Фирташ как последняя стадия деградации украинского химпрома
Украина - страна настолько странная, что в ней целые отрасли экономики могут принадлежать отдельным индивидам. Именно поэтому с 2010 года, когда мы говорим об украинской химической промышленности, мы подразумеваем Дмитрия Фирташа, сконцентрировавшего в своих руках её основные активы. Из всех уцелевших за годы независимости предприятий химпрома он не контролирует лишь два.
Впрочем, жизнь Дмитрия Васильевича, как и всей украинской химической промышленности, полна трудностей и проблем. В мае 2014 года, после того как Горловка и Северодонецк оказались в зоне боевых действий, работа концерна «Стирол» и «Северодонецкого объединения «Азот» в целях безопасности была остановлена. В результате этого оказалась парализована как раз экспортная часть химической монополии Фирташа. Данное событие нанесло существенный финансовый удар по доходам всего украинского химпрома, обвалив их в период с января по октябрь более чем наполовину.
Кроме этого, в 2014 году Украина фактически потеряла как Крымский содовый завод, так и «Крымский Титан». После возвращения Крыма в состав России юридический адрес содового завода стал российским, а производственный комплекс «Крымского Титана» Group DF сдала в аренду московскому ООО «Титановые инвестиции» (учрежденному структурами Фирташа).
Одновременно с этим по химической империи Фирташа нанёс удар премьер-министр Украины Арсений Яценюк, который после истечения аренды «Крымским Титаном» залежей ильменитовых руд - Вольногорского ГМК и Иршанского ГОКа, передал их в управление Объединенной горно-химической компании.
Не меньшие проблемы для химической монополии Фирташа возникли и на внешних рынках.
В частности, в 2014 году химическая отрасль Украины потеряла индийский рынок карбамида. Оттуда её в сентябре вытеснили китайские производители. Причина этого проста: китайцы предложили за этот продукт слишком низкую цену, убыточную для остальных участников конкурса. Правда, терять позиции на индийском рынке украинские производители начали ещё в 2010 году.
Также в декабре стало известно, что и рынок карбамида в Пакистане для Украины тоже утерян благодаря усилиям Ирана. До 2014 года сбыт иранской химической продукции долгое время ограничивался торговыми санкциями США и Европы. Однако в прошлом году они были сняты. И, чтобы восстановить утерянные позиции, Иран стал предлагать карбамид даже по более низким ценам, чем Китай.
Вернуться в Индию и Пакистан Украине уже не удастся, так как для этого необходимо предложить там цену на карбамид почти вдвое ниже уровня нынешней украинской себестоимости данного продукта.
Самое интересное, что в этой ситуации Дмитрий Фирташ не растерялся и плавно переключился на торговлю китайским карбамидом. Швейцарское отделение принадлежащего ему трейдера NF Trading уже в 2014 году принялось завозить в ЕС китайский карбамид.
Похоже на то, что очень скоро Украина из экспортера карбамида превратится в его импортера. И это естественно, ведь понизить себестоимость украинского производства можно лишь путём его модернизации, а это требует очень значительных инвестиций. Но за все годы «нэзалэжного» существования украинского химпрома его модернизацией никто не занимался. А теперь, в условиях глубокого финансово-экономического кризиса и войны, это сделать невозможно даже при очень большом желании.
Впрочем, карбамид стал вторым азотным продуктом Украины, экспорт которого обваливается под воздействием мирового кризиса и военных действий на Донбассе. Первый в этом ряду - аммиак. В лучшие годы Украина отправляла на внешние рынки 22,5 млн. тонн этого продукта. Аммиак при нынешней конъюнктуре способен в год приносить производителям не менее 1,3 млрд. долл. США. Однако Дмитрий Фирташ ещё в 2010 году сообщил о том, что, по его мнению, украинский аммиак не в состоянии конкурировать с его аналогами из России и Ближнего Востока по причине более высокой себестоимости.
За последние несколько лет Украина потеряла сразу несколько важных рынков сбыта своего аммиака и карбамида - США, Индию, Пакистан, Турцию и Бразилию. Ранее, 2003 году, она окончательно ушла с рынка всей Юго-Восточной Азии. Под вопросом сейчас и сбыт продукции украинского химпрома в Евросоюз.
По мнению экспертов, серьёзный бизнес на удобрениях в обозримом будущем у Фирташа может получиться лишь на продаже аммиачной селитры и только на внутреннем рынке. Аммиаком на экспорт будет торговать Одесский припортовый завод, карбамидом - «ДнепрАзот». А заводы Ostchem на внешнем рынке смогут сбывать лишь небольшие объемы карбамида.
Если проанализировать динамику функционирования химической отрасли Украины в целом, без труда можно заметить тренд непрерывного спада объёмов производства и падения прибыли.
