Синим подсвечен люк, через который можно было выйти в гидрокостюме, если глубина не превышала 100 метров. Если глубже, то оставалось только ждать спасательный батискаф и петь "Над нами ласковое море...".

Предельная глубина погружения субмарины - до 200 метров, но глубже 120 старались не нырять.



Далее переходим в двигательный отсек.



Электродвигатель, который работал в подводном режиме.



Электроэнергия бралась от аккумуляторов, который подзаряжались дизелем во время надводного хода. Запас хода под водой со скоростью 13 узлов (24 км/ч) - 24 км, со скоростью 2 узла ( 4 км/ч) - 650 км. На дизелях - до 13 тыс. км. Да, все дизель-электрические подводные лодки, на самом деле, скорее ныряющие, чем подводные. Хотя если идти на дизеле и со шноркелем, то получается почти подводное положение.

Под настилом - переплетение коммуникаций: топливоводов, водопроводов, воздуховодов, кабелей... Раздолье для Чужого и практически недоступное для человека место.



Камбуз.



Если вы думаете, что у меня за спиной во время съемки еще было пространство, то ошибаетесь. На фото - примерно две трети всего кухонного пространства.

Дальше экскурсия перемещается в носовой отсек. Здесь самое интересное - торпеды.



Есть еще "имитатор подводной лодки" чтобы вводить в заблуждение торпеды противника.

Обратите внимание на четыре койки для экипажа. Как думаете, тесно им тут было? А теперь представьте, что над ними крепится еще четыре койки... И на другой стороне столько же! В носовом отсеке служило 16 (!) человек. Представьте каково им спалось на ядерных торпедах.

В случае аварии лодки, из торпедного аппарата можно было эвакуироваться.



Синим выделен люк для загрузки торпед.



Люки между отсеками диаметром 85 сантиметров. Я такие уже видел на "Марс-500", где сымитированы стандартные люки для советской/российской космонавтики.



За переборкой торпедного отсека - офицерская кают-компания.



Обратите внимание на лампы над столом. При необходимости он становится операционным.

Вдоль стен в розовых коробках - дыхательные приборы замкнутого цикла. Под водой с ними далеко не уплывешь, но их задача иная - они должны спасти экипаж в случае пожара. Система пожаротушения на лодках основана на вытеснении кислорода фреоном, т.е. противогаз не поможет, и нужен автономный источник для дыхания.

Следующий отсек - командный. Здесь располагаются устройства управления, навигации, связи. У посетителей музея есть возможность заглянуть в перископ, покрутить штурвалы.



А вот забраться в верхнюю рубку нельзя.



Радиокомплекс. Говорят, когда-то такой был мечтой всех советских радиолюбителей.



Внутренний радиотелефон.



Не удивлюсь, что он вообще не был радио и строился на принципе детской игрушки, с двумя спичечными коробками и ниткой между ними.

Последнее, что можно рассмотреть на экскурсии - каюты командного состава. Боцман, старпом, замполит, капитан (точнее "командир ПЛ"): разница в объеме жилой площади незначительная. Если рост более 150 см, вытянуть ноги получится только стоя.



Каюты отличаются только оборудование вроде шифровальной машинки, подборкой книг и наличием бюста Ленина.



"Кабинет" гидроаккустика с капитанскую каюту. Сразу видно уши - важный инструмент на подлодке.



И рядом с кассой, воплощение самого страшного события на субмарине и космическом корабле: неисправный гальюн.



На кассе можно приобрести книги и сувениры. Вход для взрослых 400 р., для студентов 300 р. школьников и пенсионеров 200 р., детям до 7 - бесплатно. Все можно фотографировать, но не все трогать.



И пенсионеры должны быть гибкими и стройными иначе им там будет нелегко забраться и передвигаться.

Что любопытно, эта лодка - частный музей. Не так давно она была грудой металлолома на дне бухты в Кронштадте.



Но нашлись энтузиасты-подводники, которые дали денег, организовали подъемную операцию и реставрацию. Собрали по крупицам экспонаты, вроде гидрокостюма, дыхательных аппаратов, радиостанции, навигационных карт и книг в капитанской каюте. Так, что эта лодка не только памятник Холодной войны, пропахший морем и соляркой, но и памятник любви к своему делу моряков-подводников.

У С-189 есть сайт и группа Вконтакте.
Берегите голову и помните: в люк первой идет нога.

zelenyikot
Подпишитесь, если еще не сделали этого.

С-189, подводная лодка, музей, музейная, подлодка

Previous post Next post
Up