(no subject)

Apr 03, 2010 22:37



Недавно был в Доме учёных на концерте Народного симфонического оркестра им. А. П. Бородина. Исполняли Баха (знаменитой печальной "арией" заменили весёлый дивертисмент  2 KV 137 Моцарта), Гайдна, Вивальди и Перголезе (3 арии из "Stabat Mater").

Раньше концерты предварялись коротким выступлением музыковеда М. М. Мануйлова, который всегда за 4 - 5 минут ухитрялся рассказать что-нибудь очень интересное и притом малоизвестное, - но  уже несколько месяцев он не появляется. Справился - оказалось: жив, слава Богу, по-прежнему работает в свои 83 года старшим научным в музее Скрябина, но поездки даются ему тяжело. Перед концертом, как и в прошлые несколько раз, выступил дирижёр, Павел Борисович Ландо.

И вот что было неожиданно. Оказывается, и Бах, и Вивальди были забыты вскоре после смерти. Внимание широкой музыкальной общественности к наследию Баха, как сообщил П. Б. Ландо, привлёк Ф. Мендельсон. Потом дотошные немцы принялись исследовать все рукописи Баха и наткнулись на его переложение для органа произведения такого Антонио Вивальди. Бах уже был достаточно признан, чтобы итальянцам стало этого довольно для организации поисков музыки Вивальди в нотных архивах. И вот в каком-то монастыре наконец-то наткнулись на целые залежи: около сотни произведений. Так Вивальди вернулся к нам из небытия.

А теперь - совершенно законные, хуже того - до боли предсказуемые вопросы. А что, если бы Бах не сподобился взять да и переложить для органа ни одного из произведений Вивальди? А что, если бы клавир этого переложения не сохранился? (A propos : рукописи, увы, горят так же весело, как и любая другая бумага.) И главное: а сколько ещё композиторов, равновеликих Вивальди, случайно не … - ?

Музыка

Previous post Next post
Up