Презентуя в Верховной Раде очередной прожект по созданию «поместной церкви», президент Порошенко с трибуны Рады посетовал на то, что «киевские князья очень опрометчиво основали Москву».
Конечно, к историческим «открытиям» в духе профессора Бебика, которые обнародуются с самых высоких киевских трибун, не привыкать, но все-таки стоит напомнить украинскому президенту, что Москву основал ростовско-суздальский (имеется в виду ныне Ростов Великий Ярославской области) князь Юрий Долгорукий, который лишь непродолжительное время, уже после основания Москвы, правил в Киеве.
Впрочем, понятно, что этот пассаж прямо вытекает из официальной концепции украинской истории, согласно которой современная Украина является единственной исторической наследницей Киевской Руси, к которой современная Россия не имеет никакого отношения, Ярослав и Владимир - украинские князья, более того, последняя (Московия) украла у Украины её историческое название Русь, хотя сама имеет угро-финско-ордынские «корни», и вообще, «в период расцвета Киевской Руси на месте современной Москвы было болото».
Прежде всего отмечу, что государства под названием «Киевская Русь» никогда не существовало, так же и потому же, почему сегодня мы не знаем таких государств, как «Варшавская Польша» или «Мадридская Испания» (к слову, к вопросу о «болоте», оба возникли значительно позже соответствующих государств, а столицами стали еще несколькими столетиями позднее). Была просто Русь, а термин «Киевская» появился в научной среде в XIX веке для обозначения определенного периода в развитии древнерусского государства, когда его столица действительно находилась в Киеве.
Более того, Киев не может считаться и тем центром, вокруг которого изначально формировалось русское государство, как, к примеру, захолустный италийский городишко Рим сначала обрел независимость от этрусских царей, а затем стал центром огромной империи. Относительно самых ранних этапов формирования русского государства среди ученых нет единого мнения, но наиболее логичной и подтвержденной историческими источниками выглядит «норманнская теория», согласно которой русское государство создали прибывшие на восточно-европейскую равнину викинги-норманны.
Вот что сообщает Нестор-летописец: «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Понятно, что «версия» о добровольном призыве варягов вызывает сомнения, как и то, что именно от них пошло название «Русь», но скандинавские имена первых русских князей, указывающие на их происхождение, неоспоримы. Таким образом, первой столицей русского государства является Новгород, а согласно некоторым спискам «повести временных лет», даже Старая Ладога, где изначально находилась ставка Рюрика.
Постепенно Рюрик и ставший регентом при его малолетнем сыне Игоре Олег расширяли пределы своего государства, пока не «добрались» в 882 году до Киева, где, коварно убив местных князей Аскольда и Дира (также варяжского происхождения), сам Олег воцарился. В целом древнерусское государство (для удобства будем продолжать называть его Киевской Русью) «оформилось» в течение IX-X веков, заняв большую часть восточно-европейской равнины (лесную), населенную в основном славянскими племенами и в меньшей степени угро-финскими.
Славяне расселились на этих землях за пару столетий до прибытия викингов, и за этот исторически короткий период между их племенами просто не могло возникнуть существенных языковых и культурных различий. Сами же варяги достаточно быстро ассимилировались с местным населением. «Стержнем» древней Руси стал торговый путь «из варяг в греки», контроль над которым интересовал суровых викингов прежде всего, и расширял свой контроль над ним клан Рюрика, двигаясь, естественно, с севера на юг. Характерно, что из десяти древнерусских городов, о которых упомянуто в посвящённой событиям IX века части «Повести временных лет», только два находятся на территории нынешней Украины.
Несложно убедиться, что в состав Киевской Руси входило не более трети территории нынешней Украины и этот «фрагмент» составлял не более пятой части всей территории Киевской Руси. Нет никаких свидетельств того, что именно эти земли играли роль этакой метрополии по отношению к остальным окраинным провинциям, а населявшие их славянские племена полян, древлян и еще несколько более мелких составляли некую особую общность, отличавшую их от живших севернее вятичей, кривичей и других. В «неукраинской» части Киевской Руси находились такие важнейшие центры, как Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Смоленск и другие.
В государстве утвердился «лествичный» принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства) получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству.
Естественно, переезжали к новому, более сытому месту «кормления» князья не в одиночку, а со свитой, двором, верной дружиной и все они с чадами и домочадцами, челядью и холопами. Таким образом, в государстве осуществлялась постоянная и весьма значительная «ротация» населения, способствующая унификации языка, культуры и обычаев.
Лествичным принципом объясняется то, что…
Полностью читать
ЗДЕСЬ