Блогер Зак Кантер
написал для Quartz заметку о том, к каким колоссальным изменениям в экономике приведет появление автономных автомобилей. Исчезнут не только крупнейшие автопроизводители - обанкротятся целые отрасли: парковки, автодилеры, страхование.
ЦП публикует перевод материала.
Автомобили без водителей станут обычным явлением к 2025 году, а в 2030 году транспорт без водителей захватит весь рынок, считает Кантер. Инновация приведет к колоссальным изменениям в экономике - подобных встрясок общество еще не испытывало - огромная часть населения потеряет работу, рухнут целые рынки. Однако эти же технологии приведут к сохранению десятков тысяч жизней из-за резкого падения количества ДТП. Взамен обанкротившихся отраслей появятся новые, о которых мы сейчас даже не догадываемся.
Переход уже начался. Генеральный директор Tesla Motors Элон Маск однажды сказал, что автомобили, производимые его компанией, смогут 90% пути
управляться самостоятельно. Крупные автопроизводители тоже не отстают в разработке «умных» машин - согласно Bloomberg, Cadillac
планирует в скором времени представить технологию, которая будет управлять ускорением, торможением, траекторией автомобиля в трафике на скорости 120 км в час.
Google и
Telsa прогнозируют, что автономные автомобили, которые они описывают как «машина, в которую можно сесть, поспать и выйти в месте назначения», будут доступны общественности уже в 2020 году.
Переход
Исследование Morgan Stanley
показало, что автомобилисты тратят на управление автомобилем только 4% своего времени в год - эта цифра звучит удивительно, учитывая, что в среднем стоимость владения автомобилем
достигает $9 тысяч в год. После недвижимости, автомобиль является вторым самым дорогим активом у людей. Поэтому, полагают эксперты, неудивительно, что большинство горожан никогда не покупают его - ведь на рынке есть сервисы наподобие Uber и Zipcar.
Сейчас намного
выгоднее использовать такси-сервис если вы живете в городе и проезжаете меньше 16 тысяч км в год, пишут Кантер. Современные исследования подтверждают, что жители мегаполисов были бы рады использовать автономные автомобили, если бы они были доступны: 60% взрослого населения США
сказали, что они бы ездили в автономном автомобиле.
По этому поводу особенно воодушевлен основатель Uber Трэвис Каланик - недавно он
заявил, что в конечном итоге Uber заменит все машины автомобилями без водителей.
Исследование Колумбийского университета (январь 2013 года)
говорит, что с 9 тысячами автономных автомобилей Uber может заменить все такси в Нью-Йорке, а среднее время ожидания автомобиля в мегаполисе
составит всего 36 секунд. Стоимость 1 мили (1,6 км) составит $0,50. Такое удобство и низкая стоимость сделает владение автомобилем бессмысленным, и автономные такси Uber станут доминирующим общественным транспортом.
Падение
Зак Кантер считает, что технологии приведут к банкротству основных автопроизводителей - таких как General Motors, Ford, Toyota. По его мнению, причина в их широком модельном ряде и разновидностях конфигураций. «Я думаю, что к 2030 году их ждет банкротство. А молодые компании наподобие Tesla будут захватывать рынок, производя стандартизированные модели, которые будут пользоваться огромным спросом у компании наподобие Uber», - пишет Кантер.
Вслед за автопроизводителями рухнет рынок страхования, который
оценивается в $198 млрд. Такая же участь ждет рынок автофинансирования (
$98 млрд) и паркинга (
$100 млрд). Постепенно исчезнут компании по аренде автомобилей, общественный транспорт, парковки, штрафы за превышение скорости.
Изменения коснутся не только общественного транспорта - доставка товаров и грузов также будут происходить без участия водителей.
Согласно
данным Бюро трудовой статистики США, сейчас в автомобильном производстве работает 915 тысяч человек. Еще 6 млн работают профессиональными водителями. Практически все их рабочие места будут ликвидированы в течение 10-15 лет, считает Кантер.
Однако несмотря на потерю рабочих мест и крах сразу нескольких отраслей, отсутствие необходимости иметь собственный автомобиль приведет к
высвобождению $1 триллиона.
Будущее
Исследование Morgan Stanley
показало, что при снижении количества аварий на 90% будет спасено 30 тысяч жизней, а 2,1 млн человек избегут травм. Автономные автомобили не нужно парковать (примерно 30% автомобилей на улицах городов - это машины, которые
ездят в поиске места для парковки). Полосы, которые раньше были заняты припаркованными автомобилями, теперь можно использовать для движения. На улицах не будет пробок, что позволит
экономить жителям 38 часов каждый год - то есть полную рабочую неделю. Появится больше недвижимости - автостоянки, гаражи, дилерские центры будут не нужны.
Технологии смогут даже повлиять на экологию. Поскольку большинство автономных автомобилей, скорее всего, будут электрическими, резко сократится потребность в бензине - а это 134 млрд галлонов топлива в год только в США.