Полной катастрофы в 2014 году украинскому химпрому (как и металлургии) удалось избежать лишь благодаря стремительному обвалу гривны. Это позволило предприятиям-экспортерам нарастить гривневую выручку и более чем вдвое сократить убытки на предприятиях.
Обвал гривны также помог сдержать импорт удобрений. Трейдеры, опасаясь потерь, связанных с обменным курсом, на несколько месяцев откладывали поставки сложных, фосфорных и азотных удобрений, в то время как внутренние цены на них росли и значительно опережали экспортные. Это, собственно, тоже поспособствовало улучшению финрезультатов отечественных химпредприятий.
Исходя из вышеизложенного, нетрудно понять, что химическая промышленность Украины, лишённая инвестиций, модернизации и дешёвого газа, неумолимо теряет рынки сбыта, закрывает химпредприятия, сокращает своё производство и деградирует до выпуска самого простого сырья. Украинский химпром постепенно умирает, и этот процесс вплотную приблизился к своей финишной черте.
Полная энергетическая зависимость
Энергетика на Украине стала огромной и практически неразрешимой проблемой после того, как в страну перестал поступать дешёвый российский газ. До первого «Майдана» данный энергоноситель был легко доступен как для широких народных масс, так и для украинской промышленности. Более того, большие олигархические капиталы в стране создавались благодаря использованию или реэкспорту в Европу поразительно дешёвого российского газа.
Однако после того как галицийские крестьяне торжественно внесли Ющенко в президентский кабинет, российский газ для Украины начал стремительно дорожать, а его украинское потребление интенсивно сокращаться. Поэтому можно сказать, что зад Виктора Ющенко, который в результате «Оранжевой революции» был помещён в президентское кресло, стоил народу Украины десятки миллиардов долларов. Уже через несколько лет пламенный вождь Майдана был никому не нужен, но весёлая майданная гулянка оказалась крайне дорогой для бывшей УССР. Возможно, даже смертельно дорогой.
Впрочем, не стоит винить во всём лишь седалищное место Виктора Ющенко. Пожалуй, что главную роль в избавлении народа Украины от дешёвого газа сыграла его неверная соратница по Майдану Юлия Тимошенко. Благодаря газовому контракту, подписанному ею с «Газпромом» в январе 2009 года, Украина стала покупать российский газ не по «братской», а по рыночной цене. Газовый контракт Тимошенко был подписан на условиях «плавающих расценок», привязанных к мировым ценам на мазут и газойль (которые, в свою очередь, зависят от мировых цен на нефть).
Когда Юлия Владимировна подписывала контракт, в мире свирепствовал финансовый кризис. Спрос на нефть падал, а вместе с ним падала и цена на «чёрное золото». Очевидно, в связи с этим украинский премьер-министр решила, что цена на нефть и дальше будет либо падать, либо оставаться в диапазоне от 30 до 50 долларов за баррель. Однако после стремительного падения, цена на нефть, вопреки прогнозам большинства экспертов, рванула в заоблачные выси. А вместе с нею туда же улетела и цена за российский газ.
В итоге получился конфуз, который, если верить Виктору Януковичу, дополнительно стоит Украине в год 6 млрд. долларов. Как он заявил в марте 2013-го, «контракт, который был подписан в 2009 году Тимошенко... до 2019 года, приносит ежегодно убытки стране, и я отвечаю, 6 миллиардов долларов». При этом он добавил: «для нас это просто петля на шее».
Тем не менее, до самого своего свержения снять «газовую петлю Тимошенко» с шеи Украины Янукович не смог. Максимум, на что его хватило, это на подписание в апреле 2010 года т.н. «Харьковских соглашений», в результате которых «плавающая цена» на российский газ осталась, но со стодолларовой скидкой в счёт продления аренды Черноморским флотом России военно-морских баз в Крыму до 2042 года. Правда, в мае 2012 года Азаров относительно данной скидки заявил, что «на самом деле никакого снижения не было, это была арендная плата за пребывание Черноморского флота…».
Как бы там ни было, сейчас эта скидка никакого значения не имеет, так как после возвращения полуострова в состав РФ её Москва отменила. Ну а в апреле 2014 года Генпрокуратура Украины завела уголовное дело в отношении факта подписания бывшим украинским президентом т.н. «Харьковских соглашений». Януковичу вменили злоупотребление властью при подписании договора (часть 2 статьи 364 Уголовного кодекса) и госизмену (часть 1 статьи 111).
После захвата власти проевропейской оппозицией, в июле 2014 года, премьер-министр Арсений Яценюк, вздыбив на своём исключительно украинском лице свою предельно мужественную щетину, клятвенно пообещал лично снять с шеи Украины «газовую петлю Тимошенко».
