Только что получил от Лены Крюковой (литературный псевдоним - Елена Благова) статью о моей повести
"Дальняя связь", написаную для форума
noogen.borda.ru . Как я понял, возникла какая-то техническая трудность при попытке её размещения.
Автор - член Союза писателей России, окончила с отличием два московских вуза (дневные очные отделения в обоих случаях): Консерваторию по классу фортепьяно (второй инструмент - орган) и Литинститут по отделению поэзии, где занималась в семинаре Анатолия Жигулина. Боле полно о Лене можно прочитать на её сайте, найти который легко, так как в ЖЖ мы "взаимные друзья".
Стихи друг друга мы знаем с 1980 или даже 1979 года, когда оба были студентами и познакомились у Лены Чудиновой (пардон, Елены Петровны). Краткие
отзывы Е.Н.Крюковой на ДС имеются на форумах
mirefremova.borda.ru в разделе
"Лицом к Солнцу",
http://toppe.forum24.ru/?1-9-0-00000002-000-0-0-1263591829 и
toppe-nk.narod.ru .
Из оригинальных произведений Лены Крюковой мне больше всего нравятся ранние стихи и биографическая проза о композиторах, которую также очень любила её мама Нина Степановна.
Давайте все пожелаем Елене Николаевне успешного завершения работы над новыми книгами "Русский Париж" и "Тибетское Евангелие". А статью размещаю прямо здесь.
“Дальняя Связь” Андрея Яковлева... Чистый, кристальный, хрустальный мост - из нашего мира - в будущее: да, вдохновлено и направлено Иваном Ефремовым - ефремовская интонация чистой и строгой музыки, ефремовские имена героев, ефремовская структура, архитектура событий и положений несомненны и узнаваемы, но...
Но в этой прозе есть еще то, что удивленно заставляет настроиться на ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, личностный, авторский лад.
Наличие, присутствие Тайны Связи.
“Туманность Андромеды” тоже замешана на идее протянутых рук, на жажде единения и соединения - людей, миров, звезд, галактик. Древняя мечта человечества! Андрей Яковлев идет дальше. И, что важно, не столько вверх и вширь (в Космос), сколько - ВНУТРЬ человека. Внутренний мир... Мир Невидимый... Он рядом.
И он не познан всецело, так же, как Большой Космос - более того, еще неопознан, не узнан “в лицо”.
А он неисчерпаем. Он - такой же океан, такой же звездный мир; и там - свои законы, не менее жестокие константы, чем космические. Параметры трехмерного мира, где расстояния - приговор, отступают перед феноменом Дальней Связи - той Связи, что в далеком будущем окажется вернее “проламывания” сквозь пространство, надежнее и точнее всех передающих информацию волн и лучей.
Яковлев делает дерзкую и прекрасную попытку предположить, что будет, если этот Мир Невидимый начнет всемерно развиваться, и человек сможет не только внимательно заглянуть внутрь себя, но и поставить эти мощные силы себе на службу (неверное слово: в помощь).
О, как бережно мы должны отнестись к этой грядущей Тайне!
Так же, как яковлевские герои...
В героях “Дальней Связи” есть еще одно, что отличает их от всех “бодрячков” или пафосных героев повестей, сказов, романов о грядущей “космической эре”. Их мудрость так же прозрачна, как и печальна. Они знают цену жизни и смерти. Они не утеряли драгоценной связи души с поэзией - и вот она, быть может, самая прочная дальняя связь! - с драгоценностями, добытыми человечеством в далеком прошлом... И даже когда герои рассуждают о политике древних для них (наших с вами...) времен, и когда они путешествуют по милой Земле, и когда выходят на сеанс Дальней Связи с канувшими в бездны пространства сородичами, - они сохраняют внутри это сокровище: называйте его духовностью, чувством красоты, нежностью ко всему сущему, как хотите, - но эта утонченность, эта нежность - вот что радостно в человеке будущего, изображенном автором. Не могучий богатырь, ломающий секвойи и поворачивающий русла рек... а душа тончайшего чувствования, а - дух опасного и свободного, на грани миров, полета: именно так - неуловимым мигом “между светом и тенью”, по-брюсовски - плывет вдаль корабль повести Андрея Яковлева (или небольшого романа?.. пусть так...), и при всей бесспорности и отточенности этой прозы я смело заявляю, что это - поэзия.
Да и то: автор сам поэт, у него есть еще и книги стихотворений.
А “Дальняя Связь” не есть ли, по-волошински, стихи, записанные в строчку?
От этой прозы остается ощущение чистого алмазного звездного сверканья, бездонности мироздания, печали времени. И, когда читаешь, посещает еще одно, странное чувство: временные черные прогалы стираются, сжимаются, и тонкой нотой бьется мысль: бег времени - ничто, времени - нет, если связь твоей души с ушедшими и живущими душами непреложна.