Польше стоит смириться с ОУН и УПА

Dec 05, 2017 07:00



В ноябре украинско-польский политический диалог действительно вышел на качественно новый уровень - высшие должностные лица Варшавы открыто обвинили Киев в поддержке националистов. Правда, националистов, как это принято сегодня в цивилизованной Европе, сразу поделили на плохих и хороших. Польшу беспокоят лишь те украинские радикалы, которые посягают на чувствительные вопросы исключительно польской истории. Когда Киев поощряет активность нацистов на «восточном фронте», Варшава по-прежнему стыдливо отводит глаза.

«Мы говорим украинцам, что у них есть выбор и альтернатива: вы можете строить свою идентичность на УПА, но у вас есть новые герои - небесная сотня, сражавшаяся на майдане, солдаты, сражавшиеся в Донбассе», - говорит министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский.

Данное высказывание польского дипломата очень хорошо характеризует статус великой украинской нации в семье европейских народов. Украинцам, не стесняясь, предлагают вести отсчет своей славной истории с эпохальной победы майдана в 2014 году. И чему тут удивляться, если сама киевская власть старательно внушает своим гражданам, что весь предыдущий путь украинского народа в «российском имперском ярме» был ошибочным?

Но парадокс в том, что польской стороне стоит прислушаться к словам одного из главных застрельщиков украинской идеологической шизофрении Владимира Вятровича, который утверждает, что «Польша до сих пор общается с Украиной 2013 года, которой уже нет». А ведь редкие трезвые голоса предупреждали варшавских внешнеполитических стратегов о том, что победа украинского майдана принесет Польше не только экономические пряники, но и серьезные неприятности в плоскости национальной безопасности.

«Друзья» Порошенко в Варшаве, видимо, так же, как и он, полагали, что весь украинский «генетический мусор» удастся нейтрализовать в ходе войны на Донбассе. Однако джинн украинского национализма не спешит лезть обратно в бутылку. А как иначе, если он занят выполнением трех желаний своих освободителей? Пока Россия пробует отстаивать альтернативное видение миропорядка, дерусификация Украины не завершена, а ее ресурсы не распределены между новыми собственниками, с этим джинном приходится вести дипломатические переговоры.

На наших глазах Польша сегодня применяет по отношению к Украине, на первый взгляд, радикальные меры. В связи с запретом на проведение поисков и эксгумации польских жертв войны и конфликтов на территории Украины польские власти даже создали «черный список» украинских чиновников и общественных деятелей, которым запрещен въезд в РП. «Пропаганда преступных идеологий, в том числе нацизма, в Польше запрещена», - объяснил такой шаг глава пресс-службы польского МИД Артур Ломпарт.

Ироническим комментарием к словам господина Ломпарта стала надпись «Смерть Украине!», появившаяся недавно на опоре железнодорожного моста в пригороде Варшавы. После этого даже храбрый украинский посол-песенник Андрей Дещица обеспокоился безопасностью пребывающих в Польше своих соплеменников. Говоря дипломатическим языком, стороны констатировали, что национализм становится важной статьей украинско-польского идеологического товарооборота. Хотя формально в обеих странах его пропаганда, естественно, запрещена. Но товар этот сегодня ходовой и в особой рекламе не нуждается.

Нет смысла вдаваться в хронологию разворачивающейся между Варшавой и Киевом полемики. Важнее ответить на другие вопросы, которые сегодняшней украинской власти задавать бессмысленно. Способны ли официальные власти Польши признать истинные причины происходящего? Сколько в позиции Варшавы политической конъюнктуры, а сколько реального желания усмирить разгул национализма в соседней стране, да и у себя дома тоже?

Президент ЕС польский либерал немецкого разлива Дональд Туск уже увидел в происходящем всемогущую руку Кремля. «Внимание! Острый спор с Украиной, изоляция в Европейском Союзе, отход от верховенства права и независимости судов, атака на неправительственный сектора и свободные СМИ - стратегия “Право и Справедливость” или план Кремля? Очень похоже, чтобы спать спокойно», - заявил он в социальных сетях.

Правда, сам Туск в глазах действующей польской власти является настоящей пятой колонной. Варшава сегодня пытается взвинтить ставки в игре за региональное лидерство, повышая конфликтность диалога с Брюсселем и Берлином. Судя по всему, этот блеф поддерживают старшие друзья Польши в Вашингтоне, приветствующие любое усиление внутриевропейских противоречий. Поэтому Туск критикует политику своей страны не из-за сочувствия Украине, а в интересах групп влияния, выступающих за сохранение доминирующей роли Берлина в проекте ЕС.

Примечательно, что Витольд Ващиковский в ответ на критику Дональда Туска назвал неэффективными действия последнего как главы Евросовета в отношении «Brexit, кризиса в Украине и Каталонии». Варшава таким образом не только намекает на кризис европейского интеграционного проекта в целом, но и пытается переложить на Брюссель ответственность за просчеты собственной восточной политики. Ведь «белорусский плацдарм» взять так и не удалось, а «украинский прорыв» принес уж слишком много проблем в контексте региональной безопасности. Однако, видя очевидные экономические выгоды в «потрошении» Украины, Варшава не отчаивается.

Правящая в Польше партия «Право и Справедливость» в отношениях с Киевом сегодня руководствуется не только собственными консервативными и патриотическими программными постулатами. В конце концов, вся полнота власти в стране принадлежит президенту Анджею Дуде и его однопартийцам еще с 2015 года. И особых проблем в глорификации бандеровщины на Украине польские адвокаты Украины до последнего времени не видели. Просто после смены президентской администрации в США поляки четко уловили момент потери «живого» интереса  в Вашингтоне к обанкротившемуся украинскому проекту. Протестировали ситуацию в истории с триумфальным прорывом на Украину Саакашвили. И получили с берегов Потомака карт-бланш на «воспитание» режима Порошенко по всем направлениям. Кроме одного. Даже умирающий украинский проект должен оставаться выраженно-антироссийским.

В этой связи показательным также является мнение главы Института национальной памяти (ИНП) Польши Ярослав Шарека. Он полагает, что Варшава не может указывать Киеву, каких героев выбирать, но о преступлениях УПА против поляков на Волыни молчать тоже не может. Однако украинцев и поляков могут объединять другие герои, такие как Симон Петлюра или генерал Марко Безручко, который защищал город Замость от большевиков. Кроме того, объединительными темами он считает Голодомор в Украине, подпольную деятельность католической церкви, служение польских священников среди украинцев, деятельность антикоммунистических активистов в 1970-х годах.

Как видим, Варшава прямым текстом говорит о том, что идеальным героем совместной с украинцами истории она видит Петлюру, без проблем согласившегося на вхождение Галичины и Волыни в состав Польши. Деятельность католического духовенства и диссидентская активность также идеально ложится в общую канву антисоветской и антироссийской политики. «Деятели» калибра Вятровича или Дещицы, кстати, против таких предложений не возражают. Видимо, эти идеи вполне укладываются в их понимание стратегических задач украинской государственности. Единственное, чем они не готовы поступиться, это «светлой памятью» украинских пособников нацистов из ОУН-УПА.

Однако Варшава имеет достаточный дипломатический опыт, чтобы…

Полностью читать ЗДЕСЬ

Польша

Previous post Next post
Up