Вначале украинское правительство подняло на щит спасительную идею диверсификации поставок газа. Украинский премьер мудро заявил, что Запад ему поможет. И, действительно, через некоторое время Европа начала экспорт газа в Украину. Украинские СМИ вслед за Яценюком торжественно трубили об очередной победе. Однако при этом в 2014 году около 96% газа, купленного Украиной, было приобретено ею у «Газпрома». То есть, диверсификация произошла, но в чисто символических масштабах, позволяющих украинским СМИ радостно заявить о том, что «Запад нам помог».
Осознав ту простую истину, что основным, главным и почти единственным экспортёром газа для Украины останется Россия, непреклонный украинский премьер велел Москве продавать ему газ по 268 долларов за 1 тыс. куб. м. Тогда Арсений Петрович гордо заявил, что дороже он покупать не будет ни при каких условиях. Однако уже в октябре, по-мужски сурово поблёскивая линзами, Яценюк назвал победой то, что Украина купит газ у России по среднегодовой цене в 378 долларов за 1 тыс. куб. м. А украинские СМИ в очередной раз дружно воскликнули: «цэ пэрэмога» гениального премьера!
Чтобы оценить данную «победу», необходимо просто вспомнить, что в 2010 году, после подписания Януковичем «Харьковских соглашений», средняя цена за российский газ для Украины была 280 долл. за 1 тыс. куб. м. Причём интересно то, что после обвала мировых цен на нефть в 2014-ом, цена на него каким-то удивительным образом длительное время для Киева не менялась. И лишь в начале февраля 2015 года вслед за расценками на нефть, контрактная стоимость газа упала до 329 долларов за тысячу кубов.
При этом необходимо учитывать, что подписанное правительством Яценюка газовое соглашение носит временный характер. Скидка в 100 долларов за 1 тыс. куб. м, которую Москва предоставила Киеву, действует с 1 ноября 2014 года до 31 марта 2015-го, а поставлять газ в Украину «Газпром» согласился только после введения предоплаты. Теперь Украина сперва платит, а потом потребляет на уплаченную сумму. По сути, Яценюк подписал «Харьковские соглашения - 2.0», но в ещё более невыгодном для Украины варианте.
Однако яценюковская «победа» длилась не долго, и уже 20 января 2015 года глава «Газпрома» Алексей Миллер на встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым заявил, что с 1 апреля 2015 года прекращает своё действие стодолларовая скидка для Украины на российский газ.
А это означает, что с апреля российский газ будет стоить Украине 485 долларов за тысячу кубометров.
Кроме того, тогда же, в январе, Алексей Миллер сообщил о том, что «"Газпром" направил украинскому "Нафтогазу" письмо об имеющейся задолженности 2 миллиарда 196 миллионов долларов и о необходимости также оплаты пени за просроченный период». На конец января 2015 года долг Украины перед Россией вместе с пенями за просрочку газовых платежей составил 2,44 миллиарда долларов.
При этом, как сообщил 20 февраля министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин, «в хранилищах сегодня 8,5 миллиарда кубов газа, а критический запас с точки зрения технологии и поддержания давления в трубе - 6 миллиардов. Мы выбираем по 65-70 миллионов кубометров в день, так что до конца марта запасов у нас достаточно. В апреле потребление снизится, и мы сможем поддерживать баланс за счет европейского реверса и собственной добычи».
Обратите внимание, Демчишин надеется, что в апреле потребление газа в стране снизится, и его баланс удастся поддерживать без российского экспорта. Похоже на то, что Киев не собирается делать новую предоплату.
И это не удивительно. Фактически «Нафтогаз» уже давно банкрот, и его существование полностью зависит от вливаемых в него денег из госбюджета. Об этом, кстати, открыто заявил в конце февраля глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев. «"Нафтогаз" находится на грани дефолта уже очень давно, с 2009 года это состояние в той или иной степени меняется, но оно продолжается», - заявил Коболев.
В связи с отказом «Нафтогаза» от предоплаты, 24 февраля глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил о том, что «Украина не сделала своевременно новую предоплату за газ. На сегодня осталось предоплаченного газа только 219 млн. куб. м. На зачисление средств от «Нафтогаза» на счет «Газпрома» уходит около 2 дней. Поэтому поставка газа в Украину в объеме заявки 114 млн. куб. м газа уже всего через два дня приведет к полному прекращению поставки российского газа в Украину, что создает серьезные риски для транзита газа в Европу».
В конечном итоге Киев продолжил осуществлять предоплату за поставки российского газа, но предельно минимальную. Теперь Украина покупает газ не на год, не на пол года, не на квартал, и даже не на месяц. На данный момент её средств хватает оплатить поставки газа в страну лишь на несколько недель.
Подобные, предельно минимальные финансовые средства, которые правительство выделяет на закупку газа, свидетельствуют о том, что в госказне нет необходимых резервов, способных обеспечить закупку газа на длительный срок. Теперь Киеву с трудом удаётся наскрести деньги даже на несколько недель газовых поставок. А это означает, что если в ближайшее время Украина не получит очередной кредит, то страна может оказаться в состоянии острого газового дефицита. Не сложно понять, что в подобной ситуации страну ожидает подорожание газа и не исключён экономический коллапс. Без газа промышленное производство на Украине невозможно. А он будет либо очень дорогим, либо его не будет вообще.
Впрочем, подорожание газа, со всеми вытекающими из этого для украинского производства последствиями, будет происходить в любом случае. Даже если Киев сможет «гомеопатически» оплачивать Москве его дальнейшие поставки. Дело в том, что 26 февраля Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), приняла решение с 1 марта 2015 года повысить предельную цену на газ для промышленных потребителей на 56% - до 8 900 грн. за тыс. куб. м.
И это лишь начало ухода цены на природный газ в недостижимые для украинских потребителей заоблачные выси.
Как заявили в НКРЭКУ, упомянутая выше цена для украинской промышленности минимальна, так как «Нафтогаз» предлагает установить предельную цену на газ для промышленности в размере 11 тыс. 100 грн. за тыс. куб. м, однако комиссия настояла на минимально возможной в текущих условиях цену на газ, реструктуризировав часть расходов «Нафтогаза». Это означает, что подорожание «голубого топлива» продолжится.
Но необходимо понимать, что дальнейший рост цен на газ это - смертный приговор для до сих пор уцелевшего украинского производства. Его остановка, в сложившейся ситуации, это лишь вопрос времени.
Судя по всему, у «Нафтогаза» как всегда нет наличных для закупки газа, у украинского государства нет средств для дальнейшего финансирования этой компании-банкрота, а у промышленности и населения нет денег, чтобы оплачивать потребление газа.
Подытоживая, можно констатировать, что в результате незамысловатых действий майданного правительства, газа на Украине стало катастрофически мало, и он оказался непозволительно дорогим не только для промышленности, но и для подавляющего большинства населения.
К примеру, стоимость газа для граждан с 1 мая 2014 г. выросла в 1,5 раза - до 1089 грн. за тыс. кубометров с 720,54 грн. за тыс. кубометров. С 1 июня 2014 года Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики, повысила тарифы на электроэнергию для населения на 10-40% в зависимости от объемов её потребления. А с 1 июля 2014 года на Украине существенно выросли тарифы на услуги по водо- и теплоснабжению. К примеру, в Киеве тариф на централизованное водоснабжение и водоотвод вырос более чем в 2,3 раза (до 7,46 грн/куб. м), а на горячее водоснабжение - на 58 - 69% (23,48-25,1 грн/куб. м). Кроме того, с июля 2014 г. в столице установлен новый тариф на централизованное теплоснабжение - 375,3 грн/Гкал, который на 48 - 58% превышает ранее действовавший (237,70-253,15 грн/Гкал в зависимости от сроков оплаты).
Но это не предел роста цен. «Рэволюция гидности» в сфере коммунальных тарифов продолжается. 18 февраля глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева уточнила цену нового кредита МВФ для Украины в сфере тарифов на газ. «В соответствии с разработанной нами и МВФ программой, повышение тарифов будет очень резким - на 280% на газ и около 66% на тепло», - сообщила она.
И глава НБУ почти не солгала. 3 марта Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, в рамках выполнения меморандума с ключевым кредитором страны Международным валютным фондом, приняла решение повысить с 1 апреля 2015 года минимальный тариф на газ для населения в 3,3 раза - до 3 600 грн. за тысячу кубометров топлива. А цена реализации газа, добываемого госкомпанией «Укргазвыдобування» для нужд населения, была поднята в 4,5 раза.
Согласно решению комиссии, вышеупомянутый минимальный тариф для населения устанавливается в отопительный сезон с 1 октября по 30 апреля при максимальном потреблении топлива в объеме до 200 кубометров в месяц. В случае превышения установленного минимального объема, последующие объемы оплачиваются из расчета 7 188 грн. за тысячу кубометров.
В период межсезонья - с 1 мая по 30 сентября - стоимость природного газа составит 7 188 грн. за тысячу кубометров, независимо от объемов потребления.
Кроме того, по решению НКРЭКУ, тариф на газ для населения для приготовления пищи устанавливается с 1 апреля на уровне 7 188 грн. за тысячу кубометров, что в 6 раз превышает действующий тариф. То есть, для квартирных газовых конфорок цена газа выросла на 500%.
Впрочем, как сообщил представитель НКРЭКУ, повышение тарифов на газ для всех категорий потребителей в среднем составит 280%, как и было зафиксировано в меморандуме с МВФ, подписанном президентом, премьер-министром, главами Минфина и Нацбанка в конце февраля 2015 года.
Но и это ещё не всё…
Полностью читать
ЗДЕСЬ